Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
4 февраля Совет судей Украины принял решение продлить срок прикрепления судей из зоны АТО, у которых в сентябре 2015 г. истек установленный законом срок прикрепления к другим судам. Также ССУ рекомендовал Государственной судебной администрации произвести выплаты судейского вознаграждения таким судьям, включая и образовавшиеся с прошлого года долги. Хотя ГСА и согласилась с таким решением ССУ, судя по всему, вопрос с выплатами для судей еще далек от окончательного разрешения. В сложившейся ситуации разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Долгий путь к решению
Проблема судей судов, расположенных в Крыму, Севастополе, на неподконтрольных властям Украины территориях Донецкой и Луганской областей, появилась в 2014 г. В связи с аннексией Крыма и боевыми действиями в Донбассе многие суды прекратили работу, а судьи выехали на контролируемую властями территорию. При этом проблемы трудоустройства и материального обеспечения выехавших судей решались крайне медленно.
В такой ситуации инициативу взял на себя Совет судей Украины. Еще 25 апреля 2014 г. он принял решение №18, согласно которому судьи, подавшие заявления на перевод из Крыма и Севастополя, временно прикреплялись к судам материковой Украины. Прикрепляли судей к штату судов той же специализации и инстанции, в которых они работали на момент аннексии Крыма. Судьям гарантировалась выплата судейского вознаграждения, а в перспективе предполагалось, что они постепенно будут переведены в другие суды по всей территории страны. Основанием для соответствующей процедуры прикрепления стал Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014, которым была изменена территориальная подсудность местных судов.
20 августа 2014 г. вступил в силу Закон «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции», согласно которому была изменена подсудность дел судов, расположенных в районах, где велись боевые действия. Их должны были рассматривать суды не только спокойных районов Луганской и Донецкой, но и Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областей. О судьбе самих судей, впрочем, речь в законе не шла. С сентября 2014 г. часть судей судов, оказавшихся в зоне активных боевых действий, перестали получать судейское вознаграждение.
В конце 2014 г. опробованную на судьях из Крыма практику ССУ решил распространить на судей Донбасса. 23 декабря 2014 г. Совет принял решение №76, согласно которому судьи 32 судов с неконтролируемых властями территорий Донецкой области на неопределенный срок прикреплялись к Славянскому горрайонному суду, а судьи 18 судов Луганской области – к Рубежанскому городскому суду той же области. Этим судьям также гарантировались выплаты судейского вознаграждения, а тем, у кого они прекратились – возобновление выплат и долгов по ним. Приказы о прикреплении судей к конкретному суду издавались непосредственно председателями судов, к которым шло прикрепление. Как и в предыдущем случае, предполагалось, что прикрепление будет временным, а прикрепленные судьи или вернутся в свои суды, или будут переведены в другие. Основанием для такого решения ССУ стало решение СНБО «О неотложным мерах, касающихся стабилизации социально-экономической ситуации в Луганской и Донецкой областях» от 4.11.2014.
Однако потом путаницу и проблемы породили переходные положения Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» от 12.02.2015. Согласно им, для судей с неконтролируемых властями территорий был установлен четкий срок прикрепления – 6 месяцев. Прикрепление судей, согласно этому закону, проводила Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС). С апреля по декабрь 2015 г. она приняла 12 соответствующих решений, а в январе 2016 г. еще одно.
В течение всего этого времени судьи хотя и не осуществляли правосудие, но получали зарплату. Многие судьи, у которых были полномочия, перевелись за это время по конкурсу в другие суды (таких насчитывается 378 человек). Часть судей не смогли перевестись из-за конкуренции на конкретное место в суде, часть не устроили суды, в которые их решила рекомендовать ВККС. Однако 28 сентября 2015 г. срок прикрепления у таких судей истек. От этого пострадали те из них, у которых закончился 5-летний срок пребывания в должности, а также те, кто еще не перевелись в другие суды на конкурсных условиях или без конкурса. Начисление зарплат им со стороны ГСА моментально прекратилось. Таких судей по состоянию на середину февраля 2016 г. насчитывалось 72 человека (по другим данным, 75, среди них 42 судьи с полномочиями, а 33 – у которых полномочия закончились). Среди них 4 судьи из крымских судов. 5 таких судей уже написали заявления об увольнении.
Вопрос, что делать с судьями, выехавшими из зоны АТО, завис почти на полгода. «Судьи АТО», лишившиеся выплат, сразу же заявили о незаконности таких действий. Ссылаясь на норму Закона «О судоустройстве и статусе судей», которая устанавливает судейское вознаграждение для судей местных судов, не осуществляющих правосудие, в размере должностного оклада, т. е. 10 минимальных заработных плат без права на остальные доплаты, часть из них подали иски к ГСА. Впрочем, ВККС и ГСА настаивали, что для возобновления выплат, как и прикрепления к судам, необходимы изменения в закон, которыми срок прикрепления будет продлен. Каждому такому судье ГСА в настоящее время должна около 60 тыс. грн.
Совет судей взял инициативу на себя
На заседании 4 февраля ССУ, придя к выводу, что вопрос с судьями АТО надо как-то решать, вынес на обсуждение два проекта решений, первый из которых разработал член ССУ, судья Попаснянского райсуда Луганской области Виталий Закопайло, а второй – тоже член ССУ, судья Харьковского окружного административного суда Людмила Волкова. Суть их сводилась к тому, что ССУ своим решением может прикрепить судей Луганской и Донецкой областей к тем судам, к которым они уже прикреплены, до момента возобновления работы «родных» судов или решения вопроса в законодательном порядке. При этом председатели Славянского и Рубежанского судов должны будут издать приказы о прикреплении таких судей, а ГСА – возобновить им выплаты, включая полную выплату задолженности. «Несмотря на равный статус всех судей перед законом, часть из них попали в какую-то новую категорию судей, не получающих судейское вознаграждение», – говорилось в одном из проектов.
В качестве обоснования решения ССУ было предложено использовать практику двух прошлых решений ССУ о прикреплении судей из Крыма и Донбасса. Как отметила председатель ССУ Валентина Симоненко, в полномочия ВККС, согласно законам «Об обеспечении права на справедливый суд» и «О судоустройстве и статусе судей», не входит такая функция, как прикрепление судей. Комиссия может только вносить представления на перевод судей в другие суды. Следовательно, полномочия ВККС на прикрепление судей являются разовыми, прописанными только в переходных положениях Закона «Об обеспечении права на справедливый суд». «Мы предлагаем взять прикрепление судей на себя, у ВККС такие полномочия уже истекли, тем более, что в 2014 г. мы уже принимали решения о прикреплении судей, хотя тогда это не было определено законом», – заявила председатель ССУ.
Однако она тут же уточнила, что решение ССУ должно касаться не всех судей, а только тех, кто «определился с будущим». «Мы предлагаем прикрепить только тех судей, которые написали заявления на перевод в другой суд, находятся в декретном отпуске, у которых есть рекомендации на избрание бессрочно или есть заявление на увольнение», – рассказала В. Симоненко. Фактически это означало, что решение ССУ не коснется 25 судей, никак не заявивших о планах своих дальнейших действий, место пребывания которых сейчас точно не установлено.
У ряда членов ССУ и представителей ГСА возникли сомнения относительно правомерности решения Совета судей о прикреплении и возобновлении выплат. «Сомневаюсь, что мы можем давать председателям судов какие-то распоряжения относительно прикрепления», – отметил судья Львовского апелляционного хозяйственного суда Максим Желик. Было даже предложено перенести заседание, чтобы точно прояснить, скольким судьям все-таки следует продлить срок прикрепления и возобновить выплаты судейского вознаграждения.
Высказали сомнения и представители ГСА. Ее председатель Зеновий Холоднюк сообщил, что вопрос должен решаться на законодательном уровне. «Было бы правильным, если бы ВККС приняла решение и перезакрепила этих судей на месяц, два, шесть, пока не будет урегулирован вопрос с переводом. Если Комиссия примет решение о прикреплении судей, в течение месяца им будет выплачена вся задолженность. Здесь нужно урегулирование на законодательном уровне. Сейчас нет механизма решения проблемы. А у нас сейчас нет оснований проводить выплаты таким судьям», – сообщил глава ГСА. Ему вторил заместитель главы ГСА Павел Кондык: «Я рекомендовал бы отложить этот вопрос до решения Верховной Рады. Формально ССУ не может принимать решения о прикреплении. Даже если мы кого-то обяжем, у нас возникнут проблемы реализации этого решения, потому что судьи были прикреплены к определенному суду, и через него производились выплаты. Но теперь председатели судов могут не взять на себя ответственность издавать приказы о прикреплении».
Такая позиция вызвала негодование у судьи Апелляционного суда Киева Дениса Масенко (до апреля 2015 г. судья Апелляционного суда Луганской области). Он заявил, что ни один закон или документ не запрещает проводить выплаты судьям из зоны АТО. «Мы хотим заговорить проблему, хотим перевалить ответственность на ВККС, парламент. Кто дал распоряжение о прекращении выплат? Где документ, на основании которого прекратились выплаты? Люди не виноваты, что кто-то долго думает», – негодовал судья. Его поддержала судья Л. Волкова. «Люди с голоду умрут, больше нет возможности ждать», – заявила она.
В итоге ССУ проголосовал в целом за проект В. Закопайло и принял решение продлить срок прикрепления судей на неопределенный срок. ГСА должна начать выплаты судьям, в т. ч. образовавшегося долга, а председатели судов должны издать соответствующие указы о прикреплении судей. ГСА в целом поддержала решение ССУ. Впрочем, по состоянию на 12 февраля это решение еще не было подписано и, по сути, оставалось в виде проекта.
По словам собеседника «Судебно-юридической газеты» в ВККС, в Комиссии принципиально не возражают против решения ССУ и согласны с тем, что право Комиссии осуществлять прикрепление является разовым. По его мнению, ССУ вполне может заниматься практикой прикрепления судей с учетом того, что решение СНБО от 4 ноября 2014 г. все еще остается в силе.
Парламент и пустота
Для решения проблемы судей из зоны АТО на законодательном уровне еще осенью 2015 г. в парламенте был разработан законопроект, предусматривающий продление срока прикрепления судей. Законопроект №3328 от 15.10.2015, инициатором которого стал первый заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец, предусматривает возможность прикрепления судей решениями ВККС на четко не ограниченный срок, например, до того момента, когда их «родные» суды все же возобновят работу. Однако ни 25 декабря 2015, ни 4 февраля 2016 г. парламент так и не поддержал этот законопроект.
12 февраля под председательством Л. Емца состоялась встреча с участием судей из зоны АТО, представителей ССУ, ГСА и ВККС. В ее ходе нардеп сообщил, что законопроект №3328 будет существенно доработан. В нем появится четкое положение, согласно которому судье, у которого закончился 6-месячный срок прикрепления к другому суду, со дня окончания срока прикрепления и вплоть до нового решения ВККС о прикреплении сохраняется выплата должностного оклада без дополнительных доплат. Это предложение поддержали все участники встречи.
Впрочем, секретарь квалификационной палаты ВККС Станислав Щотка отметил, что в законопроекте необходимо прописать и право ВККС на открепление того или иного судьи. «Бывают ситуации, когда неясно, что происходит с тем или иным судьей. Может, он умер, может, работает в «ДНР» или «ЛНР». Пока это будет установлено, пока будет принято решение об увольнении таких лиц, им будут начисляться выплаты. Мы могли бы быстро принимать решения и блокировать перечисление им денег. Кто прикреплял судью, тот и должен иметь право откреплять его, это будет логично», – заметил С. Щотка. А З. Холоднюк подтвердил, что для возобновления выплат судьям из зоны АТО необходимы изменения в закон.
Впрочем, о перспективах законопроекта не решился говорить даже его автор. 17 февраля он еще будет обсуждаться на заседании профильного комитета, потом будет внесен в парламент. Однако проголосуют ли депутаты за доработанный законопроект, никому неизвестно.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Зеновий Холоднюк, председатель Государственной судебной администрации
– Проблемы с прикреплением и выплатами судейского вознаграждения для судей из зоны АТО желательно решить на уровне закона. Это было бы идеально. Но поскольку законодатель до сих пор не урегулировал ситуацию, судьи вынуждены обращаться к Совету судей Украины. Решение ССУ я комментировать не могу. Мы пока не получили подписанное решение ССУ, а когда получим, тогда и будем думать, что делать. Мы не можем не выполнять решение ССУ, но этот вопрос очень непростой.