Из-за отмены обязательной сертификации алкогольных напитков украинский рынок наводняет опасная для жизни продукция
Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
«Фейк» от Минэкономразвития
Начиная с сентября 2015 г. Министерство экономического развития и торговли Украины начало распространять информацию о том, что алкогольные напитки больше не подлежат обязательной сертификации в государственной системе сертификации. Будто бы Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов» (который вступил в силу 20 сентября) установлено нераспространение действия декрета Кабинета министров Украины №46-93 от 10.05.1993 «О стандартизации и сертификации» на пищевые продукты. Ч. 2 ст. 18 этого декрета определено, что органы доходов и сборов осуществляют таможенное оформление импортных товаров, которые подлежат обязательной сертификации, на основании информации, включенной в реестр, в установленном КМУ порядке. Но поскольку с 20 сентября положения декрета не распространяются на пищевые продукты, к которым относятся и алкогольные напитки, на них действие положений декрета не распространяется.
И хотя в приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики №28 от 01.02.2005 «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине», который на тот момент регулировал процедуру сертификации (в т. ч. алкогольных напитков), соответствующие изменения внесены не были, обязательная сертификация алкогольных напитков с сентября 2015 г. не проводилась. Только в конце прошлого года МЭРТ издало приказ №1699 от 17.12.2015 «О внесении изменений в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, и признании утратившими силу некоторых приказов», которым отменило действие приказа №28.
В настоящее время действует приказ Минэкономразвития №1443 от 13.11.2015 «О внесении изменений в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, и признании утратившим силу приказа Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации». Согласно п. 2 данного приказа, с 22 декабря 2015 г. признается утратившим силу приказ Госкомитета по стандартизации, метрологии и сертификации №379 от 13.09.1996 «Об утверждении Правил обязательной сертификации алкогольных напитков».
Однако еще до того, как приказы утратили силу, и были внесены соответствующие изменения, начиная с 20 сентября Минэкономразвития сообщало, что алкогольные напитки больше не подлежат обязательной сертификации в государственной системе сертификации. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Максима Нефедова, с 20 сентября импорт алкоголя осуществляется без сертификата УкрСЕПРО, лишь на основании штампа Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы. «По данным Киевской, Южной и Одесской таможни, бизнесу уже удалось завезти продукцию без этого сертификата, только на основании штампа Госветфитослужбы», – заявлял тогда М. Нефедов.
Буква закона
Как известно, помимо законов, существуют и подзаконные нормативно-правовые акты, которые принимаются уполномоченными правотворческими субъектами на основе и во исполнение законов и не должны противоречить им.
Так вот, есть Закон «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.1995, который на сегодняшний день является действующим. Никакие изменения относительно отмены обязательной сертификации алкогольных напитков в него не вносились. Согласно ст. 10 (подтверждение соответствия продукции) указанного закона, алкогольные напитки подлежат обязательной сертификации. В частности, положения этой статьи гласят: «Спирт этиловый, коньячный и плодовый, спирт этиловый ректификованный виноградный, спирт этиловый ректификованный плодовый, алкогольные напитки и табачные изделия подлежат подтверждению соответствия в законодательно регулируемой сфере путем сертификации. Соответствие спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, алкогольных напитков и табачных изделий подтверждается наличием у их производителя или импортера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия».
Возникает вопрос: что имеет высшую юридическую силу – закон или подзаконный акт? Если закон, то на каком основании Министерство экономического развития и торговли своими приказами отменило обязательную сертификацию алкогольных напитков в Украине? Ведь ее отмена несет угрозу наивысшей ценности – жизни и здоровью человека.
Последствия
Главным негативным последствием такого шага является значительное ухудшение качества алкогольной продукции, что, безусловно, сказывается на здоровье граждан. Ведь в Украине теперь созданы тепличные условия для поступления на внутренний рынок некачественной продукции импортного происхождения. Как итог, участились случаи отравления граждан некачественными алкогольными напитками.
Согласно п. 2 заключительных положений Закона «О подтверждении соответствия», процедура исключения товаров из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется после внедрения соответствующих технических регламентов. На сегодняшний день украинское законодательство не гармонизировано с европейскими стандартами в сфере продуктов питания, и эта работа проводится очень медленно. За техническое регулирование отвечает Министерство экономического развития, и из-за его политики под ударом оказывается один из основополагающих принципов европейских директив – о том, что поставки на европейский рынок может осуществлять только производитель безопасной продукции. Эта норма прямо прописана в ст. 3 директивы Европейского парламента и Совета Европы №2001/95/ЕС от 03.12.2001 «Об общей безопасности продукции».
Действия Минэкономразвития по отмене обязательной сертификации следует признать недопустимыми, поскольку в перспективе они несут угрозу национальной безопасности Украины и нарушают конституционные права ее граждан. Например, они явно нарушают права граждан, предусмотренные ст. 3, 42, 50 Конституции Украины. Эти статьи предусматривают обеспечение права граждан на безопасность, качество жизни и здоровье. «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью», – напоминает, в частности, ст. 3 Конституции.
Что предпринять
Отмене обязательной сертификации алкогольных напитков в Украине должны предшествовать, как минимум, повышение ответственности производителей (поставщиков) за производство (ввоз) некачественной продукции, введение жесткого контроля за качеством продукции в розничных точках, а также отмена технических условий, ухудшающих качество и зарегистрированных с нарушениями действующих требований. Такие шаги позволили бы значительно эффективнее защищать права потребителей. Однако даже они вряд ли смогут должным образом защитить здоровье и жизнь людей. Только обязательная сертификация алкогольной продукции может стать действенной мерой по предотвращению распространения в Украине некачественных или поддельных алкогольных напитков.
Законом «О подтверждении соответствия» определено, что сертификат соответствия – это документ, подтверждающий, что продукция соответствует установленным требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа. Процедура подтверждения соответствия в законодательно регулируемой сфере для отдельных видов продукции, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, животных, растений, а также имущества и охраны окружающей среды, вводится техническими регламентами. Получается, что сертификация отменена, а процедура подтверждения соответствия не проводится, поскольку технические регламенты отсутствуют.
Поэтому обязательная сертификации алкогольных напитков очень необходима для должного контроля качества алкогольной продукции. Ведь сертификация – это подтверждение соответствия характеристик товара стандартам качества. Кроме того, она является своеобразным «предохранителем» от манипуляций, связанных с подделкой и распространением некачественных алкогольных напитков.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Валентина Гордиенко, экс-начальник управления государственного надзора Госпотребстандарта Украины
– Отмена сертификации стала началом приведения системы технического регулирования в соответствие с требованиями ВТО и ЕС. Однако для полного перехода от обязательной сертификации к оценке соответствия продукции согласно европейским требованиям необходимо реформировать не только систему техрегулирования, но и систему госконтроля и ответственности за введение в оборот некачественной и небезопасной продукции, которые сегодня не работают.
На данный момент отмена обязательной сертификации продуктов питания, в т. ч. алкогольных напитков – преждевременный шаг. Для того, чтобы Украина могла жить по законам ЕС, где обеспечение безопасности продукции и защита прав потребителей осуществляются без обязательной сертификации, необходимо гармонизировать и перестраивать украинскую систему государственного контроля.
На сегодняшний день на рынке вообще никто не контролирует этот вопрос, даже действует «табу» на все проверки. Поэтому количество отравлений увеличивается. Ведь некачественные алкогольные напитки спокойно продаются в магазинах, и это никто не контролирует. В Украине на сегодня не организован рыночный контроль на европейском уровне, а производители, поставщики и импортеры не несут ответственности за введение в оборот некачественной и небезопасной продукции.
С отменой обязательной сертификации продтоваров и алкогольных напитков на стадии производства в Украину могут начать бесконтрольно импортировать небезопасные пищевые продукты.
Сертификация – это третья независимая сторона, которая подтверждает, что продукция соответствует нормативным документам, по которым она изготовлена. И эта независимая сторона осуществляет испытания в лабораториях, проверяет и подтверждает, что определенная партия продукции, алкогольных напитков соответствует требованиям, т. е. является безопасной при употреблении. А теперь эта третья сторона упразднена, и получается, что вся ответственность лежит на производителе. В Украине же, к сожалению, производители не настолько сознательные, чтобы упразднять контроль государства за качеством алкогольных напитков.
Обязательная сертификация, особенно детского питания и алкоголя – это подтверждение того, что продукция соответствует всем нормам безопасности. В Европе 27% от общего объема производимых продуктов питания подлежат утилизации по тем или иным причинам. И в Украину поступает секонд-хенд, в т. ч. в виде продовольствия и алкогольных напитков.
Помимо прочего, отмена обязательной сертификации алкогольной продукции, по моему мнению, является еще и неправомерной. Так, в августе прошлого года вышел приказ, которым отменили обязательную сертификацию всех алкогольных напитков. Но при этом забыли внести изменения в приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики №28 от 01.02.2005 «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине» (далее – Приказ №28) и исключить из этого перечня алкогольные напитки. Таким образом, уже с 20 сентября 2015 г. по указанию Минэкономразвития не проводится регистрация сертификатов соответствия на алкогольные напитки в государственной системе сертификации при том, что по Приказу №28 сертификация алкогольных напитков остается обязательной. Минэкономразвития только в конце прошлого года соизволило своим приказом №1699 от 17.12.2015 «О внесении изменения в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине…», внести изменения в Приказ №28 и исключить из перечня алкогольные напитки. Получается, МЭРТ внесли изменения в приказ только в середине декабря, а алкоголь не сертифицировался еще с сентября 2015 г.
Своими приказами Минэкономразвития фактически незаконно отменило сертификацию алкогольной продукции. Но в официальных ответах на запросы его специалисты отмечали, что эти письма носят информационный характер и необязательны к исполнению – дескать, они тут ни при чем, что сертификаты на алкогольную продукцию не регистрируют в государственной системе сертификации, хотя этот реестр принадлежит Минэкономразвития.
Действия Минэкономразвития являются не только неправильными, а и неправомерными, так как в соответствии с требованиями ст. 10 действующего Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» в редакции от 01.07.2015, алкогольные напитки подлежат подтверждению соответствия путем сертификации. Соответствие алкогольных напитков подтверждается наличием у их производителя или импортера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия.
Под ударом оказывается один из основополагающих принципов европейских директив – о том, что поставки на европейский рынок может осуществлять только производитель безопасной продукции. Эта норма прямо прописана в ст. 3 директивы Европейского парламента и Совета Европы №2001/95/ЕС от 03.12.2001 «Об общей безопасности продукции».
На сегодня утрачена возможность своевременного выявления на рынке продукции, которая представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также фальсифицированной продукции, а доступ такой продукции на потребительский рынок становится открытым.