Уже через месяц ВККС приступит к первичному квалификационному оцениванию судей
Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»
Одним из главных и ожидаемых событий 2015 г. стало согласование Советом судей Украины Положения о порядке квалификационного оценивания судьи.
Необходимость прохождения всеми без исключения служителями Фемиды квалификационного оценивания установил принятый еще в феврале Закон Украины№192-VIII»Об обеспечении права на справедливый суд». Законодатели объясняли это существующими запросами общества на обновление всей судебной ветви власти, к которой граждане Украины, по их мнению, утратили доверие.
Регламентировал Закон и сроки проведения оценивания: для судей Верховного Суда и высших специализированых судов оно должно было проводиться в течение 6 месяцев со дня вступления его в силу, для судей апелляционных судов – в течение двух лет, а для судей местных судов – в сроки, которые установит Высшая квалификационная комиссия Украины. Именно на этот орган парламентарии возложили обязанность обеспечивать проведение оценивания с целью принятия решений относительно возможности отправления каждым конкретным служителем Фемиды правосудия на занимаемой им должности в определенном суде. Что касается судей, которые еще не были назначены бессрочно и только подали заявления об избрании Верховной Радой, то они должны были проходить оценивание в первую очередь на основании графика, составленного ВККС.
Цель оценивания судей была ясна, однако для достижения одного и того же результата можно использовать разные средства. И уже на этапе разработки методологической базы и утверждения процедуры оценивания в судебной ветви власти возникло два альтернативных подхода к его проведению. Высшая квалификационная комиссия судей предлагала сначала проводить экзамен, затем изучать судейское досье и завершать процесс оценивания собеседованием со служителем Фемиды. В свою очередь, Совет судей Украины настаивал, что первым этапом оценивания должно стать изучение судейского досье, ведь именно оно указывает на несоответствие лица занимаемой должности служителя Фемиды, тогда как его теоретические знания могут быть на должном уровне. Более того, председатель ССУ Валентина Симоненко указывала, что в случае неудачной сдачи экзамена судья обязательно должен быть направлен на повторное обучение в Национальной школе судей, и в таком случае государство может нести затраты на переподготовку лиц, которые по своим моральным качествам или иным признакам априори не соответствуют званию судьи.
Существование таких противоречий между Высшей квалифкомиссией и Советом судей привело к срыву сроков начала проведения оценивания. Но, так или иначе, представители других ветвей власти и общество требовали проведения «чистки» рядов служителей Фемиды, и после переизбрания Совета судей Украины был согласован вариант, предложенный ВККС. Что именно ожидает служителей Фемиды уже в ближайшее время, какие этапы оценивания утверждены, как оно будет происходить, а также что требуется от судьи, чтобы остаться на должности, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Все по порядку
В первую очередь следует отметить, что каждого судью в ближайшее время ждет определенный «конкурс». Состоять он будет из трех этапов. Важно, что для перехода на следующий «уровень» судье придется успешно пройти предыдущий. На первом этапе предстоит сдать экзамен. В случае его успешной сдачи Высшая квалификационная комиссия приступит к изучению судейского досье. Если и тут удача будет на стороне судьи, т. е. его досье не будет содержать негативной и порочащей информации, далее его ожидает собеседование.
Первичное квалификационное оценивания судей местных судов будет проводить квалификационная палата ВККС, а судей Верховного Суда, высших специализированных и апелляционных судов – квалификационная и дисциплинарная палаты совместно путем формирования коллегий из трех членов по принципу смешанного представительства.
Тестировать
Стоит обратить внимание и на тот факт, что первичное квалификационное оценивание судей несколько отличается от обычного оценивания, проводимого ранее Высшей квалификационной комиссией. Служителям Фемиды не следует ожидать тестов на общее знание законодательства – в этот раз тестирование будет проводиться в форме письменного изложения судьей предложенных квалификационной палатой или коллегией ВККС устоявшихся правовых позиций Верховного Суда и практики Европейского суда по правам человека. Задания будут составлены на государственном языке и будут содержать вопросы для определения знания судьей правовых позиций ВСУ, начиная с 1 января 2012 г., а также практики ЕСПЧ. Перечень таких заданий Комиссия будет размещать на своем веб-сайте за 20 дней до проведения теста. Положением о порядке сдачи экзамена и методикеего оценки во время квалификационного оценивания судьи установлено, что тестовые задания будут сформулированы однозначно, без вариативности их толкования, и должны содержать конкретную правовую ситуацию, для решения которой судье предстоит применить одну из правовых позиций ВСУ или ЕСПЧ.
Для проведения тестирования судьи соответствующей категории член квалификационной палаты или коллеги ВККС по принципу избирательности выберет из предложенного списка 2 тестовых задания, одно из которых позволит проверить знание судьей правовых позиций Верховного Суда Украины, а второе – практики Европейского суда по правам человека. Полученный в таком порядке набор утверждается квалификационной палатой или коллегией Комиссии и тиражируется в форме тетрадей в количестве, соответствующем числу судей, которые принимают участие в тестировании. В дальнейшем каждая тетрадь зашифровывается путем наклеивания специальных штрих-кодов, и на них не указываются никакие персональные данные судьи, что и обеспечивает анонимность тестирования.
Само тестирование будет проводиться в течение120 минут. За это время судье предстоит изложить в письменном виде предложенные положения из практики Верховного Суда Украины и Европейского суда по правам человека с учетом специализации судьи. По истечению указанного времени судьи, проходящие тестирование, сдают тетради уполномоченному представителю, который проверяет правильность их оформления и соблюдение их целостности. Все тестовые тетради собираются уполномоченными представителями, после чего ими составляется акт закрытия пакета с тестовыми материалами. Тетради и акт запаковывают вместе. В случае фиксирования во время тестирования нарушений со стороны судей уполномоченными лицами составляются соответствующие акты, которые запаковываются отдельно. Все материалы передаются квалификационной палате или коллегии Высшей квалификационной комиссии судей для дальнейшей обработки.
После получения пакетов с тестовыми тетрадями уполномоченный представитель в присутствии членов Комиссии осуществляет следующие действия: раскрывает пакет с тетрадями, составляет акт о его раскрытии и начинает процедуру оценки результатов тестирования. Эта оценка проводится с применением компьютерной техники и программного обеспечения, которое позволяет вычислить результат, придерживаясь условий анонимности. Оценивание проводится каждым членом квалификационной палаты или коллегии ВККС в отдельности с выставлением ими оценок в экзаменационной ведомости. Конечный же результат тестирования выясняется после обсуждения ими результатов, проставленных в экзаменационной ведомости судьи.
Важно, что как проведение тестирования, так и объявление его результатов фиксируются с помощью прямой видеотрансляции в режиме реального времени.
Куда же без практики!
Выполнение практического задания будет сведено к обсуждению на заседании смоделированной квалификационной палатой или коллегией Высшей квалифкомиссии судей практической ситуации, в т. ч. относительно процессуальных вопросов, с обязательным учетом инстанционности и специализации судей и судов, в которых они работают. Практические ситуации для выполнения практического задания также будут составлены на государственном языке. Они будут содержать набор конкретных исходных данных в виде ситуативного дела по вопросам юрисдикции соответствующего суда, на основании которого члены квалификационной палаты или коллеги ВККС во время экзамена моделируют практическую ситуацию для ее обсуждения с судей. Сами практические ситуации разрабатываются Высшей квалификационной комиссией судей и Национальной школой судей на основании судебных решений, принятых судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, которые вступили в силу и не были изменены или отменены по результатам рассмотрения судами высших инстанций, а также решений Верховного Суда Украины.
Всего для проведения экзаменов для каждой группы будет создано не менее 50 практических заданий: по 10 из гражданского, уголовного, хозяйственного, административного судопроизводства и судопроизводства по делам об административных правонарушениях.
Для формирования конкретного практического задания член квалификационной палаты или коллеги Высшей квалифкомиссии также по принципу избирательности берет из базы практическую задачу, которую судье предстоит выполнить. Задание будет выполняться судьей, исходя из его специализации, если она утверждена решением общего собрания судей суда, в котором он работает, надлежащая копия которого должна быть предоставлена Комиссии не позднее, чем за 15 дней до начала экзамена.
Стоит отметить, что несколько дней назад Высшая квалификационная комиссия судей разместила на своем официальном веб-сайте информацию о непредоставлении таких копий решений огромным количеством судов разных инстанций и специализаций. Если эти документы не будут своевременно предоставлены, судьям придется проходить практическую часть экзамена в общем порядке.
Для выполнения практического задания после его формирования судье предоставляется 30 минут для подготовки к обсуждению предложенной ситуации с членами комиссии. В это время служители Фемиды могут использовать свои подручные материалы. По истечению отведенного времени судьи по одному вызываются в зал заседаний.
Обсуждение практического задания также фиксируется с помощью прямой видеотрансляции в режиме реального времени. На этом этапе Комиссия устанавливает способность судей проводить судебные заседания, выносить решения, отправлять правосудие в суде соответствующей инстанции и специализации.
Что дальше?
После проведения тестирования и выполнения практического задания квалификационная комиссия проводит оценку судейского досье и собеседование со служителем Фемиды. Если судья успешно пройдет все эти этапы, он подтвердит, что занимает в системе судопроизводства свое место. Если же нет, его ждет прохождения переподготовки в Национальной школе судей с дальнейшим повторным оцениванием, которое, к тому же, будет проводиться уже в общем порядке. И только в случае повторного «провала» квалификационная палата ВККС принимает мотивированное решение о неподтверждении судей возможности отправлять правосудие в определенном суде. Тогда Высшая квалификационная комиссия судей в составе двух палат принимает решение о направлении рекомендации в Высший совет юстиции для решения вопроса о внесении представления об увольнении судьи с занимаемой должности за нарушение присяги.
***
Нельзя не отметить загруженность, которая ожидает в связи с первичным оцениванием Высшую квалификационную комиссию судей. Если сегодня заседания палат или всего состава Комиссии проводятся несколько раз в неделю в течение целого дня, то в скором будущем работа членов ВККС может стать круглосуточной. Вместе с тем, на них возложена важная миссия: они должны провести не просто оценивание, фактически очищение рядов служителей Фемиды от тех, кто недостоин носить гордое звания судьи.
Судьям же, которым такое оценивание предстоит пройти, необходимо как следует подготовиться: перечитать всю практику Верховного Суда Украины с 2012 г. и изучить решения Европейского суда по правам человека. Что касается выполнения практической части заданий, то в ход должна пойти вся база материального и процессуального права в зависимости от специализации.
Первичное оценивание начнется уже через месяц, и все юридическое сообщество надеется на успешность его проведения и достижение главной цели – очищения судебной власти и возобновления доверия к ней. В рядах служителей Фемиды должны остаться только лучшие.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Ярослав Романюк, председатель Верховного Суда Украины
– Процесс квалификационного оценивания судей, определение его результатов и, собственно, принятие решений по конкретным судьям – это компетенция Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Во время недавнего (12 января) выступления в Конституционном Суде Украины председатель Комиссии Сергей Козьяков сообщил, что первичное квалификационное оценивание планируется начать уже 17 февраля с оценивания судей, которые обратились в Комиссию с заявлениями о предоставлении им рекомендаций для избрания на должность судьи бессрочно.
Известно, что проходить оценивание судьи будут в порядке, предусмотренном законами Украины «О судоустройстве и статусе судей» и »Об обеспечении права на справедливый суд», в соответствии с Порядком и методологией квалификационного оценивания судьи, утвержденным Комиссией 21 октября 2015 г. (этот документ согласован Советом судей Украины 11 декабря). В процессе оценивания судьи будут проверены на соответствие критериям профессиональной компетентности, а также этическим и антикоррупционным критериям. И, безусловно, по результатам оценивания судебная система должна избавиться от тех судей, которые не соответствуют должности судьи по законодательству в сфере предотвращения коррупции, а также по критериям добропорядочности и этики.
Но все же главная цель квалификационного оценивания – не увольнение судей, а повышение качества осуществления правосудия. Оценивание направлено, в первую очередь, на выявление «пробелов» в знаниях судьи с тем, чтобы помочь ему повысить уровень квалификации, пройти обучение. На этом принципе строятся и рекомендации международных профильных институций, о чем говорится, например, в заключении Консультативного совета европейских судей №17 (2014) об оценивании судей, качестве правосудия и уважении к независимости судебной власти. Думаю, Комиссия будет учитывать соответствующие высокие стандарты и, принимая решения по результатам оценивания, будет помнить о главной его цели, невзирая на то, какая информационная кампания развернется вокруг этого процесса.
Что касается влияния квалификационного оценивания судей на уровень доверия общества к судебной системе, то определенный позитив, конечно, будет, ведь это оценивание – общественный запрос, и он нуждается в удовлетворении. Но одним лишь оцениванием судей проблему низкого уровня общественного доверия к судам, к сожалению, решить невозможно. Это проблема глубокая и комплексная, потому для ее устранения требуется широкий комплекс мер, применяемых постоянно и выходящих за пределы оценки поведения судей.
Доверие граждан к суду – это важная составляющая демократического государства и общества. Это должны понимать, прежде всего, публичные лица, политики, представители органов власти. И культивировать уважение к суду, подавать обществу пример поведения в ситуациях, которые касаются осуществления судами правосудия. Но на сегодняшний день некоторые политики, представители органов исполнительной власти не хотят этого понимать, продолжают ярко и открыто, но зачастую безосновательно критиковать деятельность судей, причем в уничижительной форме, навязывают обществу мнение о том, что всех без исключения судей следует уволить. Если процесс квалификационного оценивания судей будет огульно критиковаться, сопровождаться политическими заявлениями и требованием уволить судей, доверие к его результатам также может быть подорвано. С моей точки зрения, Комиссии нужно быть готовой к этому, подходить к квалификационному оцениванию индивидуально, взвешенно и объективно и не реагировать на провокационные заявления и требования.
Николай Онищук, ректор Национальной школы судей Украины
– Проведение первичного квалификационного оценивания судей с целью принятия решений о возможности осуществления ими правосудия в соответствующих судах предусмотрено п. 6 заключительных и переходных положений Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд». 11 декабря 2015 г. Совет судей Украины согласовал утвержденный Высшей квалификационной комиссией судей Украины Порядок и методологию квалификационного оценивания судьи, а также положение о порядке сдачи экзамена и методику его оценки во время квалификационного оценивания. Указанные документы являются основой для проведения квалификационного оценивания судей.
Согласно названным документам, для проведения первичного квалификационного оценивания судей соответствующего суда (судов) Высшая квалификационная комиссия судей Украины будет принимать решения, в которых будут указываться, в частности, сроки, график, место(а) и время проведения оценивания. Этапами квалификационного оценивания будут сдача судьей экзамена, исследование материалов его судейского досье и собеседование. Экзамен будет состоять из анонимного письменного тестирования и выполнения практического задания. Тестирование будет заключаться в письменном изложении судьей положений определенных комиссией правовых позиций Верховного Суда Украины и практики, которая содержится в решениях Европейского суда по правам человека. Выполнение практического задания предусматривает решение смоделированной практической ситуации с учетом инстанции и специализации суда, в котором работает судья.
Соответствующие положения разработаны с учетом рекомендаций Венецианской комиссии и Директората по правам человека Генерального директората по правам человека и верховенства права Совета Европы, которые в совместном заключении к Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей» №801/2015 от 23.03.2015 указали, что объективность экзамена при оценке должна обеспечиваться его целевой, а в некоторых случаях индивидуализированной направленностью в отношении судьи, который его сдает. Субъектами первичного квалификационного оценивания судей будут коллегии, которые будут формироваться из трех членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины по принципу смешанного представительства каждой из палат Комиссии, или ее квалификационной палатой (для судей местных судов).
К слову, недавно в Словацкой Республике также начался процесс оценки судей. Причиной его запуска стали: коррупция и взяточничество в судебной системе, плохо обоснованные решения, волокита, семейственность в наборе новых судей, поощрения и щедрые бонусы лояльным судьям, злоупотребление дисциплинарными рычагами против нежелательных судей, а также низкое общественное доверие к судебной ветви власти. Как отмечают эксперты, целью проведения такой оценки является укоренение индивидуального подхода к судье для того, чтобы покончить с упрощенным представлением о том, что ошибка отдельного судьи является ошибкой всех судей. Такой акцент зарубежных коллег кажется очень правильным. Ведь из-за небольшого количества недостойных действия судей тень ложится на весь судейский корпус, что мы сейчас ярко наблюдаем в Украине. По нашему мнению, в таком свете первичное оценивание должно восприниматься обществом и судьями не как способ расправы над последними, а как инструмент доказательства ими своей профессиональности и добродетельности, как того требует ситуация в обществе.
Кстати, по состоянию на октябрь 2015 г. в Словакии оценку прошли 250 судей высших судебных инстанций, и почти все они набрали самые высокие баллы.
Валентина Симоненко, председатель Совета судей Украины
– Я знаю, что многие судьи, в т. ч. Верховного Cуда, боятся проходить оценивание. Когда судья отработал в суде 30 лет, любой экзамен вызывает у него обеспокоенность. Я как судья тоже понимаю всю неординарность сложившейся ситуации.
Говорить о ходе и перспективах первичного оценивания сложно. Думаю, проблемы могут возникнуть у некоторых судей, но те, кто работают честно и добросовестно, скорее всего, успешно его пройдут, хотя никто от ошибок не застрахован.
Что касается разговоров о том, что первичное оценивание судей будет способствовать очищению судейского корпуса, то у меня по этому поводу есть серьезные сомнения. Скажу прямо: я не верю, что оценивание кардинально исправит ситуацию в судебной системе. Необходимы действенные дисциплинарные меры. Если судья нарушил закон, должно следовать жесткое наказание. Само по себе оценивание мало что даст. Конечно, по результатам исследования судейских досье можно будет уволить ряд дискредитировавших себя судей, однако это будет лишь полумерой, полного очищения не получится.
Если говорить о практике, когда всем судьям нужно будет ехать в Киев, чтобы пройти оценивание, то удобной ее назвать сложно, поскольку им придется выделять средства на командировки, т. е. деньги налогоплательщиков.
За месяц до оценивания
Первичное квалификационное оценивание судей начнется уже через месяц. Однако представители судейского сообщества до сих пор теряются в догадках, как, когда и где оно будет проходить, какими будут задания, и главное – не превратится ли процедура оценивания в кампанию по увольнению неугодных. На все волнующие служителей Фемиды вопросы «Судебно-юридической газете» ответил председатель Высшей квалификационной комиссии судей Сергей Козьяков.
Беседовал
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
Судьи-«пятилетки» будут первыми
– Недавно ВККС опубликовала заявление, в котором сообщила, что суды не предоставляют Комиссии данные о внутренней специализации судей, хотя должны были это сделать в течение 10 дней. Не затянет ли это в очередной раз начало первичного оценивания?
– Процедура первичного оценивания состоится обязательно. Первая группа судей из 20 человек будет проходить оценивание 17 февраля. Это точная дата.
– Кто будет в этой первой группе?
– Это будут судьи, претендующие на должность судьи бессрочно и написавшие соответствующие заявления. Мы уже обработали 101 такое заявление.
– Где будет проходить сама процедура оценивания?
– Она будет проходить в Киеве, непосредственно в здании ВККС на ул. Механизаторов, 9. Все судьи, проходящие оценивание, будут сведены в группы по 20 человек и в таком порядке будут его проходить.
– Первоначально предполагалось, что первыми первичное оценивание будут проходить все-таки судьи Верховного Суда Украины и высших специализированных судов. Почему в итоге решили отказаться от этой идеи?
– Такой порядок был предусмотрен переходными положениями Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» от 12.02.2015. Но сроки их действия истекли 28 сентября прошлого года. Провести оценивание в таком порядке не удалось, поскольку вплоть до декабря шли переговоры с Советом судей Украины. Чтобы прежний порядок действовал, необходимо, чтобы парламент продлил срок действия Закона «Об обеспечении права на справедливый суд».
– Т. е. первоначальный порядок оказался все-таки несколько скомканным?
– Большой проблемы я в этом не вижу. Общее число судей Верховного Суда и высших специализированных судов невелико – около 330 человек. Часть из них уже написали заявления об отставке, так что фактическая проходить первичное оценивание будут еще меньше людей. Значительно большей проблемой является проведение оценивания нескольких тысяч судей апелляционных судов и судов первой инстанции.
Не стоит бояться противоречий
– Будут ли допущены к прохождению оценивания судьи, на которых было подано множество жалоб, на которых в ВККС открыты дисциплинарные дела, или те, кто имеют проблемы с правоохранительными органами?
– Будут. Первичное оценивание, как известно, состоит из двух этапов – экзамена и исследования судейского досье. Количество жалоб на судью еще ни о чем не говорит. Значение будет иметь количество решений ВККС по привлечению конкретного судьи к дисциплинарной ответственности. Это будет учитываться уже при прохождении судьей второго этапа оценивания и соответствующего собеседования с ним.
– Как может повлиять на результаты оценивания каждый его этап? Например, будет ли рекомендовано уволить судью, если он хорошо сдал экзамен, но провалил процедуру исследования досье и собеседование?
– Все будет оцениваться по совокупности факторов.
– Каковы будут финансовые затраты на проведение оценивания? Как известно, в 2011–2013 гг. на проведение отборов на должности судей были потрачены миллионы…
– Это разные ситуации. Тогда для проведения отборов разрабатывалось специальное программное обеспечение, закупались оборудование и техника, арендовались помещения. Сейчас во всем этом нет необходимости. Если, например, в день будут проходить оценивание 20 судей, арендовать залы нам не нужно. У нас есть два класса, оснащенных современным оборудованием и программным обеспечением, которые вполне подходят для решения поставленной задачи. Т. е. каких-либо особых финансовых затрат для проведения первичного оценивания не предвидится.
– Разработаны ли уже окончательные варианты заданий для оценивания? Можно ли с ними ознакомиться заранее?
– Первая часть заданий будет состоять из устоявшихся правовых позиций Верховного Суда. Эти правовые позиции, как и решения Европейского суда по правам человека, будут размещены на нашем сайте. Что касается практических заданий, то их варианты выложены на сайт не будут. Судьи будут получать эти задания при непосредственной встрече с членами комиссии.
– А как быть с ситуациями, когда правовые позиции Верховного Суда противоречат друг другу?
– Главное, чтобы судья эти позиции знал, как и то, что они противоречат друг другу. Иного от него не потребуется.
Неопределенные сроки
– Если все противоречия между ВККС и Советом судей преодолены, зачем в декабре понадобилось создавать совместную рабочую группу?
– Некоторые моменты оценивания еще могут улучшаться. Думаю, в феврале мы начнем процедуру первичного оценивания, получим первый опыт, а потом проанализируем ситуацию на предмет того, что у нас было сделано неудачно.
– В какие сроки ВККС планирует провести оценивание всего судейского корпуса?
– Я так далеко не заглядываю, и соответствующие подсчеты мы не проводили. Пока мы хотим посмотреть, как пройдет оценивание первой сотни судей, а дальше будем действовать, исходя из разработанного графика.