Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Залогом нормального развития любого государства являются обеспечение безопасности, защита прав граждан и правопорядка. Но украинская система правоохранительных органов давно подвергается постоянной оправданной критике за неэффективность в решении этих задач. Несмотря на усилия государства в области проведения прогрессивной правовой реформы, правоохранительные органы по-прежнему не справляются со своими функциями. Неудовлетворенность их работой по обеспечению правопорядка усиливает раздражение граждан от других форм произвола – коррупции, насилия и прочих нарушений. Надо понимать, что понятие правоохранительные органы шире, чем может показаться на первый взгляд. Многие отождествляют его лишь с МВД, а на самом деле под это определение попадает более широкая обособленная группа государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
Прокуратура и полиция – основа всех начинаний
В ходе проведения реформ Украина все чаще прибегает к помощи зарубежных экспертов, беря на заметку, как утверждают чиновники, их лучший опыт. 13.10.2015 в ходе очередного круглого стола на тему «Реформа правоохранительных органов: как наладить взаимодействие?» эксперты давали оценку проделанной работе в этом направлении. Немалая часть мероприятия была посвящена реформе прокуратуры.
Напомним, новый закон, регламентирующий деятельность этого органа, был принят еще в прошлом году, однако реформирование прокуратуры в настоящий момент практически в начале пути, а те процессы, которые удалось начать, не только встречают одобрение, но и подвергаются нещадной критике. И если до недавнего времени обсуждалась тема сокращения и реорганизации самих подразделений прокуратур («Произойдет слияние районных прокуратур, и на их базе создадутся местные прокуратуры. У нас 638 действующих районных прокуратур, и вместо них будут созданы 208 местных», – заявлял заместитель Генпрокурора Давид Сакварелидзе еще весной с. г.), то ныне не очень понятно, было ли реальное сокращение, или этот процесс оказался бумажным замещением. Как утверждают эксперты, теперь остро встал новый, кадровый вопрос.
Все дело в том, что в июле Президент Украины подписал изменения к Закону «О прокуратуре», которые, по мнению сторонников идеи, дают возможность реально запустить реформу в ведомстве: открыть двери для молодых, мотивированных, честных украинцев и заполнить вакансии новыми кадрами. Примером такого начинания стала широко известная реформа украинской полиции. Именно она как одна из составляющих реформы всей правоохранительной системы, по мнению зарубежных экспертов, продемонстрировала, каким образом должны проходить изменения.
«Принятие закона о полиции является положительным изменением. Прежде всего, в контексте соблюдения прав человека. Это хороший старт, за которым должны последовать другие изменения. Реформа полиции продемонстрировала, что вы меняете правила игры, меняете саму организацию и зарплаты», – отметил один из участников дискуссии, председатель Консультативной миссии ЕС в Украине Калман Мижей. В ходе своей речи он подчеркнул, что именно такие подходы применяются и к реформе местной прокуратуры. Однако вслед за этим было отмечено, что вопрос достойной оплаты труда стоит на сегодня довольно остро и может, по мнению прокуроров, сорвать все реформы.
В ходе выступления во время круглого стола первый заместитель генерального прокурора Юрий Севрук не стал скрывать, что объем финансирования создаваемых в Украине местных прокуратур не позволит платить сотрудникам высокие зарплаты. Он отметил, что предварительно месячный оклад прокурора будет составлять не более 4 тыс. грн, а это, по его мнению, не те деньги, которые привлекут новых людей. Заметим, что такое мнение чиновника неодиноко. Конкурс на замещение 700 должностей местных прокуроров стартовал в Украине в начале сентября. Отбор будет длиться до декабря. Однако уже сегодня замгенпрокурора Виталий Касько выразил разочарование ходом конкурса, поскольку подавляющее большинство кандидатов оказались членами действующей системы, а новых людей очень мало.
В одном из публичных выступлений на эту тему заместитель председателя Временной специальной комиссии по проверке судей Маркиян Галабала отметил, что 4 тыс. – это абсолютно смешная цифра, которая провоцирует людей брать взятки. «Большинство анкет на вакантные должности подали бывшие сотрудники прокуратуры. Люди не из системы не захотели участвовать в конкурсе. Одна из причин – низкая зарплата», – отметил он. И хотя в таком мнении есть доля правды, все-таки нельзя не отметить суждения тех, кто считает, что 4 тыс. грн как стартовая зарплата для многих неизбалованных родительскими доходами молодых выпускников вузов – не так уж плохо. А потому заявления о том, что на предлагаемые должности будет большой недобор – чья-то хорошо продуманная стратегия. К тому же, у скептиков возникает резонный вопрос: почему нынешние сотрудники прокуратуры, которые подали заявки, согласны работать и дальше за те же 4 тыс. грн? Не потому ли, что знают, как можно на своих постах заработать в 2 раза больше, и их не пугают никакие перемены в системе? С другой стороны как отметил глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник, коррупцию делают не только те, кто берет взятки, но и те, кто их предлагают.
Доверие граждан. Как его вернуть?
Выступая на круглом столе, советник первого заместителя министра внутренних дел Украины Хатия Деканоидзе отметила, что определяющими факторами в реформе правоохранительной системы является восстановление доверия к ней со стороны рядовых граждан. Чтобы достичь этой цели, стоит делать все процессы максимально прозрачными, с привлечением общественности на всех этапах. Примером стала реформа полиции, которая, по ее мнению, не только удачно стартовала, но и приносит результат.
Эксперт подчеркнула, что кадровая политика в ходе реформы должна базироваться на равном доступе и возможности работать в реформированных органах всех желающих. Не должно быть предвзятости в отношении сотрудников, которые работали в системе раньше: их судьбу должен решить конкурс. «Те люди, которые поняли, что изменения нужно начинать с себя, участвуют в конкурсе. Это показали результаты конкурсного отбора в ряды полиции в Херсоне, Одессе», – отметила Х. Деканоидзе.
В свою очередь, член Высшего совета юстиции, судья Верховного Суда Украины Николай Гусак убежден, что любая реформа правоохранительной системы требует, прежде всего, изменения ментальности. «Предложение поменять 100% судей абсурдно. У нас и врачи, и учителя плохие… Так что, поменять народ?! Давайте рационально подходить к изменениям. Абсурдная ситуация: у нас судам больше доверяют те, кто обращались в суд, и не доверяют те, кто никогда не имел с ними дела. Власть должна быть монолитной в осуществлении реформ. Только тогда они будут результативными», – убежден судья ВСУ.
«Я полностью согласен с мнением коллег из прокуратуры и судов – нельзя ставить вопрос так: давайте выгоним всех прокуроров и судей и наберем новых. Единственно правильный рецепт для Украины в отношении обновления кадров в правоохранительной системе – это открытые конкурсы, достоверность, прозрачность и честность которых не будет вызывать недоверия у общества. Хотя, конечно, только одними открытыми конкурсами реформу не провести. Финансовый вопрос также немаловажен, и в первую очередь это касается заработных плат сотрудников. Ведь если зарплаты будут низкими, коррупционные риски никуда не денутся», – глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Юрий Севрук, первый заместитель Генерального прокурора Украины
– Фактическое количество желающих принять участие в конкурсе на замещение вакантных мест в органах прокуратуры оказалось меньше ожидаемого. Кроме того, сокращение численности прокуроров до 10 тыс. требует перераспределения функциональных обязанностей, поскольку произойдет фактическое увеличение нагрузки на одного прокурора на фоне более высоких требований к качеству работы. Структура органов изменилась. Созданы так называемые местные прокуратуры, которые включают от 3 до 9 районов. Расстояние очень большое, в отдельных местах 50–90 км от районных центров. В связи с этим человек, который возглавит местную прокуратуру, фактически должен руководить подразделением, которое будет находиться в десятках километров от него. Если же все подразделение посадить в месте расположения местной прокуратуры, то только расходы на транспорт превысят ее бюджет во много раз. Поэтому в большинстве случаев в местах предварительного расположения прокуратур мы будем создавать отделы, а в отдельных регионах будем искать новые модели управления.
Хатия Деканоидзе, советник первого заместителя министра внутренних дел Украины
– Определяющим в реформе правоохранительной системы является восстановление доверия к ней со стороны рядовых граждан. Именно такой подход задействовали при создании патрульной полиции, и он оказался результативным. Далее мы начнем реформу участковых инспекторов. Сейчас они завалены делами, не работают с подростками, и это надо изменить. Именно эти люди должны стать главным звеном в реформе полиции, потому что они будут работать в пределах отдельной общины. И именно они будут работать над превентивными мерами. Это и является проявлением системного подхода.