Мария Дунай,
специально для
«Судебно-юридической газеты»
Закон «Об обеспечении права на справедливый суд» сделал невероятное – зафиксировал уровень оклада работников судов на законодательном уровне. Единственной преградой на пути к более-менее достойным зарплатам оставалось постановление Кабмина №268 от 9.03.2006 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов», в соответствии с которым оклад среднестатистического работника суда не выходил за пределы минимальной заработной платы.
Как известно, пп. 2 п. 13 переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» обязал КМУ привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным законом в 3-месячный срок со дня его вступления в силу. Шло время, КМУ не спешил. Но 2 сентября 2015 г. долгожданные изменения в постановление №268 все же были утверждены постановлением КМУ №644, которое, кстати, предусмотрело ряд изменений и в другие акты Кабмина.
Неужели наступит долгожданное повышение зарплат работников судов? Или им пока рано радоваться? «Судебно-юридическая газета» решила разобраться, станет ли действительно «гуще» в кошельках служителей Фемиды.
Что поменялось
Как известно, постановлением КМУ №268 были утверждены разные схемы должностных окладов руководящих работников и специалистов секретариата Конституционного Суда Украины, аппарата Верховного Суда Украины, аппарата высших специализированных судов, аппарата апелляционных судов и аппарата местных (общих, специализированных) судов. А постановлением №644 в указанные схемы были внесены изменения. Теперь основой для определения оклада является месячный должностной оклад судьи местного суда.
Напомним, в соответствии с ч. 3 ст. 133 Закона «О судоустройстве и статусе судей», должностной оклад судьи местного суда устанавливается в размере 10 минимальных зарплат. С 1 сентября с. г. размер минимальной заработной платы должен составлять 1378 грн. А 17.09.2015 парламент принял законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» (относительно повышения прожиточного минимума и минимальной заработной платы) (пока еще не опубликован – прим. ред.). В результате оклад судьи повысится и будет составлять не 12180, а 13780 грн.
Для определения размера месячного должностного оклада сотрудников аппарата суда утвержденными правительством схемами предусмотрены определенные коэффициенты. Для примера возьмем схему расчета должностных окладов руководящих работников и специалистов аппарата местных (общих, специализированных) судов. Так, для оклада руководителя аппарата установлен коэффициент 0,5 от месячного должностного оклада судьи местного суда. Для окладов заместителя руководителя аппарата, начальника отдела, помощника председателя суда, помощника заместителя председателя суда, помощников судьей, главного бухгалтера, помощника главного бухгалтера, главного специалиста и старшего консультанта – 0,4, а для всех остальных должностей, в частности секретаря судебного заседания – 0.3.
Таким образом, постановлением КМУ №644 условия оплаты труда работников аппарата судов приведены в соответствие со ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей», положения которой установили размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей госслужащих, на уровне 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников аппарата, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей государственных служащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников, должности которых отнесены к предыдущей категории.
Урегулирован постановлением №644 и вопрос оплаты труда членов Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей. Так, должностной оклад члена ВСЮ и ВККС установлен в размере 10 минимальных заработных плат с коэффициентом 1,3. Кроме того, для них предусмотрены доплаты, например, за выслугу лет.
Рано радоваться – делим на два
Как всегда, плохие новости содержатся в примечаниях, и написаны они мелким шрифтом, чтобы не так легко было разглядеть. В данном случае в примечаниях сказано, что до конца 2015 г. месячный оклад будет применяться с учетом 50%-ного уменьшения, а другие выплаты работникам аппарата судов будут осуществляться исключительно в пределах фонда оплаты труда суда.Возникает вопрос: не нарушают ли указанные примечания положения ст. 147 давно действующего Закона «О судоустройстве и статусе судей», в которой четко обозначен размер должностного оклада работника аппарата суда и о возможности его уменьшения вдвое не упомянуто?
В КМУ объясняют, что это вынужденная мера, и уже с 2016 г. оплата труда будет осуществляться с учетом новых размеров должностных окладов, определенных согласно требованиям ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей». Дефицит бюджетных средств традиционно надеются компенсировать за счет поступлений от судебного сбора. Правда, при условии сохранения объемов ассигнований на оплату труда из общего фонда госбюджета.
Напомним, с 1 сентября 2015 г. вступили в силу изменения в Закон «О судебном сборе», предусматривающие увеличение годовых поступлений средств судебного сбора в специальный фонд госбюджета. Размер ставок судебного сбора им существенно повышен, изменились подходы к его начислению, сократились некоторые виды льгот по его оплате.
Жилищный вопрос
В соответствии с информацией, размещенной на сайте «Судебная власть Украины», на заседании 2 сентября с. г. правительством было принято еще одно важное для Фемиды постановление – «О внесении изменений в пункт 56 Перечня категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения». Согласно ему, право на обеспечение служебным жильем получают судьи КСУ, ВСУ, высших специализированных судов, апелляционных, местных судов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, а также члены и работники секретариатов ВСЮ и ВККС.
Указанные изменения вполне логичны, учитывая необходимость приведения актов КМУ в соответствие с Законом «О судоустройстве и статусе судей». Напомним, что согласно ст. 136 этого закона, после назначения на должности судьи должны обеспечиваться служебным жильем по месту нахождения суда органами местного самоуправления в порядке, определенном КМУ. Хотя в Перечне все также не значатся работники суда, у которых шансов купить квартиру еще меньше, чем у судей, учитывая их мизерные оклады.
Как же без «но»?
Уровень окладов работников суда подняли, но многих все же гложут сомнения, повысится ли вследствие этого уровень доходов этих самых работников. А вызваны эти сомнения следующим.
Во-первых, известно, что в случае повышения размеров минимальной заработной платы, а также при росте зарплаты без пересмотра ее минимального размера месяц, в котором произошло повышение, считается базовым при исчислении индекса потребительских цен. Индексация денежных доходов, полученных гражданами за этот месяц, не производится, а со следующего месяца исчисляется нарастающим итогом индекс потребительских цен для проведения дальнейшей индексации. Таким образом, индексация у работников судов будет снята, и этим, скорее всего, повышение уровня оклада нивелируется. В итоге работник получит «на руки» ту же зарплату, что и до повышения. Напомним, индексация денежных доходов населения (в т. ч. зарплаты) – это механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг.
Во-вторых, также известный факт, что значимую часть дохода работников суда составляли необязательные составляющие зарплаты, такие как ежемесячные премии или надбавки. Существует вероятность, что с повышением окладов размер этих составляющих уменьшится или они исчезнут совсем.
***
Наступило время получение зарплаты за сентябрь. Учитывая все описанные в статье «но», «Судебно-юридическая газета» поинтересовалась у работников судов, понизился или повысился их доход. Чтобы не быть голословными, приведем данные расчетного листа секретаря судебного заседания, работающего в одном из районных судов столицы:
Оклад – 1879 грн
Надбавка госслужащего (окл.+ранг) – 967 грн
Надбавка за ранг – 55 грн
Всего насчитано – 2901,14 грн.
Теперь о налогах:
Единый социальный взнос – 176, 97 грн
Военный сбор – 43,52 грн
Налог с доходов – 408,63 грн
Аванс – 600 грн
Зарплата – 1672,02 грн.
Итого секретарь судебного заседания получил «на руки» 2 272 грн 2 коп.
Мы видим, что оклад, как и обещали, подняли. Но как и предполагалось, индексация насчитана не была, как не было и никаких премий. Вывод: повышение зарплаты работникам суда можно назвать лишь воображаемым – повышение окладов аннулировалось отсутствием премий и индексации.