Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Президент Петр Порошенко летом с. г. подписал Закон №597-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления прозрачности в сфере отношений собственности с целью предотвращения коррупции» (законопроект №2423). Документ придал информации о движимом и недвижимом имуществе граждан статус публичной. В частности, принятый парламентом Закон предусмотрел упрощение процедуры доступа к сведениям, содержащимся в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, и предоставил свободный доступ к Государственному земельному кадастру и Единому государственному реестру, владельцем которого является Госавтоинспекция.
Кабинет министров Украины, в свою очередь, не так давно принял постановление, которое обеспечивает открытие всех имущественных реестров и возможность поиска информации не только по объекту, но и по фамилии, имени и отчеству владельца. Напомним, что правительство еще в прошлом году инициировало вопрос об открытии доступа ко всем реестрам недвижимости и бизнеса, оператором которых является Министерство юстиции, а ныне работа именно этих реестров лишь совершенствуется. Цель данной идеи заключалась в том, чтобы гражданское общество получило инструмент реального контроля за деятельностью государственных служащих. Как и любое другое новшество, данная идея нашла своих сторонников и противников. Некоторые видят в ней решительный шаг в антикоррупционной борьбе, другие – много скрытых рисков. Но и то, и другое, по мнению экспертов – нормальное явление.
Пока украинцы разбираются с техническими новинками и тестируют систему, чиновники в ходе разных мероприятиях отчитываются о проделанной работе. Несомненным лидером в гонке открытия реестров стало Министерство юстиции Украины, так как на данный момент реестры, распорядителем которых оно является, по словам его представителей, наиболее подготовлены для потенциальных пользователей. «6 октября вступил в силу закон об открытии реестров собственности. Хочу подчеркнуть, что Министерство юстиции уже открыло свои реестры для граждан, но с 6 октября мы открываем поиск по субъектам. Например, если в реестре недвижимости ранее только по адресу можно было найти отдельный объект, то сейчас вы можете ввести фамилию и увидеть, что на данное лицо зарегистрировано на территории Украины», – прокомментировала вступивший в силу Закон заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова.
«Мы полностью открываем доступ для наших граждан к базам данных, касающимся недвижимости. Кроме того, будет расширен доступ граждан к реестрам, которые оперируются Министерством юстиции», – дополнил коллегу министр юстиции Павел Петренко. По его словам, данная инициатива направлена, прежде всего, на открытие данных о собственности государственных служащих. Более того, в ходе заседания Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции министр продемонстрировал присутствующим работу реестра на личном примере – обнародовал, что является владельцем земельного участка и дома.
Следующим ведомством, демонстрирующим свои достижения в данном вопросе, стала Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, которая является распорядителем информации о земельных кадастрах. Представители службы утверждают, что на сегодняшний день реестр заполнен на 60%, и работа по его 100% заполнению до конца года будет завершена. «Степень наполненности кадастра составляет более 60% площади территории Украины, а его наполнение происходит по мере того, как формируются земельные участки. Те участки, с которыми в последнее время не проводилось никаких операций по передаче прав собственности, в кадастр не внесены», – пояснил в ходе своего выступления председатель Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра Максим Мартынюк. Он также сообщил, что уже запущена онлайн-услуга заказа выписки о нормативно-денежной оценке земли. Получить такую выписку любой гражданин сможет после того, как оформит соответствующий запрос на сайте ведомства. При этом, согласно действующему законодательству, такой документ предоставляется исключительно в бумажном виде, но просто распечатать его нельзя, поэтому получить выписку заявитель может в одном из 660 центров предоставления административных услуг через 3 дня после регистрации запроса на сайте. «Срок предоставления выписки – 3 рабочих дня… Мы гарантируем, что человек в этот срок ее получит, а если не получит, виновный в этом работник будет нести ответственность вплоть до увольнения», – пообещал М. Мартынюк.
Аутсайдером в процессе открытия реестров стало МВД Украины. Доступ к Единому государственному реестру транспортных средств открыт не был. Представитель МВД заявил, что для его открытия не хватило времени, поскольку необходимо объединить локальные и региональные базы данных. Финальной даты, когда реестр заработает, пока не заявлено. «Я хотел бы извиниться за то, что МВД не сможет на сегодняшний день продемонстрировать работу, как это сделали другие ведомства. Оправданием может послужить тот факт, что сегодня в рядах МВД проходит реформирование. Всем известно: в Законе предусмотрено, что информация, касающаяся автовладельцев, которая должна быть открыта. Она находится в реестрах Госавтоинспекции, а Госавтоинспекция в процессе видоизменения, и на ее базе организована патрульная полиция», – прокомментировал начальник департамента ГАИ Владислав Криклий.
Как это работает?
Как уже было отмечено, на сегодняшний день владельцами той или иной информации являются разные ведомства. Это, безусловно, усложняет процесс поиска для пользователей. В ходе своего выступления председатель парламентского Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев подчеркнул, что целесообразнее объединить реестры Министерства юстиции и Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, что обеспечит более высокую эффективность их функционирования.
Правила пользования этими реестрами несколько разнятся, но есть и много общих моментов. Один из них – это авторизация личности, которая интересуется информацией. В настоящее время возможна идентификация через использование электронной цифровой подписи (ЕЦП) или путем предоставления паспортных данных, а также через идентификационный номер. «Следует отметить, что мы позаботились о сохранении персональных данных владельцев имущества. Информация об их паспортных данных или идентификационном коде не будет выдаваться при поиске. Также в справке не будет информации относительно номера дома и квартиры. С другой стороны, благодаря системе авторизации мы полностью обеспечиваем требование закона относительно того, что гражданин по запросу в Минюст может узнать, кто именно интересовался его имуществом», – отметил П. Петренко.
Однако самым удобным и популярным способом идентификации личности, по прогнозам специалистов, будет вводимая ныне система идентификации через BankID, когда владельцы банковских карточек смогут пользоваться порталом онлайн-сервисов без необходимости отдельной регистрации. Удобен этот вид авторизации и тем, что сразу будет возможность оплатить услугу, так как не все из них бесплатные. Например, за получение официальной выписки из реестра недвижимого имущества придется заплатить 20 грн (17 грн – услуги, плюс 3 грн – комиссия). Обратим внимание, что воспользоваться данным реестром бесплатно, например, в режиме просмотра нельзя, так как в данном режиме реестр не работает. Отметим, что решение о том, чтобы такая услуга работала на платной основе, было раскритиковано многими экспертами, так как в этом они усматривают некоторый барьер к публичности. При наличии платы считать эту информацию доступной нельзя, считают эксперты.
А вот получить данные из земельного кадастра украинцы пока могут бесплатно. Но это весьма специфическая информация, которая не дает никаких сведений о владельце земли. Те украинцы, которые уже опробовали систему, нашли лишь информацию о границах административно-территориальных единиц и границах земельных участков, их целевом предназначении, а также некоторые даты, связанные с переходом участка в ту или иную собственность. А наиболее интересная информация о собственниках земельных участков предоставляется, опираясь на данные базы того же Государственного реестра вещных прав, как уже было сказано выше, на платной основе. В целом, поэтому и принято считать, что эти 2 базы следует объединить, так как результат они дают действительно только в паре.
Относительно технической части процесса можно сказать, что система для пользователя довольно проста. Однако всем любопытным украинцам, которые захотят проверить по базам данных не только свое имущество, но и имущество соседа, а также депутата, мера и Президента, надо помнить, что данные о том, кто интересовался, останутся в базе, и законный владелец недвижимости может посмотреть, кто проверял его имущество.
О планах и пользе
Прежде всего, открытие реестровимущественных прав было заявлено как действенный способ борьбы с коррупцией. В принципе, теоретически это должно стать одним из элементов такой борьбы, поскольку каждый гражданин получает возможность узнать, кому принадлежит тот или иной объект недвижимости, участок земли или автомобиль. Глава Минюста не раз отмечал, что раскрытие информации о собственниках может стать существенным фактором в борьбе с коррупцией, поскольку теперь можно будет проверить, какое имущество находится в собственности конкретного чиновника или политика, сопоставить это имущество с его уровнем доходов и сделать соответствующие выводы. В результате проделанной работы можно устроить публичный скандал, однако будет ли результат этого скандала положительным и справедливым? Вряд ли. К сожалению, одной публичностью, без нормально функционирующей системы правосудия проблему крупной государственной коррупции не решить.
Говорить о том, что эта мера может послужить основой для борьбы с коррупционерами, однозначно нельзя. Дело в том, что правоохранительным органам и ранее было совершенно несложно с помощью действующего реестра получить информацию о том, что оформлено на того или иного чиновника либо членов его семьи. Однако это не мешало развить коррупцию в стране до таких масштабов, что теперь коррупционеры не могут побороть друг друга. Кроме того, в реестре есть далеко не все объекты недвижимости. «На сегодняшний день в реестр внесена недвижимость, с которой совершались нотариальные действия, начиная с 2013 г. Если же после 2013 г. недвижимость не продавали, не передавали по наследству и не дарили, сведения о ней остаются на бумажных носителях в Бюро технической информации», – пояснил П. Петренко. Значит, например, приобретенную 5 лет назад квартиру увидеть не удастся. И вряд ли неправомерно разбогатевшие чиновники побегут переносить информацию о таком объекте в новый реестр.
Скорее, открытие таких списков заставит чиновников искать альтернативные способы прятать свою недвижимость – например, скрываясь за офшорными компаниями или оформляя ее на подставных лиц. В чем, кстати, и убедились первые любопытные активисты, успевшие проверить по реестрам имущество Президента и Премьер-министра страны, у которых, судя по результатам проверки, это имущество весьма скромное. Может, потому, что украинские реестры не дают информации об имуществе, которым владеет тот или иной чиновник за пределами Украины?
Однако неправильно будет говорить, что такой шаг абсолютно бесполезен. Несомненная польза есть в том, что это первый шаг к уничтожению бюрократической составляющей, а как следствие – и к победе над так называемой мелкой бюрократической коррупцией, ведь отпадет необходимость давать взятки мелким чиновникам за те или иные справки. «Прозрачность – это только первый шаг. Далее мы должны бороться за введение электронного управления. Я мечтаю, чтобы на сайте правительства была не фотография Премьер-министра, а информация о 15, 20, 30 услугах, предоставляемых государством каждому гражданину, в т. ч. Тех, которые можно заказать через интернет», – прокомментировал достижения Е. Соболев.
Кроме того, упрощение доступа к реестру недвижимого имущества может помочь бизнесу в получении информации о контрагентах и их благонадежности. Заключая, скажем, договор подряда с частным строителем, можно убедиться, что у него есть недвижимое имущество, и в случае возникновения проблем ему будет чем отвечать по своим обязательствам. Аналогичную проверку всего за 20 грн работодатель сможет провести в отношении работников, нанимающихся на должности с полной материальной ответственностью. В свою очередь, законный владелец, как уже было сказано, при желании, направив соответствующий запрос в Минюст, с легкостью может узнать, кто интересовался его недвижимостью, и вычислить потенциального злоумышленника.
Кроме антикоррупционного аспекта, глава Минюста в ходе своего комментария выделил еще одно положительное последствие открытого функционирования реестров собственности – это предупреждение рейдерских захватов объектов недвижимости и земли. Ведь теперь, по словам П. Петренко, информация о них будет открыта и доступна, и никто не сможет обосновать свои попытки завладеть чужим имуществом. В свою очередь, многие правозащитники убеждают, что данные реестры достаточно защищены. Если, к примеру, человек узнает, что у кого-то есть 10 квартир, переписать на себя одну из них не удастся – система не позволит отобрать недвижимость.
Мошеннические схемы, которые были раньше, этим реестром как раз нивелируются, уверены эксперты. Хотя вполне могут появиться новые схемы, и чиновники и многие юристы советуют собственникам с целью защиты своей недвижимости перенести документы из старой, бумажной системы регистрации в новый реестр. Тогда никакой мошенник не сможет подделать документы и повторно внести их в реестр, уверены они.
Таким образом, получается, что публичность можно только приветствовать. И надеяться, что максимальный вред, нанесенный такой открытостью, будет выражаться разве что в излишнем любопытстве наших сограждан, стремящихся за 20 грн убедиться, что соседи не богаче, чем они.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Павел Петренко, министр юстиции Украины
– Основной источник наполнения реестров – это операции, которые проводятся нотариусами в период оформления договоров купли-продажи имущества. Также данные попадают в реестр при первичной регистрации имущества, и местные органы власти, согласно ряду законов, обязаны давать информацию из БТИ. Я надеюсь, что в ближайшее время будут приняты 4 наших законопроекта о децентрализации регистрационных сервисов. Местные органы власти должны быть заинтересованы внести информацию в реестры. Что касается позиции Минюста, то я готов идти вперед. Основной вопрос – это все-таки защита граждан. А самая хорошая защита от любого мошенничества с имуществом – это возможность в режиме онлайн проверить, кто является его собственником. Любые бумажные носители, любые бланки с любой защитой не защищают от подделки. Это подтверждено практикой многих стран.
Максим Мартынюк, председатель Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра
– В нашей системе есть некоторые отличия от реестра, который администрирует Минюст. Наша система позволяет с помощью карты выбрать земельный участок, относительно которого есть заинтересованность, и получить информацию, касающуюся его площади и местоположения, целевого использования. Кроме того, эти данные можно узнать по кадастровому номеру участка. А информацию о владельце того или иного участка можно получить из базы данных Минюста. Ежедневно у нас с Минюстом происходит обмен информацией, и мы полученную информацию вносим в свой кадастр.