Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»
4 сентября состоялось заседание Конституционной комиссии, предметом рассмотрения которого стали изменения в Конституцию в части правосудия. По результатам заседания комиссией было принято решение о направлении разработанного рабочей группой проекта на рассмотрение Венецианской комиссии с целью получения заключения и проведения дальнейшей имплементации предложенных изменений. Проект Основного Закона предусматривает существенные изменения во всей системе правосудия.
«Судопроизводство» на смену «правосудию»
Рассматривая предложенные изменения, первое, что следует отметить – это замена термина «правосудие» в ст. 124 Конституции на термин «судопроизводство». Это вызвано тем, что согласно новой редакции Основного Закона, юрисдикция судов будет распространяться не на все правоотношения, возникающие в государстве, а лишь на споры о правах и обязанностях лица и любое уголовное обвинение против него. В предусмотренных законом случаях суды рассматривают и другие дела, однако законом может быть предусмотрен и обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Кроме того, Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) на условиях, предусмотренных Римским статутом МУС.
Реформа правосудия предусматривает перезагрузку существующей на сегодняшний день системы судов. В частности, подлежат исключению положения ст. 125 Конституции о существовании апелляционных и местных судов.
Судоустройство в Украине, согласно ст. 125 Основного Закона в новой редакции, будет базироваться на принципах территориальности, специализации и определяться законом. Создание и ликвидация судов должны осуществляться на основании и в порядке, определенном законом, проект которого по предложению Высшего совета правосудия вносит в Верховную Раду Украины Президент (до введения изменений в системе административно-территориального устройства Украины согласно ст. 133 Конституции в редакции проекта касательно децентрализации власти, но не позже, чем до 1 января 2017 г. создание, реорганизация и ликвидация судов осуществляется Президентом). Высшим судом в системе судоустройства Украины будет Верховный Суд. С целью защиты прав и свобод лиц в сфере публично-правовых отношений закреплено существование административных судов. Также могут действовать высшие специализированые суды.
Проектом декларируются обеспечение обжалования судебных решений в случаях и в порядке, предусмотренном законом, а также обязательность судебного решения. Эти положения заменят существующие нормы об обеспечении апелляционного и кассационного обжалования и обязательности решений суда. Так, понятие судебного решения станет более широким и включит в себя как решения, так и постановления, приказы. Расширение же возможности обжалования судебных решений не только в апелляционном и кассационном порядке объясняется как существованием процедуры обращения в Верховный Суд в связи с неодинаковым применением норм права судами Украины, так и появлением нового механизма – подачи конституционной жалобы в связи с неконституционностью законов, на основании которых вынесено судебное решение.
Законодательной новеллой является также положение об обеспечении контроля за исполнением судебных решений именно судом. С одной стороны, это позволит контролировать исполнение решений непосредственно судьям, которые их выносили, но с другой – возникает вопрос нагрузки на судебную систему в целом в связи с новообретенными функциями.
Важно также, что Конституцией в предложенной редакции гарантируется независимость и неприкосновенность судьи. Т. е. заменено множественное отождествление гарантий, и они носят личностный характер. Исключено также уточнение об обеспечении гарантий судье на основе Конституции и законов Украины, что подразумевает использование также международных нормативно-правовых актов.
Гарантии независимости и неприкосновенности включают положение из ныне действующей редакции Основного Закона о невозможности задержать судью или содержать его под стражей до вынесения обвинительного приговора суда без согласия Верховной Рады, которое будет заменено на необходимость получения согласия Высшего совета правосудия. Также указанная норма Конституции дополнена уточнением: за исключением задержания судьи во время совершения преступления или непосредственно после него. При этом проект предусматривает закрепление «функционального иммунитета» – невозможности привлечения судьи к ответственности за вынесенное им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. Таким образом, законодатель закрепил судейский иммунитет касательно принятых им решений.
Важным дополнением Конституции является и положение об установлении размера судейского вознаграждения законом о судоустройстве. Т. е. заработная плата служителей Фемиды, определенная указанным законом, получит конституционное подтверждение.
А судьи кто?
Изменения системы правосудия коснутся также требований к кандидатам на занятие должности судьи. Так, проектом изменений к Основному Закону установлены следующие требования:
Для судей специализированных судов в соответствии с законом могут быть установлены и другие требования касательно образования и стажа работы.
Порядок избрания судей
Одним из самых важных изменений можно назвать положение о занятии судьями своих должностей исключительно бессрочно. В нынешней редакции ст. 126 Конституции предусмотрено ограничение сроков пребывания на должности как судей Конституционного Суда, так и судей, назначенных на должности впервые. Что касается последних, то на сегодняшний день бессрочное назначение осуществляется только по истечению 5-летнего срока пребывания на должности судьи после назначения впервые. В предложенной редакции Основного Закона такие положения исключены, что фактически упрощает процедуру занятия должности судьи.
Однако спорным является положение проекта о том, что судьи, которые на момент вступления закона об изменениях в Конституцию (касаемо правосудия) избраны бессрочно, продолжают исполнение своих обязанностей, а полномочия судей, назначенных на должность впервые до вступления конституционных изменений в силу, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены.
Соответствие занимаемой должности судьи, который был назначен на должность до вступления изменений в Конституцию в законную силу, должно быть оценено в порядке, определенном законом. Выявление по результатам такого оценивания явного несоответствия судьи занимаемой должности по критериям профессионализма, этичности или добродетельности является основанием для увольнения такого судьи с должности.
Существующий на сегодняшний день порядок избрания судей будет изменен. Так, в ст. 128 проекта предусмотрено назначение судей на должности Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия. Указанные изменения, по мнению авторов, должны повысить уровень независимости судебной власти от других ее ветвей. Законодательной новеллой является и положение о назначении судьи на должность (в т. ч. судей Конституционного Суда) по результатам прохождения конкурса.
Увольнение и прекращение полномочий судьи
Порядок увольнения судьи с занимаемой должности также подлежит изменению. Так, основаниями для увольнения будут:
Основаниями для прекращения полномочий для судьи будут:
Конституционная жалоба
Изменения в Конституцию предусматривают также расширение прав и свобод человека и гражданина. Так, ст. 55 Конституции предлагается дополнить ч. 3, которая гарантирует каждому право на обращение в Конституционный Суд Украины с конституционной жалобой. Т. е. в случае принятия этих изменений лицо, которое считает, что применяемый при вынесении окончательного судебного решения закон противоречит Конституции Украины, сможет обратиться с конституционной жалобой. Конституционный Суд в таком случае будет рассматривать вопрос конституционности, т. е. соответствия Конституции закона, на основании которого было принято судебное решение.
При этом в проекте уточняется, что конституционная жалоба может быть подана в случае исчерпания всех средств юридической защиты, а решение, принятое по результатам ее рассмотрения, являются обязательными для исполнения на всей территории Украины, окончательными и обжалованию не подлежат.
Сокращение полномочий КСУ
Судьей Конституционного Суда Украины сможет стать гражданин Украины, достигший на день назначения 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж научной деятельности в области права или профессиональный стаж работы судьей или адвокатом не менее 15 лет, который проживает в Украине в течение последних 20 лет и владеет государственным языком. Предельный возраст пребывания на должности судьи КСУ – 70 лет. Судья КСУ избирается на 9 лет без права быть переизбранным повторно. Глава КСУ выбирается из его состава на специальном заседании на 3 года. В состав Конституционного Суда, как и на сегодняшний день, будут входить 18 человек: Президент, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей. Новеллой в этой части является лишь отбор кандидатур на должность судьи КСУ на конкурсных основаниях.
Что касается полномочий Конституционного Суда, то они будут существенно сокращены. Так, к полномочиям КСУ будут отнесены:
Адвокатская монополия
Ст. 59 Конституции в новой редакции, согласно проекту, предусматривает право каждого на профессиональную юридическую помощь вместо существующего на сегодняшний день права на помощь правовую. Для оказания профессиональной юридической помощи в Украине действует адвокатура, независимость которой также гарантируется Основным Законом.
В случае принятия изменений исключительно адвокаты будут осуществлять представительство в суде, а также защиту от обвинения. Согласно переходным положениям проекта, представительство в Верховном Суде и судах кассационной инстанции исключительно адвокатами осуществляется с 1 января 2017 г., в судах апелляционной инстанции – с 1 января 2018 г., а в судах первой инстанции – с 1 января 2019 г. Представительство в судах органов государственной власти и местного самоуправления будет осуществляться исключительно адвокатами с 1 января 2019 г.
Высший совет правосудия на смену Высшему совету юстиции
Согласно проекту, подлежит реконструкции и орган судейского контроля. На смену существующему Высшему совету юстиции придет Высший совет правосудия, к функциональным обязанностям которого будут отнесены:
Высший совет правосудия будет состоять из 21 члена, из которых 10 избирает съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке и по 2 назначает Президент и избирают Верховная Рада, съезд адвокатов, всеукраинская конференция прокуроров и съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений – из числа ученых в области права. Председатель Верховного Суда входит в состав Совета по должности.
Срок полномочий членов Высшего совета правосудия будет составлять 4 года, а сам Совет обретает полномочия при условии избрания и/или назначения не менее 15 его членов, среди которых большинство составляют судьи.
Прокуратура
Существенные изменения вносятся проектом в части деятельности прокуратуры, функции которой значительно сокращены. К ним будут относиться лишь:
Как и на сегодняшний день, прокуратуру Украины возглавит Генеральный прокурор, назначенный на должность Президентом с согласия Верховной Рады. Срок полномочий Генпрокурора увеличен с 5 до 6 лет. При этом Конституцию дополнит положение о невозможности пребывания лица на должности Генерального прокурора два срока подряд.
***
Таким образом, проект Основного Закона, направленный в Венецианскую комиссию, по мнению авторов, расширяет права граждан; закрепляет принцип верховенства права и обязательности исполнения судебных решений; обеспечивает повышение уровня правовой помощи до профессиональной юридической; согласовывает деятельность 4-звенной системы судоустройства, которая предоставляет возможность обжалования судебного решения вплоть до признания неконституционным закона, на основании которого решение принято; закрепляет принцип независимости судей и их отбор на конкурсной основе. Впрочем, пока проект встречает больше критики со стороны общественности и судей, чем положительных откликов. Остается ждать, как его оценят европейские эксперты.
Следует также отметить, что на заседании Комиссии было принято решение о направлении в отдельном порядке предложения о возможности проведения полной люстрации судей, оценку которому должна будет дать Венецианская комиссия.