Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
2 июля Верховная Рада приняла в целом законопроект №2822 «О Национальной полиции». При этом часть народных депутатов считают, что законопроект был принят с грубыми нарушениями требований регламента ВР. Кроме того, данный закон на момент сдачи номера не подписан Президентом Украины и не вступил в законную силу. Несмотря на это, 4 июля подразделения новой полиции приступили к исполнению своих обязанностей. О первых результатах их работы узнавала «Судебно-юридическая газета».
Было ли нарушение регламента?
Распоряжением КМУ от 22.10.2014 одобрены Концепция первоочередных мероприятий по реформированию системы Министерства внутренних дел и Стратегия развития органов внутренних дел. В связи с этим и во исполнение Стратегии устойчивого развития «Украина-2020», а также с целью реализации мероприятий по реформированию органов внутренних дел был разработан проект закона о Национальной полиции. По идее, с его помощью подразделения МВД Украины станут модернизированной структурой с новым названием, формой и функциями.
В законопроекте определяются правовые основы организации и деятельности Национальной полиции, статус полицейских, а также порядок прохождения службы. Деятельность полиции направляется и координируется правительством через министра внутренних дел Украины. Руководитель Национальной полиции будет назначаться и увольняться с должности Кабмином по представлению Премьер-министра в соответствии с предложениями министра внутренних дел.
Полицейские будут назначаться на должности по результатам конкурсного отбора. При этом им предоставляется право проводить проверку документов, опрос, поверхностный осмотр граждан, останавливать транспортные средства, требовать покинуть место и ограничивать доступ к определенной территории, ограничивать передвижение лиц и транспортных средств, проникать в жилище или другое владение лица и т. п. В составе Национальной полиции будут функционировать такие подразделения, как криминальная полиция, патрульная полиция, полиция охраны, специальная полиция и полиция особого назначения.
Законопроект №2822 был внесен в повестку дня ВР 19.05.2015. А уже 20.05.2015 Главным научно-экспертным управлением был изложен ряд замечаний к нему, в связи с чем был сделан обобщающий вывод, что по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку.
Ко второму чтению, которое состоялось 2.06.2015, часть замечаний были учтены. Но сама процедура голосования за данный проект, мягко говоря, не была идеальной. В связи с этим 3 июля группа народных депутатов, включая Виктора Пинзеника, Виктора Чумака, Наталию Новак, Павла Ризаненко и Юрия Левченко, зарегистрировала проект постановления «Об отмене решения Верховной Рады Украины от 2 июля 2015 г. «О принятии в целом как закона проекта Закона Украины «О Национальной полиции». По их мнению, принятие законопроекта прошло с грубыми нарушениями требований регламента ВР. «Дело в том, что 2 июля, на момент начала заседания Верховной Рады Украины текста законопроекта №2822 «О Национальной полиции» в редакции ко второму чтению попросту не существовало в природе. И это несмотря на то, что согласно Закону «О Регламенте Верховной Рады Украины» за 10 дней до голосования законопроект для ознакомления должен быть роздан депутатам. Депутат должен прочесть то, за что он будет голосовать», – отметил В. Пинзеник.
Но смущают не столько нарушения требований регламента при принятии закона, сколько то, что подразделения новой полиции приступили к исполнению своих обязанностей, когда закон еще не был подписан Президентом и не вступил в законную силу.
Первые плоды
4 июля в 21.00 новые полицейские вышли на свое первое патрулирование улицами столицы. В этот день социальные сети захлестнул «бум» фотографий с новыми работниками полиции, что подтверждает повышенный общественный интерес к «первопроходцам» из числа полицейских. Главный вопрос общества к новым сотрудникам полиции: как они будут справляться со своими обязанностями? Первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе заявила: «Они справились лучше, чем я ожидала».
За первую ночь дежурства новые полицейские встретились со многими трудностями – были и ДТП, в т. ч. с пострадавшими, и оказание первой медицинской помощи, и спасение девушки с открытым переломом, и задержание с оружием, хулиганство и т.п.
Каждый житель столицы наверняка уже видел патрульные машины на улицах своего района. Общая картинка – красивая. Но важен не внешний вид сотрудников полиции в новой форме и на новых машинах. Важно, как они будут служить украинскому народу. «Мы хотим найти в себе энтузиазм, в т. ч. у старых наших сотрудников, а тем более у новых, чтобы ни один вызов не проходил мимо души. Чтобы это не стало механикой. Важно, чтобы проблемы каждого гражданина и гостя нашего прекрасного города мы воспринимали как свои», – отмечает Э. Згуладзе.
Количество вызовов, как заявляют в МВД, выросло. Люди начали больше обращаться за помощью. Только за первые полтора суток было более 1800 вызовов. Также в Киеве было задействовано 200 патрулей (с машинами), чего никогда не было ранее. Кроме того, сократилось время реагирования на вызов – теперь оно достигло 5 минут, а в лучшем случае 2–3 минут, что может помочь задержать преступника по горячим следам.
Информацию о разбитых машинах и потерянных пистолетах за первые сутки дежурства новой полиции Эка Згуладзе опровергла. «До конца недели ГАИ теряет свои функции и полностью передает их новым патрульным», – заявила она. А синие мигалки, по ее словам – «это не фейерверки, это профилактика и превенция правонарушений. И это работает. Визуальное присутствие полиции на улице предупреждает некоторые преступления». Но особенно первый замминистра подчеркнула: «Мы отходим от карательных мер. Мы учимся и хотим научить людей уважать новые правила. Первый, второй раз – предупреждение, третий раз – уже наказание».
Что же касается законодательного урегулирования деятельности полиции, то, Э. Згуладзе пояснила, что «новая патрульная служба заступила на службу в рамках Закона «О милиции» до того момента, пока не вступит в силу закон «О Национальной полиции», и выразила надежду, что его подпишут до конца летней сессии.
Среди трудностей, которые возникли на первом дежурстве, были и технические неполадки – например, не работали рации, имела место недостаточно быстрая передача информации о происшествиях на дорогах полицейским патрулям от централизованного управления нарядами милиции (системы ЦУНАМИ). Также не изменился привычный образ поведения водителей при их остановке полицейскими за нарушение правил ПДД (так называемое «телефонное право» ) и т. п.
Есть и другие вопросы. Так, новая полиция работает согласно Закону «О милиции». На шевронах и служебных автомобилях написано «Полиция», а в удостоверениях – «Рядовой (или другое звание) милиции». Кроме того, есть вопрос об обучении новых полицейских. Безусловно, международный подход в этом плане – хорошо. Но разве можно за 3 месяца выучить законы и все нормативно-правовые акты, которые необходимы для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей? Или, например, оружие – как доверять его ношение людям, которые прошли всего лишь 3-месячное обучение? Ведь этому всему в профильных ведомственных вузах учат, как минимум, 4 года и, наверное, не просто так.
Оазис в системе
Но эти трудности – лишь мелкие шероховатости в работе новых полицейских. Самое сложное, наверное, впереди – нужно как-то выжить в системе, которая «испорчена» изнутри. Новые полицейские в этой системе – всего лишь маленькие «не завядшие цветочки». Но как они могут нормально расти и приносить плоды, если сам ствол дерева подпорчен? Можно ли исправить механизм, не чиня его изнутри, а маскируя неполадки снаружи? Ведь осталось руководство, которое все так же издает приказы и ставит определенные задачи.
«Новая полиция – это ширма для сохранения старых коррупционных кадровых традиций в МВД», – заявляют в общественной организации «Люстрация и честность». Председатель данной организации Михаил Блавацкий отмечает: «Сейчас набирают на службу молодых, перспективных ребят и девушек в новую полицию. Это, конечно, хорошо. Мы хотим это поддерживать и добиться таких назначений на должности, чтобы они были последовательными и открытыми. Но как назначают заместителей министра, которые курируют милицию, или как в Генеральной прокуратуре назначают антикоррупционного прокурора – это просто абсурд. Это явление, которое сознательному человеку непонятно. Точно так же и полиция – если она будет подчиняться заместителям или начальникам, которые давно должны быть люстрированы, поскольку являлись сторонниками режима Януковича, возникают вопросы. Это недопустимые вещи. Ведь элементарно посмотреть, что происходит сейчас в государстве. Каких руководителей силовых структур назначают на местах? Я думаю, сначала надо урегулировать этот вопрос, а потом уже реформировать отдельные подразделения».
Министерство внутренних дел Украины проводит, с одной стороны, благородный, а с другой – рискованный эксперимент по ликвидации Государственной автомобильной инспекции и превращению ее в патрульную службу полиции. Концепция реформы предусматривает кардинальные изменения в этой сфере. Главное – милиция должна превратиться в полицию европейского образца с отменой карательной функции. Действительно, даже по внешнему виду нововведенных сотрудников патрульной службы можно сделать вывод о кардинальных изменениях в этом вопросе. Это демонстрируют и форма проамериканского образца, оборудованная видеокамерой и системой записи разговоров, и наличие идентификационного жетона, по которому можно безошибочно определить личность работника, и подаренные японским государством автомобили с высокотехнологическим оборудованием, и финансовое обеспечение как на оплату труда, так и на закупки топлива для круглосуточного патрулирования, и мн. др. Все это в совокупности рисует красивую картину создания подразделения «крутых полисменов».
Но при этом не надо забывать о главной функции полиции – служить обществу, охранять права и свободы человека, противодействовать преступности и поддерживать общественный порядок и безопасность. Будем надеяться, что подразделения новой полиции докажут эффективность своей работы на деле и смогут «расти и цвести» среди завядших ветвей системы. Главное, чтобы этот «оазис» не был лишь миражом в пустыне.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Игорь Мосийчук, народный депутат Украины
– Я не исключаю, что у Президента могут быть замечания к Закону, и он может быть возвращен в парламент. Возможно, Закон будет подписан сегодня или завтра, но в этом есть сомнения, так как глава пропрезидентской фракции Юрий Луценко настаивал на некоторых поправках, которые парламент не учел. Эти правки относятся к полномочиям министра внутренних дел и его влиянию на работу Национальной полиции. Очень не хотелось бы, чтобы с самого начала Национальная полиция была втянута в политические игры, однако на сегодняшний день ситуация очень это напоминает.
Эка Згуладзе, первый заместитель министра внутренних дел
– Я не боюсь замечаний и претензий. Думаю, этот закон очень долго обрабатывался в парламенте. Мы над ним работали 4 месяца с разными группами депутатов, максимально учли все позиции альтернативных законов, и даже соавторы этих альтернативных законов об этом говорят. Но это текст, который никогда всех устраивать не будет. Остались замечания, которые не были включены – так решило голосование в парламенте. Это уже факт. Если будут вопросительные знаки, мы не боимся отвечать, почему рекомендовали ту или иную позицию. Вы знаете, в чем иногда проблема? Меняя одну статью, мы забываем, что это может разрушить логику закона, потому что в идеальном случае все статьи взаимосвязаны. И так механически, просто для статистики взять у каждого депутата 10% замечаний и исправить их в законе нельзя. Это может разрушить весь дух закона.
Виктор Пинзеник, народный депутат Украины
– Закон «О Национальной полиции», на мой взгляд, изменил только название органов. Состоялась смена вывески. Ничего принципиального в нем нет. Кроме того, есть некоторые шаги, которые являются ложными. Действующее законодательство запрещает содержать власть за счет любых других средств, кроме бюджета. Проголосованный же Закон «О Национальной полиции» разрешает содержать власть за счет негосударственных источников: позволяет частным компаниям предоставлять деньги, имущество, оборудование и т. п. После этого кто-то в Украине будет говорить о борьбе с коррупцией? Как бороться с коррупцией, когда частная компания может финансировать Национальную полицию? Это недопустимые вещи. Я обратил на это внимание, поскольку уверен, что если бы депутаты ознакомились с поправками, этот закон не был бы принят. К сожалению, таких норм немало.
Я по закону имею право огласить поправку, но мне даже слова не дали. Поэтому я внес (кстати, не один, по некоторым проектам есть похожие) проект постановления об отмене результатов голосования за законопроект из-за нарушений регламента. Еще раз хочу подчеркнуть: если голосование будет проходить подобным образом, то в Верховную Раду можно вносить килограммы бумаги и проводить голосование, даже не зная, что там написано. Или нанимать 400 людей с улицы – пусть голосуют.
Далее, нужно обратить внимание на такие вещи, как финансирование откомандирования. С советских времен милиция занималась тотальной слежкой за всеми. Есть статья, которая предусматривает откомандирование полиции в органы государственной власти. Что должна делать полиция в Министерстве финансов? Следить за тем, чтобы не дрались работники Минфина? Так нет, ведь сотрудника зачисляют на какую-то должность, связанную с финансами, т. е. он работает либо в Министерстве финансов, либо в полиции. И есть намеки на то, что он получает две заработные платы: в одном случае зарплата начисляется в полиции, в другом – Минфином.
Далее – стаж работы, по которому также есть специальные условия и правила. В стаж работы в полиции засчитывается работа депутатом местного совета или депутатом Верховной Рады. Но какое отношение имеет полиция к Верховной Раде Украины? Почему этот стаж должен зачисляться? Дальше – управление, а именно назначение руководства. Представьте себе, вы руководите каким-то подразделением, а работников вам назначает кто-то другой. Как тогда вы можете нести ответственность? К примеру, начальника территориального управления назначает Кабинет министров, подает представление министр внутренних дел, а готовит представление начальник полиции. Кто тогда назначает начальника территориального управления? Это размывает ответственность.
Я вносил законопроект, в котором руководителя полиции назначает министр, так как это его функция. Руководитель полиции назначает руководителей территориальных управлений, а те – своих заместителей. А сейчас надо ехать в Киев и согласовывать руководителей территориального управления с соответствующими подразделениями центрального аппарата. Получается, нет ответственного лица. Здесь явно ощущается дух советских традиций построения системы. Государственный орган превращается в феодальный, где есть все, от роддома до похоронного бюро. Например, медицинское обслуживание – разве это норма данного закона?
Юридически у нас полиции пока нет. Будет переголосование, ведь надо пройтись по поправкам, как моим, так и других депутатов. Надо пройти процедуру обсуждения, где депутаты смогут высказаться по тому или иному поводу. На данный момент закон не подписан и не вступил в силу. Мне сложно комментировать, каким образом создаются новые подразделения со своим составом и правами, когда юридически они не узаконены. На мой взгляд, такие вещи недопустимы.
Светлана Поддубная, сотрудник полиции, заместитель командира 3 роты 1 батальона
– Первая трудность, когда мы заступили на ночную смену, была в том, что личный состав был невыспавшимся и уставшим, так как люди простояли на солнце целый день. Понимаете, после присяги все рвались в бой, но за промежуток времени, который прошел после церемонии и до заступления в ночную смену в 21.00, силы шли на спад. Несмотря на все, мы построили личный состав, провели инструктаж и вышли на патрулирование.
Еще были некоторые технические особенности – например, не работали рации. У меня Деснянский район, и там плохое качество звука. Где-то надо отъехать на 2–3 метра, и уже лучшая слышимость. Также был инцидент, когда возле станции метро Левобережная был остановлен автомобиль с должностным лицом. Очень много людей, которые превышают свои полномочия, имея какой-то статус. Они привыкли к этому, к старой системе, скажем так, «праву звонка». Но это будет искоренено. Пожалуйста, оставляйте свои старые привычки. Все прекрасно знают, что в других странах и премьер-министр, и другие должностные лица ездят по правилам, на велосипедах, едят в обычных кафе. Так давайте добьемся, чтобы не было иерархической лестницы, а также телефонного права у нас. Мы все равны в своих правах.