Мария Дунай,
специально для
«Судебно-юридической газеты»
Правительственный законопроект «О государственной службе» №2490 от 30.03.2015 23 апреля с. г. был принят за основу и готовится ко второму чтению. Этот документ готовит несколько ударов для работников судебной системы. Во-первых, это лишение помощников судей статуса государственных служащих. Во-вторых, исключение абз. 2 ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей», которая регулировала размер должностного оклада работника аппарата суда. Таким образом, надежда на законодательно зафиксированный размер окладов работников суда и привязка их к окладам судей, а не минимальной заработной плате, канула в Лету.
В случае принятия законопроекта оклад работников аппарата суда останется на уровне минимальной заработной платы – 1218 грн. Но останутся также высокие требования к кандидатам на должности государственной службы, ответственная работа и ее колоссальный объем, запрет заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту. Это значит, что единственным доходом госслужащих будет мизерная заработная плата. А поскольку участвовать в забастовках им тоже запрещено, у них есть только 2 варианта защиты своих прав: судиться и писать письма. И аппараты судов сегодня бьют тревогу и пишут высшим чиновникам открытые письма, наполненные юридическим смыслом и отчаяньем, взывают в них к Конституции Украины и к совести. Но, похоже, их никто не слышит.
Нищенская заработная плата работников судов выглядит абсурдно в стране, где активно борются с коррупцией. Здравый смысл подсказывает, что такая ситуация приведет к массовому увольнению из аппарата судов честных и квалифицированных работников. «Судебно-юридическая газета» не может оставаться в стороне, поэтому решила разобраться, о какой справедливости просят работники судов.
Нет нормы – нет проблемы
Работники судов, наконец, дождались, и уровень их оклада был зафиксирован на законодательном уровне. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» в новой редакции Закона «Об обеспечении права на справедливый суд», размер заработной платы, в частности, работников аппарата судов, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты должны определяться законом и не могут быть меньше, чем у соответствующих категорий госслужащих органов законодательной и исполнительной власти. При этом размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей госслужащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников аппарата суда, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей госслужащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата суда, должности которых отнесены к предыдущей категории.
Пп. 2 п. 13 переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» обязал Кабинет министров привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом «Об обеспечении права на справедливый суд» в 3-месячный срок со дня его вступления в силу. В т. ч. и постановление КМУ №268 от 09.03.2006 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов», которым утверждены схемы окладов работников судов по категориям должностей. Эти оклады, кстати, разнятся в зависимости от инстанции, специализации и по группам областей.
Все сроки вышли, а воз и ныне там: оклады работников судов не выросли, а постановление КМУ №268 осталось без изменений. Несмотря на то, что предусмотренный им уровень должностных окладов давно не успевает не то что за среднестатистической, но даже за установленной государством минимальной зарплатой. В связи с этим почти всем категориям должностей установлены оклады в размере минимальной заработной платы, которая на момент написания статьи составляет 1218 грн.
Работники судов отреагировали в законодательно определенных для них рамках – коллективными письмами к высшим чиновникам о невыполнении норм действующего законодательства в части надлежащего материального обеспечения работников судебной системы, а самые смелые подали соответствующие иски в суд. Пока административные суды не встали на защиту своих коллег, и Европейский суд по правам человека может стать единственной надеждой для тех, кто готов дойти до конца.
И хотя у КМУ оставался «спасательный круг» в виде п. 9 заключительных положений Закона «О Государственном бюджете на 2015 год», в соответствии с которым, в частности, нормы и положения Закона «О судоустройстве и статусе судей» действуют в рамках, установленных Кабмином, исходя из существующих финансовых ресурсов, КМУ поспешил инициировать в парламенте законопроект «О государственной службе» №2490 от 30.03.2015, которым предусмотрено исключение абз. 2 ч. 1 ст. 147 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей». А вместе с указанной нормой исчезнет и законодательно зафиксированный оклад работника суда в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Нет нормы – нет проблемы.
Была надежда
Несмотря на то, что оклад работника суда был мизерный, у многих оставалась надежда на премии. А деньги на стимулирующие выплаты планировалось найти в специальном фонде государственного бюджета за счет сверхплановых поступлений от уплаты судебного сбора. Напомним, Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» №213-VІІІ от 2.03.2015 было снято ограничение 7 минимальными заработными платами судейского вознаграждения на 2015 г. Также напомним, что для судей и работников суда существует единый фонд оплаты труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины, руководители бюджетных учреждений ведут учет числа работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.
В соответствии с постановлением Кабмина №268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006, ежемесячная премия, как и надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, а также помощь на решение социально-бытовых вопросов не являются обязательными выплатами. Право на их выплату остается за руководителями в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Учитывая зафиксированный Законом «Об обеспечении права на справедливый суд» размер оклада судьи и перечень обязательных доплат, становится ясно, что премии работников суда – совсем ненадежный доход, ведь средств на их выплату в фонде заработной платы может и не остаться.
Может, работников суда спасают обязательные доплаты для госслужащих? В соответствии со ст. 33 действующего Закона «О государственной службе», кроме непосредственно должностного оклада, в структуру заработной платы государственного служащего входят обязательные надбавки за ранг, за выслугу лет и др. (например, доплата за научную степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности). Надбавка за выслугу лет выплачивается госслужащим ежемесячно в процентах к должностному окладу с учетом доплаты за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в следующих размерах: свыше 3 лет – 10%, свыше 5 лет – 15%, свыше 10 лет – 20%, свыше 15 лет – 25%, свыше 20 лет – 30%, свыше 25 лет – 40%. В соответствии со ст. 35, при выходе в отпуск госслужащим в обязательном порядке должна предоставляться помощь на оздоровление в размере не меньше должностного оклада.
Сколько же реально получает «на руки» работник суда при отсутствии премиальных? Возьмем для примера работника суда, который дослужился до 10 ранга и имеет стаж государственной службы свыше 5 лет:
Итого: 1492,70 грн.
А если вспомнить о том, что из этой суммы удерживаются налоги?Работники аппарата судов в процентах платят налоги не меньше, чем судьи, а именно: единый социальный взнос – 6,1%, налог с доходов – 15% и военный сбор – 1,5%.
Вывод: обязательные доплаты такие же мизерные, как и сам оклад. По сути, премии и надбавки – единственное, что время от времени спасает работников суда.
Помощник судьи – верноподданный государства или судьи?
Как уже говорилось, законопроект «О государственной службе» предлагает лишить помощников судей статуса государственных служащих и отнести их, на манер помощников депутатов, к патронатной службе.Чтобы определить юридическую суть должности помощника судьи, рассмотрим беспристрастные правовые нормы.
В соответствии с Положением о помощнике судьи суда общей юрисдикции, утвержденным решением Совета судей Украины №14 от 25.03.2011, помощник судьи – это должностное лицо, которое состоит на государственной службе, обеспечивает выполнение судьей соответствующих полномочий и способствует осуществлению правосудия. В Законе «О судоустройстве и статусе судей» недвусмысленно указано: «Каждый судья суда общей юрисдикции имеет помощника, статус и условия деятельности которого определяются этим Законом, Законом Украины «О государственной службе» и Положением о помощнике судьи, утвержденным Советом судей Украины».
В соответствии со ст. 154 Закона «О судоустройстве и статусе судей», судьи самостоятельно осуществляют отбор помощников. Однако помощник судьи назначается на должность и увольняется с должности руководителем аппарата соответствующего суда. Т. е. практически помощники судей «удостоились» отдельного порядка назначения на должности. Так, в соответствии с Положением, назначение на должность помощника судьи осуществляется без конкурсного отбора на основании письменного представления судьи руководителем аппарата соответствующего суда. Таким образом, помощники судей, в отличие от секретарей судебных заседаний, не проходят конкурсной комиссии.
С другой стороны, так было не всегда – до июля 2010 г. помощники судьи принимались на работу по конкурсу. Учитывая широкий спектр должностных обязанностей и высокий уровень ответственности, а также то, что право на госслужбу подразумевает прохождение конкурсного отбора, такое исключение для помощников судей выглядит странно. Напомним, требования к должности помощника судьи, установленные законом, весьма лаконичны, но «по существу». Так, помощником судьи может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и свободно владеющий государственным языком. Для помощников судей Верховного Суда Украины есть дополнительное требование – стаж работы в области права не менее 3 лет.
Таким образом, с одной стороны, в соответствии со ст. 154 Закона «О судоустройстве и статусе судей», помощники судей по вопросам подготовки дел к рассмотрению подотчетны только судьям. С другой стороны, нельзя забывать, какие обязанности и функции возложены на них. Это, в частности:
И это лишь маленькая толика того, что выполняет рядовой помощник судьи.
В соответствии со ст. 1 Закона «О государственной службе», государственная служба в Украине – это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате, по практическому выполнению задач и функций государства, которые получают заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия.
Имеем следующий логический ряд. Возникновение института помощников судей было вызвано значительной загруженностью судей. Судья является носителем судебной власти, а его помощнику делегирована часть его полномочий. Т. е., помощник судьи – работник государственного органа, его работа оплачивается за счет государственного бюджета, и его деятельность нераздельно связана с обеспечением выполнения функций государства по осуществлению судопроизводства.
Кто еще в аппарате суда не госслужащий? Деловод, работник, уборщица и т. д. Получается, что лишение помощника судьи статуса госслужащего автоматически приравнивает его к техническому персоналу.
Пенсия как последняя мотивация
Многие помощники судей, как и другие работники аппарата суда, не увольнялись, уповая на то, что хоть зарплата маленькая и из нее отчисляют повышенный процент на общеобязательное государственное социальное страхование (6,1%), но в старости будет легче, ведь их ждала спецпенсия. В соответствии с Законом «О государственной службе», пенсия государственным служащим назначается в размере 60% суммы их заработной платы, из которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. – страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
Уровень з/п работников суда мы уже обсудили и понимаем, что 60% из нее – сумма далеко не баснословная. Но даже такую «большую» пенсию работникам суда надо заслужить. Для получения пенсии госслужащего необходимо наличие страхового стажа, установленного для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, в т. ч. стажа государственной службы не менее 10 лет. А при достижении пенсионного возраста в обязательном порядке необходимо пребывать на должности госслужащего. Есть альтернатива: не имеет значения место работы на время достижения пенсионного возраста, если вы отдали государственной службе не менее 20 лет жизни.
Если у помощников судей заберут статус госслужащих, право на спецпенсию они потеряют. И вопрос еще, компенсируют ли им разницу за перечисленный из з/п повышенный процент на общеобязательное государственное социальное страхование.
Но и другие работники суда, похоже, платили зря. Как известно, с 1 июня 2015 г. отменены все нормы, касающиеся пенсионного обеспечения лиц, которым пенсии назначались в соответствии с отдельными законами Украины (см. выпуск №22–23 «Судебно-юридической газеты» за 15.06.2015, 3 стр.).
Всеобщее бессилие?
Наверное, на письма отвечать нынче не модно, иначе никак не объяснишь, почему призывы работников аппарата судов к справедливости, подкрепленные юридическими нормами, никто не слышит. Прогноз весьма пессимистичный: предполагаемый исход лишения помощников судей статуса госслужащих – их массовое увольнение. Кто останется работать с мизерной заработной платой, тем более, при отсутствии законодательно определенных социальных и экономических гарантий? Судебная система потеряет квалифицированные кадры, а государство приобретет новых безработных. «Дома сидеть дешевле!»
Положения Конституции и другие нормы законодательства – повод задуматься высоким чинам
Ст. 22 Конституции: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Ст. 58 Конституции: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица».
Ч. 1 ст. 33 Закона «О государственной службе»: «Оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого выполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд».
Ст. 43 Конституции: «Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом».
Ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» (действующая редакция!): «Размер заработной платы работников аппарата судов, …., их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньше, чем у соответствующих категорий государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти. При этом размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к шестой категории должностей государственных служащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников аппарата суда, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей государственных служащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата суда, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих».
И, кстати, ст. 64 Конституции: «Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины».