Наталья Мамченко, Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
В последнее время народные депутаты Украины в буквальном смысле взялись за самих себя. В частности, 18 июня принят за основу законопроект №1895 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно наложения взыскания на народного депутата за нарушение требований относительно личного голосования)», согласно которому нардепов-кнопкодавов будут лишать должностей и командировок, а фото и имя нарушителей будут публиковать на сайте парламента и в газете «Голос Украины». Также тех, кто нарушил требования закона относительно личного голосования, лишат права принимать участие в 10 пленарных заседаниях, а за каждое повторное нарушение – в 20 заседаниях. Кроме того, согласно проекту, нардепы-кнопкодавы:
Также 18 июня принят за основу законопроект №1591 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения открытости и доступа к информации о деятельности Верховной Рады Украины, ее комитетов и народных депутатов Украины». Он предусматривает, что аппарат ВР обеспечивает публикацию на сайте ВР:
Однако все это, по сути, хотя и приятные для уха избирателя, но «косметические» изменения. Базовые вопросы остаются открытыми. Так, еще 15 апреля с. г. в Верховной Раде были зарегистрированы 3 законопроекта об ограничении максимального размера заработной платы народных депутатов Украины, членов Кабинета министров Украины и других работников госорганов. Что именно предлагают носители законодательной инициативы, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Маловато будет
Законопроект №2646 от 15.04.2015 «О внесении изменений в Заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» (относительно ограничения максимального размера заработной платы народных депутатов Украины и членов Кабинета министров Украины для социальной справедливости) авторства народного депутата Сергея Каплина определяет, что на период проведения антитеррористической операции необходимо ограничить максимальный размер месячной заработной платы народных депутатов Украины и членов КМУ 3 размерами МЗП. Т. е. размер зарплаты народных депутатов и членов правительства не должен превышать 3654 грн.
По мнению инициатора, это будет справедливо по отношению к простым людям. Но в проекте четко указывается, что такое ограничение вводится только на период проведения АТО.
Законодательная карусель
Альтернативным упомянутому выше является законопроект №2646-1 от 15.04.2015 «О внесении изменений в раздел III «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» относительно установления ограничения максимального месячного размера заработной платы народных депутатов Украины, членов КМУ, судей, прокуроров и работников государственных органов». Авторами данного проекта выступили нардепы Тарас Батенко, Виталий Куприй, Владимир Парасюк, Борис Филатов, Юрий Деревянко, Ирина Суслова, Александр Дубинин. Как видим, в данном случае круг лиц, которым предлагается ограничить максимальный размер зарплаты, намного шире.
Напомним, 29 декабря 2014 г. Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины», в соответствии с п. 10 раздела III «Заключительные положения» которого было установлено ограничение максимального месячного размера заработной платы народных депутатов, членов КМУ, судей, прокуроров и работников государственных органов. 2 марта 2015 г. парламент принял Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения», внесенный правительством. В соответствии с его разделом II признавался утратившим силу указанный выше п. 10 раздела III «Заключительные положения» Закона «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины», которым устанавливалось ограничение максимального месячного размера зарплаты на 2015 г., т. е. отменялись ограничения максимального месячного размера зарплаты народных депутатов, членов КМУ, судей, прокуроров и работников государственных органов. Сейчас зарплата народных избранников почему-то регулируется распоряжением спикера ВР, которое, естественно, гораздо легче подкорректировать, чем закон (см. Распоряжение спикера ВР №558).
Авторы законопроекта №2646-1 предлагают опять ограничить максимальный размер зарплаты (денежного обеспечения) нардепов, членов КМУ, прокуроров, работников госорганов (кроме Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции) и других бюджетных учреждений, Национального банка Украины 7 размерами МЗП, а при сокращении численности работников – 10 размерами МЗП (пособия по временной нетрудоспособности, пособия для оздоровления, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов и оплата времени ежегодного отпуска в указанном максимальном размере не учитываются). Данный законопроект, по мнению авторов, восстановит социальную справедливость, снизит уровень напряженности в обществе и уменьшит объемы расходов Госбюджета. Однако, и это логично, далеко не все субъекты, на которых распространится в случае принятия закон, согласны с его инициаторами (см. Позицию ВСУ).
Главное – ненадолго
На этом пыл законодателей не иссяк. Нардепы Олег Ляшко, Виктор Галасюк и Виктор Вовк внесли еще один законопроект – №2647 «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» (относительно ограничения максимального размера заработной платы народных депутатов Украины). По мнению авторов, многие положения Закона «О статусе народного депутата Украины» создают привилегированные условия для народных избранников, что не только нарушает декларируемое Конституцией равенство граждан, но и влечет за собой значительный объем расходов Госбюджета.
Законопроектом, в частности, предлагается изложить в новой редакции ч. 1 ст. 33 Закона «О статусе народного депутата Украины» и до 31 декабря 2015 г. ограничить максимальный месячный размер заработной платы народных депутатов 7 размерами минимальной заработной платы, а также приостановить до той же даты действие ч. 2 и 3 ст. 33, в которых говорится о надбавках к установленному Верховной Радой Украины должностному окладу.
Еще в одном законопроекте, №2647-1 «О внесении изменения в статью 33 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» относительно ограничения размера заработной платы, авторами которого являются народные депутаты Наталья Королевская и Юрий Солод, Комитет ВР по вопросам противодействия и предотвращения коррупции отыскал «коррупциогенные факторы». Проектом предусматривается дополнить ст. 33 Закона нормой, согласно которой временно, до стабилизации экономической ситуации в стране, заработная плата народного депутата начисляется в размере 1 МЗП, установленном законом на 1 января соответствующего года. «Есть мнение, что этот закон соответствует требованиям антикоррупционного законодательства? Никаких. Тогда я предлагаю признать его коррупциогенным и пойти дальше», – заявил председатель Комитета Егор Соболев.
Стоит сказать, что названные законопроекты не единственные и, очевидно, не последние, ведь тема зарплат парламентариев – благодатная почва для пиара перед избирателями. И на первый взгляд все упомянутые проекты производят благоприятное впечатление. Однако есть одно «но»: народные депутаты громко заявляют об установлении справедливости по отношению к простым гражданам, но эти самые граждане видят, как живут наши парламентарии, на каких машинах ездят, где отдыхают и чем питаются, и понимают, что никто просто так не захочет отказываться от привычных условий жизни и финансовых средств.
Если говорить о первом законопроекте, где предлагается ограничить заработную плату народных депутатов и членов Кабмина размером 3 минимальных зарплат, назревает вопрос: за счет чего народные избранники будут компенсировать свои «потери»? Во втором законопроекте предлагается ограничить заработную плату не только депутатов, но и прокуроров, судей, других работников государственных органов. Вроде бы все справедливо. Однако следует вспомнить, что во многих госорганах средняя зарплата обычного служащего и так невысокая, если не сказать мизерная. О каком сокращении до 7 МЗП в таком случае может идти речь? И не породит ли это еще большую коррупцию?
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Владимир Парасюк, народный депутат Украины
– Речь идет не о простых госслужащих, а о высоких чиновниках, у которых заработная плата достигает 40 тыс. грн. Если у нас в стране война, и мы говорим о том, что нам надо экономить, то мы должны понимать, что эта война касается каждого гражданина Украины. Если в селе люди экономят, учителя экономят, то народные депутаты и государственные чиновники тоже должны экономить. Когда мы это все победим, тогда можно становиться богатыми и иметь должную заработную плату. Вы поймите, на заработную плату простого госслужащего этот законопроект не повлияет. Идет речь о наивысших заработных платах в Украине. По поводу коррупции могу сказать, что маленькие зарплаты – это первый шаг к коррупции. Понятно, это надо менять. Но сейчас, в первую очередь, важны интересы страны.
Сергей Лабазюк, народный депутат Украины
– У меня возникает вопрос: а надо ли вообще платить заработную плату народным депутатам Украины? Ведь в последнее время есть мнение, что весь негатив и проблемы в нашей стране происходят из-за депутатов, а не из-за министров, Премьер-министра, Президента и пр. Но существует две правды в этой ситуации. Первая: если мы хотим, чтобы депутаты были действительно незаангажированными политическими фигурами и не соблазнялись на коррупционные схемы, а качественно работали, во-первых, надо правильно избирать депутатов, а во-вторых – платить им соответствующую зарплату, за которую они смогли бы содержать свои семьи, развиваться и жить независимо от тех или иных факторов, которые могли бы повлиять на то, какие законы они будут принимать.
За себя могу сказать, что для меня зарплата не была решающим фактором, когда я шел в народные депутаты, так как я пришел из бизнеса. Свою заработную плату я перечислял в благотворительный фонд. Но однозначно ни в одной стране, если сравнивать пропорцию всех ветвей власти, нет такого, чтобы люди, которые отвечают за принятие законов, получали низкую заработную плату.
Максим Курячий, народный депутат Украины
– Мое личное мнение – каждый должен платить по счетам. Например, прокуроры должны получать высокую заработную плату, чтобы не было повода что-то украсть или отобрать. То же касается и депутатов. В то же время, я считаю, что все госслужащие на сегодняшний день должны быть солидарны с гражданами Украины, которые вкладывают все, что у них есть, в победу над террористами в конфликте на Донбассе. Я поддерживаю справедливость. А насколько справедливый этот закон, будем рассматривать в комитетах.
Сергей Каплин, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения
– Народный депутат Украины за месяц своей работы получает 20 тыс. грн заработной платы и еще 12 тыс. на возмещение за аренду жилья. Кроме того, он бесплатно ездит на отдельных видах транспорта и, по большому счету, практически бесплатно питается. Есть и много других возможностей, которые государство дает депутату. Например, кроме тех 20 тыс. он получает еще 15 тыс. депутатских, которые 99% депутатов используют как вторую зарплату. И не надо врать людям, что заработная плата у депутата – 3–5 тыс. грн. В действительности она составляет 18–20 тыс., а отдельные депутаты получают и по 30–35 тыс. грн. Поэтому здесь необходимо свести баланс и сравнить дебет с кредитом. Я считаю, что мой законопроект не популистский, он как раз создает нормальные равные условия для всех граждан и депутатов.
Александр Опанасенко, народный депутат Украины
– Что касается меня, то я не использую депутатские деньги на удовлетворение своих нужд. Я езжу на своей машине, и только для компенсации бензина использую заработную плату народного депутата. О ее размере точно не могу сказать. Все, конечно, зависит от того, насколько часто человек посещает Раду, так как мы все должны регистрироваться. Если мне не изменяет память, я получаю 6177 грн на руки. Это $250. Понятно, этого недостаточно по сравнению с другими цивилизованными странами. Если взять США, то там правительство получает зарплату в размере $150 тыс. в год. Поживем – увидим. Сейчас главное – чтобы депутаты эффективно заработали и внесли много актуальных изменений в законодательство. Сегодня все в тяжелой ситуации, надо это понимать и затягивать пояса всем вместе.
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Председателя Верховной Рады Украины
Киев №558 16 апреля 2015 г.
Об оплате труда народных депутатов Украины в 2015 году
1. На основании статьи 33 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» и постановления Кабинета министров Украины №43 от 14 февраля 2015 г. «Вопросы оплаты труда членов Кабинета министров Украины, руководителей центральных органов исполнительной власти и других государственных органов» установить с 01 апреля 2015 г. месячную заработную плату народного депутата Украины в размере должностного оклада – 6109 грн.
2. В соответствии с разделом II Закона Украины №213-VIII от 2 марта 2015 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» признать утратившим силу распоряжение председателя Верховной Рады Украины №72 от 28.01.2015 (максимальный размер заработной платы ограничивался 7 размерами минимальной заработной платы и составлял 1218 грн × 7 = 8526 грн).
Председатель Верховной Рады Украины В. ГРОЙСМАН
Позиция Верховного Суда по законопроекту №2646-1
« …Указанное предложение законопроекта является необоснованным, не соответствует принципу правовой определенности, противоречит положениям Конституции Украины и международно-правовых актов относительно гарантий независимости судей и беспристрастности правосудия...
КСУ неоднократно отмечал в своих решениях, что надлежащий уровень материального и социального обеспечения судьи является одной из гарантий его независимости. В частности, в Решении №10-рп/2008 от 22 мая 2008 г. КСУ отметил: «…Материальное и социально-бытовое обеспечение, в т. ч. заработная плата судей являются элементами статуса судьи. Сохранение существующего статуса судьи, недопущение его отмены или сужения его содержания и объема является одной из основополагающих гарантий независимости судьи». В Решении №3-рп/2013 от 3 июня 2013 г. КСУ отметил, что учитывает предыдущие правовые позиции относительно гарантий независимости судей, изложенные им в решениях №5-рп/2002 от 20 марта 2002 г., №19-рп/2004 от 1 декабря 2004 г., №8-рп/2005 от 11 октября 2005 г., №10-рп/2008 от 22 мая 2008 г. Определенные Конституцией и законами Украины гарантии независимости судей являются неотъемлемым элементом их статуса... Такими гарантиями являются предоставление им за счет государства материального обеспечения (судейское вознаграждение, пенсия, ежемесячное пожизненное денежное содержание и т. п.) и предоставление им в будущем статуса судьи в отставке.
…Любое снижение уровня гарантий независимости судей противоречит конституционному требованию неукоснительного обеспечения независимого правосудия и права граждан на защиту прав и свобод независимым судом, так как приводит к ограничению возможностей реализации этого конституционного права, а следовательно, противоречит ст. 55 Конституции Украины (абз. 5 пп. 2.2, абз. 2 п. 3 мотивировочной части Решения КСУ №3-рп/2013 от 3 июня 2013 г.).
Кроме того, анализ практики Европейского суда по правам человека дает основания для формирования позиции, что при решении вопросов о нарушении государствами-членами Совета Европы положений Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и протоколов к ней большое внимание акцентируется на соблюдении государством принципа «оправданных или законных ожиданий» и защите прав человека через призму этого принципа. В частности, по делам «Пайн Вели Девелопмент ЛТД и другие против Ирландии» и «Федоренко против Украины» ЕСПЧ констатировал, что в соответствии с прецедентным правом органов, действующих на основании Конвенции, право собственности может быть «существующим имуществом» или средствами, включая иски, для удовлетворения которых истец может обосновывать их по крайней мере «оправданными ожиданиями» относительно получения возможности эффективного использования права собственности (п. 21 решения ЕСПЧ по делу «Федоренко против Украины»).
…«Законные ожидания» – ожидания возможности осуществления определенного права, как прямо гарантированного, так и опосредованного, в случае, если лицо прямо не исключено из круга лиц, которые являются носителями соответствующего права. Вместе с тем, несоблюдение законодателем принципа «законных ожиданий» при принятии новых законов или внесении изменений в действующие является критерием сужения содержания и объема прав и свобод.
Учитывая приведенное, считаем, что положения законопроекта в части, касающейся судей и работников аппарата судов, противоречат нормам Конституции Украины и международным нормативным актам, поэтому данный законопроект необходимо отклонить».