Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Не так давно состоялся круглый стол, посвященный обсуждению новаций и проблем на пути имплементации Закона «Об открытости использования публичных средств» при участии представителей как высших эшелонов власти, так и общественности. Более подробно об этих вопросах узнавала «Судебно-юридическая газета».
Тернистый путь
В правительстве пообещали, что с осени 2015 г. начнет работать единый веб-портал, где будет публиковаться вся информация о расходах публичных средств – средств государственного и местных бюджетов, государственных и коммунальных предприятий, банков и фондов социального страхования.
Идея Закона «Об открытости использования публичных средств» (далее – Закон) и, соответственно, веб-сайта пришла после посещения Казахстана украинской делегацией экспертов. Именно там они увидели, как работает система открытости и доступности использования публичных средств органами власти. Граждане в режиме реального времени на одном сайте могут узнавать обо всех доходах и расходах органов власти, местного самоуправления и других государственных структур.
Законопроект о создании подобной системы в Украине начал разрабатываться в феврале 2013 г. В качестве образца был взят веб-портал Польши. 15 мая 2013 г. законопроект был зарегистрирован в парламенте (№2012а). Его удалось включить в Программу Президента «Стратегические инициативы». Но в октябре 2013 г. в связи с революционными событиями его продвижение остановилось.
В марте 2014 г. был учрежден Реанимационный пакет реформ, в приоритет которого попал и данный законопроект. В июне 2014 г. он был принят в первом чтении Верховной Радой и в скором времени вошел в блок «Реформа публичных финансов». В январе 2015 г. законопроект 3 раза вносился в повестку дня ВР, но в последнюю секунду пропадал из нее. Наконец, 11 февраля 2015 г. законопроект (уже под №0949) был принят 289 голосами.
О чем и как
Законом определяются условия и порядок обеспечения доступа к информации. В частности, устанавливается, что информация, которая обнародуется в соответствии с ним, готовится распорядителями и получателями средств Государственного бюджета Украины, бюджета АРК и местных бюджетов, органами Пенсионного фонда, предприятиями, а также фондами общеобязательного государственного социального страхования и подается ими для публикации на едином веб-портале использования публичных средств (ч. 1 ст. 2 Закона). Доступ к такой информации является свободным и безвозмездным. Администрирование единого веб-портала и утверждение форм, по которым предоставляется для обнародования информация о запланированном и фактическом использовании публичных средств, осуществляется субъектом, уполномоченным Кабмином.
Установлена и строгая ответственность чиновников за препятствование гражданам в получении информации об использовании народных денег. Так, Закон однозначно и четко требует: «Сведения, которые публикуются в соответствии с этим Законом, должны быть полными, правдивыми, точными и реально отражать фактические данные по состоянию на соответствующую дату или за соответствующий период времени» (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона).
Кроме того, Закон направлен на обеспечение публичного доступа и информационной открытости в отношении использования публичных средств налогоплательщиков Украины. «Подготовка к реализации этого революционного закона пройдет в 6 этапов, – сообщил представитель Министерства финансов Зиновий Пронь. – Первые 5 этапов заканчиваются еще весной, а осенью, ориентировочно в сентябре-октябре состоится 6-ой, который заключается в разработке, наполнении и запуске единого веб-портала использования публичных средств».
Как реализовать
По мнению первого зампредседателя Верховной Рады Андрея Парубия, этот Закон может стать надежным предохранителем против убийственных для государства злоупотреблений на всех уровнях. Кроме того, это очередной шаг на пути борьбы с коррупцией. Подразумевается, что внедрение Закона в жизнь поможет, в первую очередь, в борьбе с коррупцией. А для того, чтобы его внедрить, необходимо: подать ответственным руководителям учреждений предложения относительно изменений в законы; определить уполномоченный орган (подготовить и подать проект акта Кабмина об определении уполномоченного администрировать единый веб-портал); определить порядок администрирования веб-портала и обнародования информации и т. д.
По словам представителей власти, уже этой осенью следить за расходованием государственных и коммунальных средств станет не сложнее, чем разложить пасьянс «Косынка». Впервые вся важная финансовая документация, которая касается расходов средств налогоплательщиков, будет собрана в одном месте в удобной форме и формате. Впрочем, сможет ли Закон заработать в полную силу, покажет время.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Александр Опанасенко, зампредседателя Комитета ВР по вопросам свободы слова и информационной политики
– Считаю, что это очень нужный закон. Как финансист в прошлом, я знаю одну важную истину: если ты обладаешь информацией, ты обладаешь всем. На сегодняшний день очень сложно контролировать эффективность использования государственных финансов, а также целесообразность их использования. А Закон создает много возможностей именно для общественности проверять и контролировать, как и куда используются деньги. Но мы знаем, что есть такой момент, когда любой хороший закон может и не выполняться. Это уже, наверное, традиция исполнительной власти и просто наша национальная особенность.
Второе. Я считаю, что общественным организациям необходимо объединяться и создавать единый аналитический центр, которой будет с едиными ресурсами и единым стандартом. В противном случае очень сложно будет делать системные выводы без системного анализа. Но в общем закон правильный, своевременный и абсолютно необходимый, так как он повышает доверие народа к власти, поскольку люди видят, куда тратятся деньги, и понимают, что это действительно целесообразно и эффективно.
Владимир Пасичник, заведующий сектором развития бюджетно-налоговых отношений секретариата Кабинета министров Украины
– Данный закон предусматривает много новых вещей, которые не были предусмотрены ни Бюджетным кодексом, ни другими законами. Звучало мнение, что планируют запустить исполнение этого закона с января 2016 г., но хотелось бы, чтоб это произошло раньше. Думаю, при совместных усилиях органов власти и общественности это реально сделать в сентябре с. г., поскольку нам необходимо видеть проблемные вопросы. На мой взгляд, на сегодняшний день в данный закон надо вносить много изменений. Казначейство не сможет освещать всю информацию, так как прописаны нечеткие формулировки. Например, не детализировано понятие «транзакции» или такое понятие, как «средства Национального банка». Орган, который сегодня в наибольшей степени закрыт в плане доступа к информации, почему-то теряется по тексту. Там значится, что «публичные средства – это средства Нацбанка». И все. Далее по тексту это понятие отсутствует. Считаю, что законодательные изменения нужно готовить намного раньше, а не ждать сентября.
Зиновий Пронь, начальник управления IT-обеспечения Министерства финансов Украины
– Главнейшими препятствиями на пути реализации данного закона, я считаю, являются вопросы финансирования и сроков. Конечно, мы должны исполнять нормы регламента, который нас немного ужал во времени. Но если мы его запустим не в сентябре, а в октябре, думаю, ничего страшного не произойдет. Надо, чтобы в этом году закон был реализован. Мы, со своей стороны, сделаем все, чтоб он был имплементирован.
Максим Ключар, аналитик, программа развития ООН в Украине (ПРООН)
– Программа развития ООН в Украине в 2014 г. реализовала пилотный проект «Открытый бюджет». Изначально его целью была поддержка трех городских советов (Житомир, Ивано-Франковск и Тернополь) в разработке эффективных онлайн-инструментов для визуализации и анализа бюджетной информации. Мы также хотели способствовать эффективному сотрудничеству между местными органами власти, журналистами и территориальным сообществом путем повышения прозрачности как бюджетного процесса, так и его результатов – утвержденной главной сметы города. По результатам консультаций с сотрудниками финансовых управлений, представителями СМИ и активистами был разработан программный пакет, позволяющий городу более эффективно представить бюджетные данные.
Сейчас есть два инструмента. «Бюджетный визуализатор» дает возможность обработать в автоматическом режиме как доходную, так и расходную части городского бюджета. В результате генерируется интерактивная инфографика, и пользователь может углубляться в каждую из статей на столько уровней, насколько детально составлен бюджетный файл (тот самый, которым финансовое управление обменивается с казначейством). Инструмент уже содержит необходимую информацию о кодах экономической и функциональной классификации – все в автоматическом режиме. В свою очередь, бюджетный календарь – это возможность обратной связи с жителями, способ проинформировать территориальное сообщество о предстоящих бюджетных слушаниях, разместить проекты решений. Портал и его инструментарий постоянно дорабатываются, к выпуску готовится еще несколько аналитических инструментов. Поскольку программирование проводилось на принципах «открытого кода», данный инструмент (полностью или частично) может использоваться для развития и построения портала, который разрабатывается под данный закон.