Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
В демократических государствах неотъемлемым фактором правовой системы и основным правовым институтом защиты личности, ее прав и свобод является адвокатура. Украина не исключение. И стремление власти к реформированию адвокатской деятельности, что подразумевает внесение изменений в действующий Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», вполне закономерно. Процесс этот очень сложный и трудоемкий. Много в этом плане уже было сделано, но и предстоит еще сделать немало.
Интеллектуальная консолидация
После Революции Достоинства внесение изменений в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» было включено в Программу правительства. Чтобы эти изменения подготовить, еще в марте 2014 г. была создана рабочая группа при Министерстве юстиции Украины. Хотя свою работу эта группа не закончила, имелись значительные наработки и предложения, часть из которых нашла отражение в ряде законопроектов.
И все бы хорошо, если бы не одно «но» – в адвокатской реформе должны принимать участие и адвокаты. Интеллектуальная консолидация всего адвокатского сообщества, активное обсуждение наболевших вопросов, ошибок прошлого и спорных моментов является приоритетом при формировании законопроектов, связанных с внесением изменений в профильный Закон. Именно адвокатам необходимо вплотную работать с ним, ведь от того, какая будет рабочая платформа, зависит их будущее.
Адвокатура Украины избрала европейский путь развития и должна последовательно двигаться вперед. При этом реформирование адвокатуры должно соответствовать и внутреннему убеждению адвоката, ведь его деятельность похожа на работу врача, главный принцип которой – «Не навреди!» А для этого нужно, чтобы адвокат был социально, экономически и политически независимым человеком. Как этого достичь – вопрос не из легких. Но для того и проводится реформирование адвокатской деятельности.
В законопроекте №2270 от 2.03.2015 авторства народного депутата Дмитрия Лубинца («Блок Петра Порошенко») подчеркивается важность роли адвокатуры в современном демократическом обществе. Приоритетами на пути изменения адвокатского законодательства, согласно данному законопроекту, являются: изменение процедуры допуска к профессии; качественный отбор и подготовка кадров, адвокатская монополия; запрет совмещения деятельности адвоката с другими видами юридической деятельности; совершенствование системы органов адвокатского самоуправления; усиление прав и гарантий для адвокатов; реформирование системы адвокатской деятельности по европейским стандартам. При этом основным приоритетом является совершенствование правового обеспечения адвокатуры.
Цепная реакция
Когда запускается процесс реформирования определенного вида деятельности, автоматически затрагиваются многие ее аспекты. В данной случае это, среди прочего, и несовершенство системы налогообложения доходов от адвокатской деятельности. Поэтому Д. Лубинец внес также законопроект №1825 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно совершенствования применения упрощенной системы налогообложения самозанятых лиц), целью которого является отмена дискриминационного запрета адвокатам использовать упрощенную систему налогообложения. Кроме того, зарегистрирован законопроект №1826, направленный на урегулирование дисбаланса прав сторон обвинения и защиты в уголовном судопроизводстве и создание законодательной почвы для обеспечения реализации принципов состязательности в уголовном производстве. С этой целью инициированы изменения в Уголовно процессуальный кодекс Украины, которые усиливают роль защиты в процессе.
Допустить или не допустить
Важным этапом реформирования адвокатской деятельности является урегулирование вопроса о допуске кандидата к профессии адвоката. По обновленному законодательству процедура допуска к профессии должна состоять из нескольких этапов. Первый этап – тестирование, второй – прохождение стажировки, и третий, заключительный этап – сдача экзамена. Тестирование кандидатов должно быть компьютеризованным и состоять из тестовых и практических вопросов. Прохождение стажировки позволит кандидату более глубоко ознакомиться на практике с деятельностью адвоката. А сдача экзамена – это беседа кандидата с экзаменаторами и квалификационной комиссией о его понимании тактики, стратегии и этики адвокатской деятельности. И лишь по результатам всех трех этапов будет решаться вопрос, допустить или не допустить кандидата к профессии адвоката.
Такая процедура отбора позволит более глубоко оценить уровень подготовки кандидатов, исключать субъективный фактор при этом и не допустить непрофессионалов к адвокатской деятельности.
Монополия – «за» и «против»
Еще одним очень трудным и неоднозначным вопросом в реформировании адвокатской деятельности является адвокатская монополия. Здесь, как говорится, «сколько людей, столько и мнений». Многие настаивают, что во всех развитых странах вопрос с монополией адвокатуры давно решен, и поскольку Украина приступила к процессу реформирования адвокатской деятельности, ее введение просто необходимо. С одной стороны, это так, и найдется много доводов в поддержку введения монополии. Однако важно не забывать и о негативных моментах.
Первый и самый важный вопрос: готова ли Украина как государство ввести, а главное, обеспечить такую монополию? Не так давно была запущена программа создания центров бесплатной правовой помощи по гражданским и административным вопросам. Только в течение прошлого года, по данным Минюста, в такие центры обратились около 700 тыс. граждан, и государство смогло профинансировать этот проект лишь на половину запрашиваемой суммы. В стране сложная экономическая ситуация, и вопрос, как обеспечить бесплатной правовой помощью всех нуждающихся, если в суде интересы граждан будут представлять только адвокаты, а не просто юристы, остается открытым. Не приведет ли введение адвокатской монополии в таких условиях к коллапсу? Очевидно, для начала нужно выработать стратегию введения и адаптации адвокатской монополии, проанализировав все стороны медали.
Наполнять закон мудростью
Чтобы внесение изменений в закон действительно принесло пользу, над ними должны работать не только члены рабочих групп, но и непосредственно практики, которые его будут применять. Нужно наполнять закон мудростью. Он должен совмещать в себе опыт разных стран и предложения адвокатов по усовершенствованию определенных норм. И лейтмотивом его должны стать усиление адвокатуры как правозащитного института, рост влияния каждого адвоката на решения, регулирующие адвокатскую деятельность, и расширение профессиональных прав и гарантий адвокатов.
В частности, вышеупомянутым законопроектом предложено обеспечить адвокатам полный доступ к информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Никаких ограничений в этом быть не может, поскольку это создает дисбаланс между возможностями защиты и обвинения. При этом усилены и гарантии адвоката – его офис не может быть подвергнут обыску, а адвокатская тайна является незыблемой.
Самоуправление
Одним важных при реформировании адвокатской деятельности является и вопрос совершенствования системы адвокатского самоуправления. Лишь слаженная работа внутренних органов адвокатуры позволит нормально функционировать всему организму. Важно акцентировать внимание на усилении роли конференций, собраний и съездов адвокатов, ведь именно там должны решаться самые важные вопросы адвокатуры. Кроме того, должно быть обеспечено саморегулирование профессии непосредственно адвокатским сообществом.
Чтобы воплотить все это на практике, в законопроекте Д. Лубинца предлагается слить региональные органы самоуправления в единую Национальную ассоциацию адвокатов Украины, но исключить обязательное членство адвокатов в ней, как и возможность принятия органами самоуправления неправомерных решений, которые негативно влияют на деятельность адвоката.
Главное в процессе реформирования адвокатской деятельности – консолидировать все усилия для достижения единой цели, совершенствовать и наполнять мудростью практического опыта каждое слово закона.
По мнению адвокатов, необходимо: