Алексей Смашный,
«Судебно-юридическая газета»
В Кабинете министров представили концепцию реформирования системы принудительного исполнения решений в Украине.Первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова сообщила, что 11 марта КМУ принял 3 ключевых решения в этом направлении. В частности, речь идет об утверждении вознаграждений для государственных исполнителей с целью реализации положений Бюджетного кодекса. Мотивацией станет процент от исполненного решения суда.
Автоматическое распределение
Один из принятых Кабмином документов касается реализации нового пилотного проекта в сфере исполнения решений – внедрения автоматического распределения дел между государственными исполнителями. Этот документ содержит также механизмы автоматического онлайн-контроля по срокам исполнения. Благодаря этому каждый исполнитель будет получать справедливую часть от выполнения решений каждой категории.
Проект, о котором идет речь, предусматривает автоматизацию контроля над государственными исполнителями. Онлайн-система разработана таким образом, чтобы руководитель на своем компьютере видел, какие сроки есть у исполнителя для исполнения решения, и если тот не справляется, начальник может применить дисциплинарные санкции.
По мнению министерских чиновников, автоматическое распределение дел между исполнителями поможет искоренить различные коррупционные составляющие именно в аспекте распределения дел. Кроме того, пилотный проект предусматривает информатизацию и компьютеризацию госисполнителей. В министерстве считают, что исполнитель должен заниматься своими непосредственными функциями на предприятиях, вести переговоры с должником и взыскателем. По этой причине все госисполнители будут снабжены планшетами, в которых они смогут совершать свои действия в электронной форме, начиная от открытия производства и до его закрытия, включая все необходимые запросы в режиме онлайн.
Третий документ, принятый КМУ, касается системы электронных торгов арестованным имуществом. Первый замминистра юстиции отметила, что в рамках проекта реализация арестованного имущества проходила в режиме реального времени, что дало возможность инициаторам оценить все стороны такого подхода. Теперь же процедуры, отработанные в рамках пилотного проекта, будут реализоваться на постоянной основе.
Станет больше инвестиций?
Присутствующий на пресс-брифинге заместитель министра юстиции Гия Гецадзе подчеркнул нацеленность принятых документов на повышение эффективности исполнения судебных решений. Он отметил, что это действительно важный показатель для инвесторов. «Нужно понимать: если мы повысим эффективность исполнения судебных решений, значит, появятся новые инвестиции, что приведет к росту количества рабочих мест», – высказал свое мнение г-н Гецадзе.
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации грузинский эксперт видит реализацию Министерством юстиции следующих заданий: минимизировать уровень коррупции, уменьшить бумажную волокиту (чем больше бумаги, тем больше рисков коррупции), повысить зарплаты госисполнителей и параллельно внедрить, наряду с ними, частных исполнителей, которые будут конкурировать между собой.
Эксперимент
Первый заместитель начальника Государственной исполнительной службы Агия Ахундова представила пилотный проект по оптимизации контроля за принудительным исполнением решений, внедрению автоматического распределения исполнительных документов и механизма мотивации госисполнителей. По ее словам, итогом такого реформирования будет то, что общество получит обновленную государственную исполнительную службу, у которой процент исполнения решений значительно повысится и достигнет уровня развитых европейских государств. Чиновник сообщила, что первый этап пилотного проекта экспериментально будет функционировать в столице и Сумской области. Уже с мая все должники и взыскатели по исполнительным производствам на этих территориях первыми смогут оценить преимущества внедрения новых подходов.
По словам г-жи Ахундовой, каждая из сторон исполнительного производства сможет, во-первых, отслеживать в режиме онлайн все исполнительные действия. Вторым ключевым моментом в реформировании отрасли станет то, что исполнитель будет заинтересован в исполнении решения в полном объеме, потому что установленные КМУ вознаграждения смогут удержать его от коррупционных рисков и неправомерного вознаграждения. Предусмотрено, что исполнитель будет получать 2,5% от суммы взыскания, но максимальная сумма не должна превышать 50 минимальных заработных плат. И третьей отличительной чертой новшества станет система контроля, которая рассчитана как на собственный внутренний контроль каждого исполнителя, так и на его непосредственного начальника или руководство ГИС в любой области Украины.
На втором этапе проекта, с мая 2015 г., должны быть приняты законопроекты о Государственной исполнительной службе и частных исполнителях, а также об исполнительном производстве. «Эти законы уже разработаны Министерством юстиции. В ближайшее время они будут внесены в парламент и, надеюсь, приняты», – отметил А. Ахундова.
Как уже писала «Судебно-юридическая газета» (№7 (275) от 23 февраля 2015 г.), в результате принятия этих законопроектов в Украине будет введен институт частных исполнителей. В смешанной системе принудительного исполнения решений частными и государственными исполнителями г-жа Ахундова видит много позитивных моментов как для государства, так и для взыскателя. По ее мнению, преимуществом для государства станет, в первую очередь, повышение количества фактически исполненных решений и уменьшение расходов госбюджета на финансирование органов ГИС, а в условиях всеобщей экономии это как раз необходимый шаг. Данные новшества могут стать экономически выгодными, так как планируется увеличение доходов госбюджета за счет реализации частными исполнителями имущества на электронных торгах, а также за счет исполнительного сбора.
Для взыскателя также предусмотрены несколько преимуществ. Во-первых, у граждан появляется альтернатива – человек сможет сам решать, к государственному или частному исполнителю ему обращаться. У него также будет право выбора частного исполнителя в пределах исполнительного округа. При этом планируется, что при внедрении многих новшеств станет возможным сокращение сроков исполнения решений.
На третьем этапе, который запланирован на август с. г. и будет продолжен до мая 2016 г., будет осуществляться имплементация положений новых законов. Во время этого этапа предусматривается разработка подзаконных актов и создание квалификационно-дисциплинарной комиссии исполнителей. Тогда же начнутся первые образовательные программы и экзамены для частных исполнителей с выдачей свидетельств. Позитивным моментом в Минюсте считают и создание открытого реестра должников. Как заявили представителя министерства, этот реестр будет в открытом доступе, в результате чего любой гражданин или юридическое лицо, в т. ч. банки смогут сами увидеть, кто является должником и в каком правовом статусе находится то или иное имущество.
В ходе четвертого этапа реформаторы планируют расширить функционал автоматизированной системы в исполнительном производстве. Так, будет внедрен «виртуальный кабинет», где каждый сможет получать все документы по производству в электронном виде. Появится и SMS-рассылка сообщений об исполнительных действиях. Кроме того, система обеспечит электронную проверку достоверности документов, а также будет вести электронный учет арестованного и конфискованного имущества.
Пятый этап должен быть реализован к маю 2016 г. путем интеграции всех реестров, в которых есть информация об имуществе должника, что даст возможность исполнителю получать все необходимые сведения в течение нескольких минут.
Процесс стартовал
17 марта на официальном сайте Министерства юстиции появилась информация, что с этого дня вступил в силу Порядок автоматического распределения исполнительных документов в отделе принудительного исполнения решений департамента государственной исполнительной службы Минюста. С этого момента компьютерная система сама будет распределять документы между госисполнителями в зависимости от их загруженности. Исключением станут лишь решения Европейского суда по правам человека.