Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Президент Украины Петр Порошенко уже подписал Закон «О пробации», который 5.02.2015 был принят Верховной Радой во втором чтении, а большинству украинцев ни слово, ни понятие «пробация» по-прежнему незнакомо. А между тем, это тот первый шаг, который в финале может привести к оздоровлению общества. Разумеется, если шагать по правильному пути.
Пробация – это система надзорных и социально-воспитательных мер, которые по решению суда применяются к осужденным, выполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечение суда информацией, которая характеризует обвиняемого. Поскольку исполнителем данного Закона является Государственная пенитенциарная служба Украины, ей и карты в руки. Тем более, что законодатель дал время для подготовки: Закон вступает в силу только 27 августа с. г.
Хотя надо отметить, что в самой службе уже давно готовились к таким переменам. Более того, пенитенциарии открыто поддерживали такую инициативу. 17.02.2015 представители аппарата ГПтС Украины и Министерства юстиции провели рабочую встречу с экспертами Европейского Союза для обсуждения направлений совместной работы по вопросам пробации. Европейскую делегацию представляли национальный эксперт Ирина Жаронкин и бывший заместитель директора службы пробации Англии и Уэльса Дэвид Перри.
В ходе разговора участники мероприятия обсудили 4 блока вопросов. Представители ГПтС предоставили информацию о перечне необходимого для дальнейшего развития пенитенциарной службы в Украине, исходя из проблемных вопросов ее деятельности и перспектив их решения. Европейская сторона выразила желание содействовать развитию межведомственного сотрудничества путем заключения соответствующих соглашений с пенитенциарными ведомствами и службами пробации зарубежных государств.
После этого работа продолжилась, и 05.03.2015 в аппарате ГПтС проведено рабочее совещание с руководящим составом, научными работниками и преподавателями учебных заведений. Исполнители приняли решение начать с себя. Так, предметом обсуждения были вопросы подготовки и переподготовки персонала для выполнения задач пробации, связанные с принятием вышеозначенного Закона. Во время встречи были рассмотрены предложения относительно уже имеющихся учебных программ по вопросам пробации в рамках существующей учебной системы ГПтС, а также о необходимых ресурсах для разработки новых. Одним из сложных вопросов, который обсуждался во время мероприятия, было создание учебных программ, максимально охватывающих персонал органов управления и уголовно-исполнительной инспекции с учетом ограниченного времени и отсутствия подзаконной нормативной базы.
Исправление без изоляции
На учете в подразделениях уголовно-исполнительной инспекции по состоянию на начало 2015 г. находятся 76148 осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы. Цифра охватывает всю Украину, но от этого она не менее страшна. Суд, вынося приговор и заменяя лишение свободы испытательным сроком, возлагает на осужденного определенные обязанности, прописанные в законе. Этих обязанностей было всего 5, и они были весьма формальны, можно сказать, рассчитаны на относительную добропорядочность осужденного. Самая «тягостная» из них предусмотрена п. 4 ст.76 УК: периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию. Хотя для чего и для кого осужденному необходимо являться, законодатель объясняет с трудом.
Данная процедура досталась нам в наследство со времен СССР. Возможно, тогда она имела определенный воспитательный характер и приносила пользу, но, как показывает практика, в реалиях сегодняшнего она дня утратила свою назидательность. Вероятно, еще и потому, что сегодня, в отличие от тех далеких времен, практически не работает институт «социальной помощи», что оставляет человека наедине с порой достаточно сложными жизненными обстоятельствами, и он вновь совершает преступление. В то время, как суть пробации состоит в надзоре за поведением подследственного или осужденного, выполнением им обязанностей, возложенных на него судом, коррекции его поведения, содействии в социальной адаптации и предупреждении совершения им повторных преступлений. Из этого видно, что пробация – понятие более обширное, поэтому требует для выполнения своих задач больших средств и ресурсов.
Если грамотно создать службу пробации и правильно наладить ее работу, это даст возможность искать первоначальную причину, из-за которой человек пошел на преступление, если не в индивидуальном порядке (хотя система предусматривает индивидуальный подход), то хотя бы комплексно, и возвращать обществу полноценных граждан, осознавших свою вину без «тюремной школы». Такой подход позволяет не только устранить последствия противоправных деяний, но и найти их причину, донести до сознания преступника пагубность выбранной им линии поведения, оказать ему реальную помощь в процессе перевоспитания.
Досудебный доклад
Новеллой закона является то, что одной из функций органов пробации будет составление досудебных докладов, т. е. письменное обеспечение суда информацией, характеризирующей личность привлекаемого к уголовной ответственности. Досудебная доклад будет содержать социально-психологическую характеристику, оценку риска совершения повторного уголовного преступления, вывод о возможности исправления правонарушителя без ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок.
Кроме того, предусматривается, что одной из функций органов пробации будет осуществление надзора и проведение с клиентами пробации социально-воспитательной работы. Эта работа будет проводиться по индивидуальному плану с учетом оценки риска совершения клиентом пробации новых уголовных правонарушений и предусматривает дифференцированный подход при оказании консультативной, психологической и других видов помощи, способствование трудоустройству, привлечению к обучению, участию в воспитательных мероприятиях и социально полезной деятельности.
Однако рассматривать вопрос применения наказания однобоко, только в сторону гуманизации нельзя. Сегодня модно быть лояльными гуманистами, но в вопросе применения того или иного вида наказания необходимо учитывать все обстоятельства, при которых было совершено преступление, и все условия, при которых будет происходить покаяние преступника. Все это необходимо внимательно сопоставлять с личностью, к которой будет применено наказание. Применять виды наказания без лишения свободы к лицу, к которому уже ранее применялась такая лояльность, допустимо только в крайних случаях, иначе это может принести вред не только самому осужденному, но и его окружению. Нередко случается так, что лишение свободы – единственная правильная мера наказания относительно как преступника, так и общества в целом, и пренебрегать ею не стоит. Особенно, если речь идет о коротких сроках заключения.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Олег Янчук, начальник управления уголовно-исполнительной инспекции ГПтС Украины
– Неотъемлемой составляющей является создание профиля сотрудника службы пробации, что повлияет на эффективность управления ею. Это означает, что есть необходимость определения набора индивидуальных и профессиональных качеств и в дальнейшем разработки учебных программ для персонала. Серьезная работа предполагается по отработке механизма подготовки и внедрения досудебного доклада, а также разработке механизма подготовки пробационных программ.
Дэвид Перри, консультант ЕС и Совета Европы по реформированию судебной системы
– Мы проводили такое исследование, что в случае уменьшения рецидива на 5% минимум 1 млн граждан не пострадают от правонарушений. 100-летний опыт пробации Великобритании позволяет утверждать, что мы отошли от лишения свободы в пользу альтернативных мер не потому, что хотим быть «хорошими», а потому, что хотим сделать общество более безопасным. Это достигается путем активной работы с клиентами пробации с участием местных общин. Как результат, риск повторных правонарушений уменьшается.