Общественная организация «Справедливая и правовая страна» совместно с учеными решила обобщить выступления специалистов, критически относящихся к инициативе правительства по ликвидации хозяйственных судов, чтобы общество могло оценить соответствующую аргументацию и составить представление о значении хозяйственной судебной специализации для эффективного функционирования экономических отношений.
Осенью 2014 г. был обнародован вариант судебной реформы, разработанный членами Реанимационного пакета реформ, предусматривающий упрощение судебной системы, отказ от судебной специализации, в т. ч. за счет ликвидации хозяйственных судов Украины. Впоследствии соответствующий законопроект был внесен группой народных депутатов в Верховную Раду Украины и принят в первом чтении (законопроект №1497 от 17.12.2014 авторства народных депутатов Оксаны Сыроид, Елены Сотник, Андрея Журжия, Леонида Емца и Ивана Крулько «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и другие законодательные акты относительно усовершенствования принципов организации и функционирования судебной власти в соответствии с европейскими стандартами»). Эти законодательные инициативы вызвали многочисленные глубокие замечания представителей научного сообщества, практикующих юристов и представителей бизнеса.
Суть данного законопроекта заключается в попытке повторить ошибки прошлого – ликвидировать систему хозяйственных судов. Кроме того, в переходных положениях законопроекта предусмотрено, что в течение года с момента вступления его в силу как действующего закона на рассмотрение Верховной Рады будет внесен проект закона об отмене Хозяйственного и Хозяйственного процессуального кодексов Украины. Квинтэссенция таких законодательных инициатив имеет абсолютно деструктивный характер и сводится к уничтожению кодификаций актов хозяйственного и хозяйственно-процессуального законодательства с одновременным упразднением субъектов правоприменения – специализированных судов, уменьшению ценности хозяйственной судебной специализации.
Представляется, что авторы законопроекта крайне поверхностно отнеслись к изучению европейского опыта деятельности коммерческих судов и восприняли как «истину в последней инстанции» цивилистические ценности и представления о сущности экономических отношений в государстве. Коммерческое законодательство имеет место в ФРГ, Франции, Италии, Австрии и других странах. Кстати, речь идет о странах-участницах Европейского Союза, к правовой системе которого Украина пытается адаптировать собственное законодательство.
Согласно заключению (2012) №15 Консультативного совета европейских судей относительно специализации судей, «постоянное принятие нового законодательства, будь то международного, европейского или национального, а также замена прецедентного права и доктрины делают юридическую науку необъятной и сложной. При этом судье сложно охватить все сферы права, в то время, как общество и участники процесса требуют еще больше профессионализма и эффективности от судов. Специализация судей может стать залогом того, что судьи обладают достаточным багажом знаний и опыта в определенной области юриспруденции».
В тезисах «Сборника выступлений в СМИ представителей юридического и бизнес-сообщества» отмечается угроза разрушения наиболее эффективной системы судопроизводства, которая обеспечивает решение экономических конфликтов наиболее оперативным, совершенным, прозрачным и одинаковым способом, а также является источником крупнейших поступлений в бюджет от судебного сбора. Также обсуждаются негативные последствия для экономики, которые могут наступить в случае реализации предложенного направления судебной реформы.
Эти замечания должны быть услышаны, чтобы общественность получила ответы на сложные вопросы, которые ставят эксперты к инициаторам ликвидации хозяйственных судов.