Мария Дунай,
специально для «Судебно-юридической газеты»
1 января 2015 г. вступил в силу Закон №76-VIII от 28 декабря 2014 г. «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины», целью которого, по мнению инициаторов, является создание условий для стабилизации финансового состояния государства и усовершенствование отдельных положений социальной политики. Указанный закон заинтересовал «Судебно-юридическую газету» в связи с тем, что его положения существенно ухудшают финансовое положение судей, тем самым ставя под угрозу их независимость, в т. ч. финансовую, гарантированную Конституцией Украины. По сути, несмотря на все разнообразие мировой практики успешных методов борьбы с коррупцией, в Украине с ней собираются бороться маленькими зарплатами.
Зарплата уменьшается, а работы меньше не становится
В соответствии с Законом №76-VIII, вносятся изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей». Напомним, ранее в нем декларировалось постепенное, из года в год повышение судейского вознаграждения. В 2015 г. должностной оклад судьи местного суда должен был составлять 15 минимальных заработных плат, однако еще в конце 2013 г. его заморозили на уровне 10. Теперь же, в соответствии с п. 10 заключительных положений Закона №76-VIII, в 2015 г. максимальный размер судейского вознаграждения ограничен еще больше – до 7 минимальных зарплат.
Правда, в этот лимит не входят выплата пособий по временной нетрудоспособности и для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата времени ежегодного отпуска. Но есть и плохие новости: в этот лимит входят премии, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет, пребывание на административной должности, ученую степень и пр. Т. е. доход судьи, которого можно назвать ветераном судебной системы, будет такой же, как и у молодого судьи.
На военных не экономят
Указанное ограничение не применяется к максимальному размеру месячного денежного обеспечения (заработной платы) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, работников, участвующих в антитеррористических операциях, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на охраняемые объекты, освобождении этих объектов в случае захвата или попытки насильственного завладения оружием, военной техникой.
Как сэкономить на аппарате суда? – Сократить его!
Согласно принятому Закону, общая численность работников аппарата в местных и апелляционных судах не сможет превышать величину, определенную из расчета 3,7 должности работников на одну должность судьи, исходя из общего количества должностей судей, а в Верховном Суде Украины и высших специализированных судах – из расчета 4 должности работников на одну должность судьи.
Не повезло небольшим по количеству судей судам. В соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей», организационное обеспечение работы суда осуществляет его аппарат, который возглавляет руководитель аппарата. В штат аппарата судов общей юрисдикции входят, в частности, секретари судебного заседания, научные консультанты и судебные распорядители. Известный факт, что в аппаратах судов общей юрисдикции создаются отделы. Так, в соответствии с законом, обязательным отделом является канцелярия, которая ежедневно в течение рабочего времени суда обеспечивает принятие и регистрацию документов, которые подаются в соответствующий суд. Типичным для местных судов является функционирование таких отделов: архив суда, канцелярия по уголовным делам, канцелярия по гражданским делам, канцелярия по делам об административных нарушениях и общая канцелярия. Кроме того, в суде должна функционировать библиотека для обеспечения сотрудников нормативно-правовыми актами, специальной научной литературой, материалами судебной практики, а также служба судебных приставов. И наконец, каждый судья суда общей юрисдикции может иметь помощника.
Допустим, в суде отправляют правосудие 3 судьи. Значит, максимальное количество работников суда: 3 × 3,7 = 11,1. Если каждый судья имеет помощника, остается 8,1. Минус руководитель аппарата суда – 7,1. К сожалению, секретарей судебных заседаний и судебных приставов не может быть по одному – тогда судьи не смогут назначать заседания в одно время и будут слушать дела лишь по очереди. Получается, еще 2 раза минус 3 – остается 2,1. Т. е. 2 человека для регистрации всех дел всех юрисдикций, входящей и исходящей почты, ведения приема граждан, обеспечения функционирования библиотеки суда, введения архива, в т. ч. уничтожения дел и т. д. А если вспомнить еще о водителе и курьере хотя бы в одном лице, операторе информационных систем, который является важным человеком в суде, учитывая, что делопроизводство там компьютеризировано и т. д.? Да, не повезло таким судам…
В судах, где количество работников соответствует граничной штатной численности, предусмотренной указом ГСА №17 от 24.12.2014 «Об утверждении штатной численности работников аппаратов местных и апелляционных судов», зарплата как судьей, так и работников суда будет ограничена 7 минимальными заработными платами. Этот лимит может быть повышен до 10 минимальных зарплат в случае сокращения численности работников. Проблема только в том, что обычно аппараты судов невозможно сократить, ведь тогда будет невозможно надлежащее организационное обеспечение суда, судей и судебного процесса.
На грани
Что касается работников суда, для них лимит в 7 минимальных заработных плат далеко не легкодостижимый.
Напомним, что большинство работников суда пребывают на государственной службе. В соответствии с Законом «О государственной службе», заработная плата госслужащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок. Кроме того, госслужащим могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы, доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и другие надбавки и доплаты, а также предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов.
При этом, согласно закону, оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого выполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд. Но скорее всего, доход работников суда в 2015 г. не уйдет далеко от минимальной заработной платы.
Стоит также вспомнить, что в соответствии с Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» работникам суда как госслужащим нельзя заниматься другой оплачиваемой работой или предпринимательской деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту. Значит, придется выживать на обещанную законом о госслужбе «достойную», но почему-то так похожую на минимальную зарплату.
Стоит ли ожидать, что работник суда будет думать об этике государственного служащего, о надлежащем выполнении профессиональных обязанностей и т. д., когда он не может достойно обеспечить, себя, свою семью и детей?
С момента окончания полномочий до увольнения или отставки – минимальная зарплата
В соответствии с п. 36 Закона №76-VIII, с момента окончания полномочий до момента принятия решения об увольнении (отставке) судье выплачивается судейское вознаграждение в размере одной минимальной зарплаты за полный календарный месяц. Размер минимальной зарплаты сейчас составляет 1218 грн. (с 1 декабря 2015 г. – 1378 грн).
При этом, в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей», полномочия судьи по осуществлению правосудия прекращаются, в частности: со следующего дня после окончания срока, на который он был назначен; со следующего дня после достижения 65-летнего возраста; с момента прекращения гражданства. Высший совет юстиции вносит представление Президенту об увольнении судьи с должности в случае: окончания срока, на который его назначили, если кандидата на должность судьи не избрала ВР, или ВККС принято решение об отказе в рекомендации на должность судьи бессрочно, или самим судьей без уважительных причин вовремя не подано заявление об избрании на должность судьи бессрочно. Но если представление ВСЮ не рассмотрено ВР, судья увольнению не подлежит.
Значит, со следующего дня после достижения 65-летнего возраста; с момента прекращения гражданства; с даты окончания срока, на который судья был назначен, в случае непредставления своевременно без уважительных причин заявления об избрании бессрочно; с даты принятия ВККС решения об отказе в рекомендации судьи для избрания на должность бессрочно, если такое решение принято по истечению срока, на который судья был назначен, или с даты окончания срока, на который он был назначен в случае принятия такого решения до истечения срока назначения; с даты пленарного заседания ВР, на котором судью не избрали на должность бессрочно, если такое заседание состоялось после окончания срока, на который он был назначен, или с даты окончания срока, на который он был назначен, если соответствующее пленарное заседание ВР состоялось до окончания срока его назначения, и до увольнения судья будет получать вознаграждение в размере минимальной заработной платы.
С одной стороны, судьи с момента окончания полномочий не выполняют профессиональную деятельность и не отправляют непосредственно правосудие – казалось бы, за что им платить зарплату? С другой стороны, в соответствии с Конституцией Украины профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой. Т. е. фактически в указанный период судьи не имеют права достойно обеспечивать свою семью. Тут стоит добавить, что от судьи не зависит, как быстро будет принято соответствующее решения уполномоченным органом. Что делать – dura lex sed lex! И судьям, которым не посчастливилось, что у них закончились полномочия в 2015 г., и они подпадают под указанные нормы, придется научиться выживать на минимальную заработную плату, что во многих крупных городах почти невозможно.
Может быть и хуже
В рассматриваемом законе предусмотрен еще один сюрприз для Фемиды. Так, в ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» ранее было предусмотрено, что судейское вознаграждение регулируется Законом «О судоустройстве и статусе судей», Законом «О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами. Новым законом фразу «не может определяться другими нормативно-правовыми актами» исключили, несмотря на неоднократно высказанную позицию КСУ, что одной из конституционных гарантий независимости судей является особый порядок финансирования судов, а уменьшение надлежащего обеспечения судей является формой финансового влияния на них, что ставит под сомнение гарантированную Конституцией независимость судебной власти, а следовательно, и конституционное право человека и гражданина на судебную защиту.
Изменения, не связанные с финансами
Некоторые изменения, прописанные в Законе, касаются отставки судьи. Так, ранее в ст. 139 Закона «О судоустройстве и статусе судьей» было предусмотрено, что отставка судьи прекращается, в частности, в случае вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него за совершение умышленного преступления. Теперь к причинам прекращения отставки добавили «привлечение к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с коррупцией».
***
В нашей стране существует такой парадокс, что самые тяжелые профессии (учитель, врач и т. д.) являются и самыми низкооплачиваемыми. Так зачем идти учиться лечить людей или осуществлять правосудие, если можно получать больше, работая менеджером или на чаевых в ресторане? Точно так же абсурдно в нашей стране пытаются бороться с коррупцией, понижая, а не повышая зарплаты.
Конечно, судебная система не раз встречалась с финансовыми трудностями, и в такие времена судьи обеспечивали себя элементарными вещами (канцтоварами, бумагой, марками, конвертами и пр.) за счет своей собственной зарплаты. Но с понижением этой зарплаты в 2015 г. даже этого экстренного варианта «спасения утопающих руками самих утопающих» у них не остается.
Такая политика, скорее всего, даст скорые негативные результаты. И опять простое уравнение: низкий уровень дохода работников судебной системы + низкий уровень обеспечения судебной системы = риск повышения уровня коррупции в стране.
Ежемесячное пожизненное денежное содержание судьи уменьшено на 10%
В соответствии с п. 36 Закона №76-VIII, ежемесячное пожизненное денежное содержание будет выплачиваться судье в размере 60% (ранее было 70%) денежного содержания судьи, из которого был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. – страховой взнос на общеобязательное государственное пенсионное страхование.