Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
Руководство регистрационной и исполнительной служб представило отчет о проделанной за 7 месяцев работе. Согласно ему, важнейшим достижением Государственной регистрационной службы (ГРС) стала готовность открыть находящиеся в ее ведении реестры. Напомним, 14 октября Верховная Рада приняла в целом законопроект №5114 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей». Этот закон вносит изменения в ст. 28 Закона Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их отягощений», согласно которым информация о зарегистрированных правах, содержащаяся в Государственном реестре прав, является открытой и общедоступной. Предполагается, что любой гражданин сможет посредством интернета получить доступ к реестру вещных прав на недвижимость и реестру юридических и физических лиц.
«Если гражданин хочет купить квартиру, теперь он сможет посмотреть, кому принадлежит та или иная недвижимость на сайте Укргосреестра», – рассказала председатель Государственной регистрационной службы Анна Онищенко. Напомним, что ранее такую информацию можно было получить только у государственных регистраторов и нотариусов. Кроме того, помимо органов государственной власти, судов, правоохранительных органов, нотариусов, полный доступ к информации реестров будут иметь и адвокаты. Такая мера, по мнению, А. Онищенко необходима «для равенства сторон в судебном процессе».
Открытость реестров, по мнению главы ГРС, позволит проверять имущество высокопоставленных чиновников, а также упростит работу государственных регистраторов. «До закона от 14 октября почти треть своего рабочего времени сотрудники регистрационной службы занимались ответами на запросы органов государственной власти, требовавших предоставления той или иной информации», – рассказала госпожа Онищенко. Она также сообщила, что реестр физических и юридических лиц-предпринимателей (открыт в ноябре 2013 г.) будет существенно дополнен, в частности, информацией о конечных владельцах и приобретателях. Сейчас, по данным ГРС, дорабатывается программное обеспечение, в течение 6 месяцев в реестр должна быть внесена вся соответствующая информация, после чего он, наконец, полноценно заработает.
Эксперимент с программным обеспечением (ПО), предназначенным для регистрации прав на недвижимость, в ГРС признали успешным. В Службе полагают, что это ПО даст возможность вводить необходимую для регистрации информацию не самим заявителям, а операторам, которые принимают соответствующие документы. Ранее желающим зарегистрировать недвижимость приходилось заполнять множество бумаг, в которых они нередко делали ошибки, что вызывало раздражение и жалобы заявителей на практику работу регистраторов.
По данным ГРС, эксперимент показал, что за 2 месяца работы программы в тестовом режиме количество отказов, ошибок и времени, которое тратится на работу с заявителем, сократилось в 4 раза. «Если в целом по стране человек, который хочет перерегистрировать права на недвижимость, тратит на процесс сдачи документов около 40 минут, то пилотный проект сократил это время до 10 минут», – отметила А. Онищенко. С 1 октября программное обеспечение установлено в регистрационных службах Киева, Днепропетровска, Харькова, Львова, Винницы, Черкасс и Чернигова.
Помощь застройщикам и аграриям
Следующим своим шагом в ГРС считают решение проблем с крупными застройщиками столицы. По данным Службы, к маю в Киеве существовала очередь из 5 тыс. квартир, построенных и введенных в эксплуатацию, но с отсутствующими свидетельствами на право собственности на недвижимость. В течение полутора месяцев, считают в ГРС, эта проблема была решена. «Мы выделили нескольких государственных регистраторов, которые работали непосредственно с застройщиками, определили, кто в очереди на регистрацию будет первый, кто второй и т. д. и быстро ликвидировали очередь. В общем, теперь недвижимость можно регистрировать без взяток и нарушения сроков», – рассказали в Госреестре. По данным службы, была ликвидирована и так называемая тарифная сетка, т. е. практика, при которой при регистрации недвижимости необходимо было неофициально уплатить от $5 до $15 за 1 кв. м.
Не менее важным стало введение принципа экстерриториальности. Дело в том, что в стране есть большое количество земель, которые принадлежат крестьянам, но переданы ими в пользование более крупным игрокам аграрного рынка. В соответствии с действующим законодательством, такие договора должны регистрироваться в ГРС. Однако, учитывая большое количество таких договоров и небольшую численность самих регистраторов, возникла очередь, создающая серьезные проблемы предпринимателям.
Еще в мае Министерство юстиции издало приказ, разрешающий регистрацию права на аренду земли не только в том районе, где находится участок, но и в соседнем, который может даже специализироваться на сельскохозяйственной деятельности. Как показала статистика, процедура регистрации теперь ускорилась в несколько раз, что позволило крупным агрокомпаниям избегать штрафных санкций за несвоевременную регистрацию договоров об аренде земли.
Что касается сотрудников, оказавшихся в зоне проведения АТО, и работы реестров на таких территориях, то, как рассказали в ГРС, здесь тоже предпринят ряд шагов. Так, регистрационная служба передала более 100 тыс. грн сотрудникам в Луганской и Донецкой областях, потерявшим в ходе боевых действий свое имущество. Кроме того, на подконтрольной сепаратистам части Луганской области отключены большинство реестров. Министерство юстиции издало ряд указов, разрешающих проводить регистрационные действия по недвижимости на территории Луганской области, контролируемой украинскими войсками, либо в других областях. Разрешено проводить и регистрацию юридических лиц в местах, где они не находятся в настоящее время.
Борьба со старыми «схемами»
В числе достижений Государственной исполнительной службы (ГИС) ее председатель Дмитрий Сторожук назвал успешную борьбу с теневыми схемами, ранее действовавшими в службе. «В первые месяцы работы мы сломали одну из наиболее коррупционных систем в составе ГИС, связанную с реализацией арестованного и конфискованного имущества», – рассказал чиновник. По его словам, чтобы сломать такую практику, приносившую прошлому руководству Министерства юстиции миллиардные доходы, ГИС внедрило систему электронной продажи арестованного имущества (СЕТАМ).
По словам главы ГИС, получить доступ к этой системе может любой гражданин, имеющий интернет. Сейчас уже есть первые результаты ее работы. Сегодня в системе находится более 8 тыс. лотов на общую сумму 1,5 млрд грн. В эту сумму входят движимое и недвижимое имущество, телефоны, бытовая техника, транспорт, тогда как раньше там были только земельные участки, ценностные имущественные комплексы (торговые площади, складские, заводские помещения – прим. изд.), квартиры и автомобили. За 2 месяца работы СЕТАМ продано товаров на 95 млн грн. В настоящее время на участие в торгах подано 15 тыс. заявок.
Впрочем, не обошлось и без проблем, связанных с человеческим фактором. Так, выяснилось, что чиновники ГИС не всегда вносят в СЕТАМ информацию об имуществе. Выявлены факты невыдачи государственными исполнителями актов победителям торгов. Имеет место неснятие ареста с имущества, которое реализовано на торгах. Установлены факты передачи арестованного и конфискованного имущества из организаций, ранее хранивших и продававших его, государственному предприятию «Информюст».
Борьба с коррупцией
Активизировалась в обеих службах и борьба с коррупцией. «Не секрет, что Государственная регистрационная служба долгое время была одной из наиболее коррумпированных служб. За каждое действие по регистрации требовали деньги», – признали в ведомстве. Как рассказала «Судебно-юридической газете» А. Онищенко, летом с. г. были проведены служебные расследования, по результатам которых непосредственно в аппарате Службы за нарушение присяги госслужащего были уволены 3 человека. Также за нарушение присяги были уволены несколько руководителей районных регистрационных служб. Еще ряд сотрудников после проверок подали заявления об увольнении по собственному желанию, а 19 человек получили выговоры. Впрочем, один из уволенных за нарушение присяги сотрудников ГРС сумел оспорить свое увольнение в суде.
С апреля 2014 г. внеплановые проверки проводятся и в ГИС. Начато 62 уголовных производства по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением, подделки документов. По 8 служащим ГИС вынесены приговоры – лишение свободы или штрафы. Все они уже уволены. Кроме того, г-н Сторожук подписал 14 прошений министру юстиции с просьбой уволить 14 руководителей областных ГИС. 7 из них уже уволены.
В качестве стимулирующей меры в ГИС намерены пойти на значительное увеличение заработной платы для своих сотрудников. «На зарплату в 2 тыс. грн выжить невозможно, а квалификационные требования высокие. Мы подали в парламент законопроект, уже прошедший первое чтение, касательно возвращения ГИС 50% исполнительного сбора и повышения зарплаты государственным исполнителям более чем в 10 раз. Также мы открываем центры доступа к профессии, чтобы набирать людей. Каждый, кто имеет юридическое образование и желание, сможет попробовать устроиться к нам на работу», – рассказал Д. Сторожук.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Анна Онищенко, председатель Государственной регистрационной службы
– В зоне АТО во многих районах доступ украинской власти к архивам невозможен, т. е. бумажные носители находятся не под нашим контролем. Однако для регистрационной службы важно, в первую очередь, не допустить несанкционированного доступа к электронным реестрам. В Крыму их отключили в апреле, а в большинстве районов Луганской области и в самом Луганске – 7 июля. В Донецке регистрационная служба пока работает, реестры, соответственно, тоже. Но как только они нам сообщат, что больше не могут гарантировать отсутствие несанкционированного доступа к реестрам, мы там тоже их заблокируем. Проект такого решения уже подготовлен.
Хочу отметить, что Госреестр актов гражданского состояния (рождаемость, смертность, вступление в брак) работает на территории Луганской и Донецкой областей полностью. Т. е. если у регистратора есть возможность выходить на работу, такие данные он вносит, поскольку рождаемость и смертность надо регистрировать вне зависимости от того, ведутся боевые действия или нет.
Дмитрий Сторожук, председатель Государственной исполнительной службы
– Исполнительная служба переехала из Донецка в Мариуполь. На захваченных сепаратистами территориях, по нашей информации, была уничтожена абсолютно вся документация, все исполнительные производства. Что касается решений судов, которые приходят к нам с территорий, контролируемых сепаратистами, они все подлежат немедленной проверке. Мы контактируем с Верховным Судом Украины для установления действительности решений этих судов, поскольку знаем, что Государственная судебная администрация признала осуществление правосудия на этих территориях невозможным. Территориальная подсудность местных судов была изменена. Нужно быть внимательными, поскольку в конце сентября имела место попытка рейдерского захвата Концерна радиосвязи, радиовещания и телевидения. Предпринята она была на основании решения суда, который находится на подконтрольной сепаратистам территории, восстановившего в должности прежнего руководителя.
Реестр физических и юридических лиц-предпринимателей (открыт еще в ноябре 2013 г.) будет существенно дополнен, в частности, информацией о конечных владельцах и приобретателях. Сейчас, по данным ГРС, дорабатывается программное обеспечение, в течение 6 месяцев в реестр должна быть внесена вся соответствующая информация, после чего он, наконец, полноценно заработает
В конце сентября с. г. произошла попытка рейдерского захвата Концерна радиосвязи, радиовещания и телевидения на основании решения суда, который находится на подконтрольной сепаратистам территории, восстановившего в должности прежнего руководителя.
Борьба с коррупцией в сфере реализации конфиската
Чтобы сломать коррупционную практику, связанную с реализацией арестованного и конфискованного имущества, ГИС внедрило систему электронной продажи арестованного имущества (СЕТАМ). Любой гражданин может получить к ней доступ посредством интернета.
С 1 мая в базу СЕТАМ внесено 8 тыс. лотов на сумму 1,5 млрд грн. За 6 месяцев работы системы проведено 2 тыс. онлайн-торгов, реализовано имущества на сумму 95 млн грн, 10% от суммы реализации поступили в бюджет страны – это около 10 млн грн.
ГИС чистит свои ряды
Возбуждено 62 уголовных производства в отношении должностных лиц органов ГИС по фактам взяточничества, злоупотребления служебным положением, подделки документов и невыполнения судебных решений
Приговор вынесен 8 должностным лицам органов ГИС – они осуждены к лишению свободы или уплате штрафов
Подписано 14 прошений министру юстиции с просьбой уволить руководителей областных ГИС. 7 из них уже уволены.