Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, 14 октября был принят как Закон президентский законопроект №5085 «О системе специально уполномоченных органов по борьбе с коррупцией». Как отметил глава Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак, законопроект депутаты обсуждали накануне дня принятия в течение 5 часов и закончили работу в полночь. 176 поправок было подано, 52 учтены. Основные изменения были следующими. Исключены разделы I и II законопроекта, которые размывали фокус закона, соответствующим образом изменено и название: не «О системе специально уполномоченных органов по борьбе с коррупцией», а «О Национальном антикоррупционном бюро Украины».
Второе критическое изменение касается более жестких квалификационных требований к кандидатам на должность директора НАБ. В частности, он должен иметь высшее юридическое образование, 10 лет стажа с работы по специальности, 5 лет опыта на руководящих должностях.
Вносится элемент парламентского контроля в процедуру назначения директора НАБ – он назначается Президентом с согласия Верховной Рады по представлению конкурсной комиссии. Т. е. учтены все элементы контроля – как общественный, так президентский и парламентский. Парламент может выразить политическое недоверие директору Бюро большинством своих голосов, но для инициирования вопроса нужно собрать не менее 150 подписей нардепов. Кроме того, народный депутат Руслан Князевич заявил о договоренности: парламент может выразить недоверие, что имеет следствием отставку директора НАБ, но только по основаниям, определенным законом, а не по своему собственному усмотрению.
Уточнен алгоритм работы конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность директора НАБ. Комиссия определяет трех кандидатов, из которых Президент может выбрать любую кандидатуру и представить ее к одобрению Верховной Радой. Если ВР отказывает, Президент подает другую, а в случае, если и ее не одобрят, третью. После третьего отказа объявляется новый конкурс.
Уточняются люстрационные требования к работникам НАБ. Добавляется требование о том, что все работники должны пройти проверку в соответствии с Законом «Об очищении власти». В связи с нормативной неурегулированностью процедуры проверки на детекторе лжи нормы по прохождению такой проверки из текста исключены. Что немаловажно, уровень заработных плат в бюро будет определяться не законом о НАБ, а в соответствии с имеющимися бюджетными ресурсами Кабмином.
Впрочем, были 3 поправки, которые вызывали определенные споры у нардепов. Они касались права директора Бюро путем издания соответствующих предписаний действовать без решения суда: входить в помещения, истребовать документы и т. д. С одной стороны, сторонники таких полномочий НАБ отмечали, что в ином случае деятельность бюро будет блокироваться. С другой стороны, возник вопрос, насколько такие права НАБ соответствуют Конституции: не будет ли искусственно замораживаться деятельность предприятий и пр. На это В. Чумак ответил, что в бюро отправляются специальные прокуроры, которые будут согласно своим полномочиям организовывать процессуальные следственные действия и, кроме того, следить за соблюдением законности при проведении досудебного следствия и оперативно-розыскной деятельности.
Впрочем, как справедливо подчеркнул народный депутат Александр Мирный, однозначно правильно поставлен вопрос, что все те действия, которые планируются руководителем, должны быть санкционированы судом. «Аргумент «Вы знаете, какие у нас сейчас суды» не выдерживает никакой критики. Мы должны провести судебную реформу, а не подгонять ситуацию под нынешнее состояние судов. Мы можем принять на эту должность любого прекрасного человека, но когда он через полгода увидит, что он абсолютно бесконтрольный, и у него появится масса людей, которые готовы ему посоветовать, как правильно делать, не исключено, что рука дрогнет, и захочется использовать этими возможностями с любой целью», – отметил парламентарий. В итоге, несмотря на возражения В. Чумака, поправки о том, что деятельность директора НАБ по проведению определенных процессуальных действий не может проводиться без санкции суда, были поддержаны.
Отметим, что согласно заключительным положениям, Закон вступит в силу со дня его опубликования и будет введен в действие через 3 месяца со дня вступления в силу – за исключением положений о проверке на добродетельность, которые вводятся в действие одновременно с вступлением в силу закона, регулирующего порядок проведения такой проверки, и пп. 13 п. 2 заключительных положений, которые заработают после вступления в силу Закона «О государственной службе» от 17 ноября 2011 г.