Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
На сайте Министерства экономического развития и торговли Украины продолжается активное обсуждение размещенного 17 сентября 2014 г. законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно минимизации противоправного вмешательства правоохранительных органов в хозяйственную деятельность и защиты права собственности». Его разработчики намерены повысить инвестиционную привлекательность Украины, защитив предпринимателей от неправомерного вмешательства правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. Для этого, объясняют в Минэкономразвития, в законопроекте воплощены две ключевые идеи: практическая реализация принципа равенства полномочий государства и бизнеса и сужение возможностей использования рейдерских схем.
Напомним, что принцип равенства полномочий был провозглашен около 4 лет назад, однако так и не обрел жизнь. Ведь в отличие от Европы, где контролирующие органы подчинены судам и действуют исключительно по их решению, в Украине суд принимает решение, обязательное к исполнению, которое в дальнейшем может быть обжаловано. В результате субъект хозяйствования вынужден останавливать свою деятельность для того, чтобы обжаловать решение суда. А учитывая количество национальных проверяющих органов, некоторые из которых, к тому же, наделены полномочиями не только ограничивать, но и прекращать деятельность предприятий, решение спорных вопросов может затянуться на длительное время. Простой же предприятия в течение этого времени нередко оборачивается банкротством. Именно эта ситуация порождает коррупционные схемы, когда предпринимателям предоставляется возможность ускорить решение спорных вопросов, «договорившись» непосредственно с чиновником.
Создатели законопроекта намерены в корне переформатировать существующий порядок путем закрепления механизма освобождения субъекта хозяйствования от бремени доказывания – оно перекладывается на контролирующий орган, который должен будет обосновать перед судом необходимость остановки предприятия. Для этого в ст. 18 и 183-6 Кодекса административного судопроизводства Украины прописывается специальная сокращенная процедура рассмотрения, в которой сохраняется принцип состязательности – судья будет принимать решение, выслушав аргументы обеих сторон. Предусмотрено, что исключение составят лишь не более 2% предприятий, функционирование которых может угрожать общественной безопасности (например, химическая и ядерная отрасли).
Откройте, милиция!
Кроме того, разработчики документа настроены защитить предпринимателей от сотрудников правоохранительных органов, доселе нередко превышающих свои полномочия. Так, в Уголовный кодекс Украины предлагается внести изменения, направленные на усиление правовой защиты граждан от противоправных действий правоохранителей, связанных с незаконным осмотром и обыском помещений негосударственной формы собственности, изъятием предметов и документов, необходимых для осуществления юридически значимых действий.
В частности, ст. 364 УК дополняется положениями, согласно которым перечисленные нарушения милиционеров могут повлечь за собой ответственность в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности. «Если сотрудник правоохранительных органов совершил незаконное изъятие документы или печати, что будет в дальнейшем установлено, он будет нести ответственность в зависимости от причиненного вреда. Мы вводим ответственность самого исполнителя, т. е. если ты идешь на нарушение, ты должен осознавать, что отвечать будешь лично», – разъясняет директор департамента стратегического планирования развития экономики Минэкономразвития Евгений Олейников.
В ст. 11 Закона Украины «О милиции» предлагается оставить милиции право на доступ на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций исключительно в случае преследования преступника, прекращения преступления, угрожающего жизни людей, стихийного бедствия или возникновения иных чрезвычайных ситуаций. В других случаях сотрудник милиции сможет находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан только по их согласию, а на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций – исключительно по согласию администрации с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступлений, выявления и задержания лиц, их совершивших. Также предлагается обязать милицию проводить доследственную проверку по фактам обращений физических или юридических лиц относительно тех или иных нарушений, и только на ее основании проверять предпринимателей.
Дерегуляция в действии
Кроме перечисленных законодательных актов, изменения предлагается внести в Лесной кодекс, Кодекс Украины о недрах, Водный кодекс, Земельный кодекс, Хозяйственный кодекс, а также законы об охране здоровья, прокуратуре, защите прав потребителей, инвестиционной деятельности, охране труда и т. д.
Как утверждают в Минэкономразвития, законопроект уже направлен для обсуждения во все заинтересованные ведомства. По его итогам будут собраны и систематизированы все замечания. Проанализировав их, на повторное обсуждение вынесут уже конкретный перечень неурегулированных положений, чтобы найти по ним решение в ходе открытой дискуссии.
Примет ли законодатель во внимание старания Минэкономразвития, пока неизвестно, но сама идею дерегуляции бизнеса активно поддерживается. Напомним, в рамках оптимизации работы органов исполнительной власти Кабинет министров Украины ликвидировал ряд инспекций, которые выполняли контрольные функции, включая Государственное агентство по вопросам инвестиций и управления национальными проектами, Государственную инспекцию по контролю за ценами и Государственную инспекцию по вопросам сельского хозяйства. Кроме того, Кабмин ликвидировал Госслужбы по защите персональных данных и по вопросам противодействия ВИЧ/СПИД и других социально опасных болезней, Госагентство по туризму и курортам, Государственную пробирную службу, а также Госагентство экологических инвестиций. Функции, которые выполняли эти службы, возложены на другие органы и министерства.