На предыдущей неделе делегация народных депутатов Украины посетила Международный уголовный суд (далее – МУС) – первый и единственный в истории человечества постоянный международный суд, рассматривающий уголовные дела в отношении наиболее опасных военных преступников и назначающий им наказание вплоть до пожизненного заключения. На меня, как и на других членов делегации, общение с президентом, заместителем прокурора, экспертами Международного уголовного суда произвело большое впечатление. Это высокопрофессиональные юристы, следующие в своей работе строгим профессиональным стандартам.
Основная цель их работы – не допустить безнаказанности виновных в наиболее тяжких военных преступлениях, преступлениях против мирных граждан в ходе вооруженных конфликтов. Санкции в виде лишения свободы, предусмотренные Римским Статутом, имеют верхний порог не в 15, как в Украине, а в 30 лет, предусмотрено и пожизненное заключение. В отличие от любого национального суда, которому подобные дела в диковинку, для МУС преступления, связанные с вооруженным конфликтом – это его специализация, поэтому шансов избежать наказания у военного преступника, попавшего «на прицел» этого суда, немного. Уже это – достаточно веская причина для любого командира или рядового участника конфликта на территории, подчиненной юрисдикции МУС, воздерживаться от применения оружия против жилых домов, беженцев и мирных жителей, убийства военнопленных и издевательств над ними, похищения людей и нарушений права частной собственности. Это именно то, чего так не хватает сегодня в проблемных регионах Украины – стимула каждому неконтролируемому человеку с оружием воздерживаться от зверств и ненужного пролития человеческой крови.
Побывав в Международном уголовном суде, я и мой коллега, член Комитета Верховной Рады по вопросам верховенства права и правосудия Виктор Пилипишин, еще раз убедились: для Украины было трагической ошибкой не ратифицировать Римский Статут сразу же после его подписания в 2000 г. Случись все именно так, очень возможно, что не было бы расстрела людей на Майдане, Одесской бойни 2 мая, а трагические события на Востоке Украины или не произошли бы вообще, или не привели бы к таким ужасным человеческим жертвам. Поэтому, в интересах Украины, в интересах граждан – максимально укреплять свое сотрудничество с Международным уголовным судом. И не только с ним.
Находясь в Гааге, наша делегация также посетила «Дворец Мира», где расквартирован Международный Суд ООН. С 1946 г. он является одним из основных органов ООН и главным арбитром в спорах между государствами относительно принадлежности территории, доступа к природным ресурсам, правомерности применения вооруженной силы и правовых последствий военных конфликтов. Украина уже выступала стороной в этом Суде: граница континентального шельфа и исключительной экономической зоны Украины и Румынии, проведенная решением Международного Суда ООН 3 февраля 2009 г., оказалась наиболее надежной частью наших границ.
И вот уже в нынешнем году Министерство юстиции Украины начало подготовку к передаче в Международный Суд ООН спора с Россией относительно Международной конвенции о запрете финансирования терроризма. Одновременно сообщается о подготовке другого иска – о возмещении материального ущерба, причиненного аннексией территорий. В качестве предварительной оценки убытков Украины фигурирует сумма в 1 трлн 80 млрд грн. Международный Суд ООН сможет приступить к рассмотрению этих споров в 2015 г. Таким образом, судьба Украины в ближайшие годы будет теснее, чем когда бы то ни было, связана с Гаагой, которую из-за высокой концентрации на ее территории международных трибуналов называют «столицей международного правосудия».
Кроме того, во французском Страсбурге, в Европейском суде по правам человека находятся на рассмотрении два заявления Украины против России: по поводу аннексии Крыма и международно-правовой ответственности государства.
В государственном строительстве Украины международное право со всей очевидностью выходит на передний план. И тому есть объективные причины.
С позиции сегодняшнего дня трудно понять, какими соображениями руководствовалось высшее руководство Украины и парламентское большинство первых лет независимости, отказываясь от ядерного и ракетного оружия, современной части боевой авиации в обмен на документ, никого ни к чему юридически не обязывающий и играющий исключительно протокольно-церемониальную роль, или почему финансовые ресурсы тратились на внешние атрибуты власти вместо финансирования боеспособной армии. Наверное, мировой общественности жилось спокойнее, когда сосед уничтожил свое ядерное оружие. А для самой Украины безъядерный статус обернулся слезами, кровью и бесконечными похоронами молодых украинцев.
Но сделано то, что сделано. Сейчас власти надо думать и делать все для того, чтобы вернуть мир и сделать правильные выводы из пережитого. Чтобы хотя бы частично вернуть утраченное, понадобятся десятилетия, качественное перерождение экономики, образа жизни и, главнейшее, менталитета украинского народа. Сегодня же, чтобы обеспечить на территории Украины правопорядок, уважение к человеческой жизни и собственности, государству придется преодолевать все новые и новые препятствия. С ними удастся справиться, лишь максимально задействовав все ресурсы цивилизованного мирового сообщества. Один из важных шагов на этом пути – максимально включить Украину в систему международного правосудия.
К счастью, за годы независимости в Украине накоплен немалый опыт международно-правовой практики, подготовлено новое поколение сильных специалистов в области международного публичного права и международных отношений. На соревнованиях по судебному процессу, основанных на моделях Международного Суда ООН и Международного уголовного суда, украинские студенты, в т. ч. Национального университета «Одесская юридическая академия», показывают стабильно высокие результаты, оставляя позади большинство команд из «развитых европейских демократий». Пришло время, когда эти знания и опыт приобрели важное прикладное значение. Их нужно в полной мере поставить на службу стране. И государственная политика уже сегодня должна отражать эту необходимость.
Сергей Кивалов,
председатель Комитета ВРУ по вопросам верховенства права и правосудия,
специально для «Судебно-юридической газеты»