Кристина Левчук,
«Судебно-юридическая газета»
Не так давно в помещении Национальной академии правовых наук Украины состоялся круглый стол на тему «Конституционная реформа как шанс для создания справедливого суда». Участники мероприятия уделили особое внимание злободневным проблемам судебной системы, которые плотно касаются темы люстрации судей. В обсуждении приняли участие правовые эксперты, ученые, представители общественных организаций, сотрудники прокуратуры, адвокатуры и судьи. В ходе дискуссии на рассмотрение ее участников были представлены актуальные требования и рекомендации органов Совета Европы, касающиеся реформы судебной ветви власти и прокуратуры.
Наиболее активно обсуждались рекомендации по вопросам конституционной реформы в Украине, выдвинутые Парламентской ассамблеей Совета Европы и Венецианской комиссией. Каким стал итог встречи, и какие изменения ее участники готовы предложить, узнавала «Судебно-юридическая газета».
На первый план – конституционные изменения
Главной темой обсуждения стал процесс формирования судейского корпуса. Все участники мероприятия сошлись во мнении, что правосудие должно стать более открытым и доступным для общества, однако сначала стоит пересмотреть законы, которые регулируют кадровые аспекты в судебной ветви власти. Большинство спикеров подчеркивали, что из процедуры назначения судей необходимо устранить политический аспект. Был, в частности, предложен и такой «рабочий» вариант, когда судей на должности будет назначать Президент по рекомендации Совета судей Украины.
В то же время, участники обсуждение пришли к выводу, что следует усилить ответственность судей перед законом. Речь шла и о штрафах, и об отстранении от должности и т. д. Не раз поднимался и вопрос о люстрации судейского корпуса в соответствии с Законом «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине».
Говоря о реформировании судебной системы, экс-министр юстиции Украины (с 1995 по 1997 и с 2005 по 2006 гг.) Сергей Головатый предложил в ст. 124 Конституции «Правосудие» закрепить, что правосудие осуществляют все суды, кроме Конституционного Суда Украины. Также активно обсуждалась возможность выделения административной юстиции из системы судов общей юрисдикции.
Отдельные участники круглого стола предложили изменить и формулировку ст. 129 Конституции «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются лишь закону» на «Судьи при осуществлении судопроизводства руководствуются лишь правом».
Прокуратура и адвокатура
Значительная часть встречи была посвящена обсуждению путей создания эффективной системы прокуратуры и адвокатуры. Участники заседания высказывались в поддержку рекомендаций Венецианской комиссии, которые предусматривают возможность судебного контроля за каждым решением прокурора, если оно касается основополагающих прав и свобод человека, включая все действия вне сферы уголовного обвинения. Европейские эксперты также предлагают лишить прокуратуру функции общего надзора и на законодательном уровне обязать прокуроров аргументировать свои действия и обеспечить доступ к этим объяснениям для лиц и институций, привлеченных или заинтересованных в деле.
Уделили присутствующие внимание и процессу избрания Генерального прокурора. В частности, эксперты предлагали определить частью этого процесса профессиональную неполитическую экспертизу, а также рассмотреть возможность создания комиссии по назначению Генпрокурора, которая будет состоять из лиц, которые пользуются уважением и доверием у общественности.
Что касается адвокатуры, участники мероприятия предложили на законодательном уровне прописать, что защитником лица в уголовном производстве, а также представителем в суде кассационной инстанции может быть только адвокат, кроме исключений, которые определяются законом.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Николай Якимчук, первый проректор Национальной академии прокуратуры Украины
– Как известно, Президент Украины внес в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Конституцию. Положительной оценки заслуживает его предложение изъять п. 5 ч. 1 ст. 121, который предусматривает функцию общего надзора прокуратуры. Что касается других статей, в частности, порядка назначения Генерального прокурора на должность и его увольнения – они остаются практически в такой редакции, которая есть сейчас. И я также придерживаюсь такой точки зрения, что на данном этапе каких-либо существенных изменений в этом направлении не требуется. Мы приводим прокуратуру к тем требованиям, которые Украина взяла на себя в 1995 г., когда мы вступали в Совет Европы. Потому я поддерживаю этот проект изменений в Конституцию Украины и считаю, что он соответствует нашим реалиям и требованиям сегодняшнего дня.