Кристина Левчук,
«Судебно-юридическая газета»
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирования в сфере коммунальных услуг (НКРКУ), с 1 июля с. г. утвердила повышение тарифов на услуги централизованного снабжения горячей водой и центрального отопления, которые предоставляются населению. Стоимость «благ цивилизации» теперь будет в два, а то и три раза выше. Как сообщают представители этой сферы, подобные изменения проводятся с целью приближения тарифов к «экономически обусловленному уровню».
Напомним, в марте с. г. правительство своим постановлением №81 уполномочило национальных регуляторов деятельности по снабжению энергией и предоставлению коммунальных услуг пересмотреть тарифы на тепло и электроэнергию в Украине. При этом с начала месяца вступило в законную силу и постановление Кабинета министров Украины №83 от 5.04.2014 «Об усилении социальной защиты населения в условиях повышения тарифов на коммунальные услуги». В нем предусматривается возможность компенсировать дополнительные расходы на оплату коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Такие выплаты будут осуществляться за счет субсидий из государственного бюджета местным бюджетам. Но подобная процедура смягчения удара по карманам граждан требует соблюдения определенных условий.
Насколько сильно поднимутся тарифы, почему так вышло, и как это повлияет на жителей Украины, узнавала «Судебно-юридическая газета».
Как ударят тарифы по карманам украинцев
С 1 июля тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли почти на 50%, а на теплоснабжение – в 2,8 раза. Теперь 1 кубометр воды при центральном водоснабжении будет стоить украинцам 7,46 грн: 3,89 грн за водоснабжение и 3,57 грн за водоотвод. По мнению экспертов, именно такой тариф полностью окупает затраты на производство и предоставление соответствующих услуг. Предыдущие же тарифы покрывали всего 53% себестоимости водоснабжения и водоотвода, и это не позволяло платить работникам ЖКХ достойные заработные платы, улучшать механизмы очищения воды и совершать другие необходимые процедуры.
Тарифы на снабжение горячей водой с 1 июля с. г. выросли до 25,10 грн за кубометр при условии подключения полотенцесушителя и 23,48 грн/м3 при его отсутствии. Отметим, что ранее стоимость 1 м3 горячей воды при наличии квартирного или домового средства учета составляла 14,86 грн при оплате до 20 числа текущего месяца и 15,89 грн – при оплате после 20 числа.
Тарифы на отопление также претерпевают существенные изменения. Основной причиной их повышения является постоянное увеличение затрат предоставляющих услуги компаний на энергоносители (до 70% в структуре тарифа) и зарплату персонала (до 20%). Нельзя не учитывать и тот факт, что несколько предыдущих лет тарифы удерживались на неоправданно низком уровне, что отнюдь не способствовало развитию отрасли. Теперь же жители многоэтажных домов при наличии домовых или квартирных средств учета тепловой энергии будут платить по 375,3 грн за 1 Гкал. В случае отсутствия средств учета стоимость тепла в течение отопительного сезона составляет 9,22 грн за 1 м2 в месяц.
Как подчеркивают представители сферы жилищно-коммунальных услуг, в некоторых населенных пунктах Украины тарифы на тепло не пересматривались в течение нескольких лет, хотя для этого были все объективные причины: если в 2009 г. покрытие тарифами себестоимости производства тепловой энергии составляло 97,5%, то уже в 2013 г. – только 72,06%. Причиной этого стало увеличение затрат на газ в 1,5 раза, на оплату труда – на 21%, на электроэнергию – на 71%. На 58% выросли и текущие расходы профильных компаний на ремонт и содержание имущества. «На сегодня средний уровень покрытия себестоимости тарифами составляет: в сфере теплоснабжения – 70%, водоснабжения – 72%, водоотвода – 78%», – сообщила начальник управления экономики систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Наталья Хоцяновская. При этом расходы на газ, стоимость которого возросла в 1,5 раза, составляют более чем 60% в структуре себестоимости тепловой энергии.
Как подчеркивают специалисты, неизменная в течение нескольких лет тарифная политика и нехватка бюджетных средств на компенсацию разницы между экономически обусловленными и утвержденными тарифами существенно ухудшили финансово-экономическое состояние компаний, которые производят и предоставляют жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим наблюдается существенное снижение качества услуг и ухудшение технического состояния предприятий этой сферы.
Чем обосновано повышение тарифов
Важно отметить, что ранее в переговорах с Международным валютным фондом (МВФ) украинское правительство обязалось выполнить стабилизационную программу для подписания двухгодичной кредитной программы Stand-by. Одним из условий МВФ было снижение в Украине бюджетного дотирования заниженных цен на энергоносители. Однако если рост цены газа не очень сильно ударил по кошельку среднестатистического городского жителя, то тарифы на горячую и холодную воду в некоторых населенных пунктах выглядят весьма внушительно.
Когда в марте с. г. Верховная Рада Украины внесла изменения в некоторые законы, которыми регулируются вопросы расчетов за энергоносители, она передала полномочия по установлению тарифов на центральное отопление и горячую воду государственному регулятору – Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.
«Хочу отметить, что Нацкомуслуг были даны полномочия по установления тарифов на услуги только для наших лицензированных компаний, которые имеют лицензии местных властей. Для остальных остается прежняя система: тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливают местные органы власти. Однако не могу не заметить, что лицензиаты составляют подавляющее большинство в секторе тепловой энергии», – сообщил директор департамента регулирования взаимоотношений, инвестиционной политики и техничного развития в сфере теплоснабжения НКРКУ Евгений Маглеванный.
Помимо этого, законодательством за теплоснабжающими компаниями закреплены функции исполнителей услуг по центральному отоплению и снабжению горячей водой и установлен новый порядок оплаты населением тепловой энергии. Важно сделать акцент на том, что теперь все средства, которые население будет платить за услуги, в которых частично или полностью использовался природный газ, будут поступать на счета со специальным режимом использования. Далее уполномоченный банк в определенном КМУ порядке будет перечислять средства поставщику газа, теплогенерирующим, теплопоставляющим и теплотранспортирующим организациям.
Именно такие изменения и повлияли в конечном итоге на повышение тарифов. Одной из главных проблем, по словам Е. Маглеванного, стало закладывание в тарифы определенной дельты стоимости за предоставление услуг. Поставка услуг предполагает довольно много затрат – на содержание абонентской службы и службы контроля качества, закупку холодной воды для подогрева и т. д. Сюда же входят и услуги банка по вычислению платежей – это менее 5% от оплачиваемой стоимости.
Кроме того, по мнению представителя компании «Киевэнерго» Ивана Плачкова, повышение тарифов зависит от объемов потребления ресурсов населением страны. «Наша страна потребляет в 3,9 раза больше энергоресурсов на единицу ВВП, чем в среднем в европейских странах», – сообщил он и подчеркнул, что Украина должна делать акцент именно на этой стороне проблемы, учитывая ситуацию с газом и с государственным бюджетом. Ведь сейчас в запасах страны осталось около 10 млрд м3 газа, а для обеспечения страны на зиму всегда требовалось его порядка 14 млрд м3. По словам И. Плачкова, только для того, чтобы обеспечить зимой отопление для населения Киева, требуется 4–5 млрд м3 газа. Потому тарифы в обязательном порядке теперь должны стать прозрачными и экономически обоснованными, а для малообеспеченных семей необходимо предусмотреть дотации.
Переход на новые тарифы смягчит компенсация расходов?
Согласно постановлению Кабинета министров Украины №83 от 5.04.2014 «Об усилении социальной защиты населения в условиях повышения цен и тарифов на коммунальные услуги», малообеспеченный гражданин может подать заявление на компенсацию дополнительных расходов. Это положение распространяется на семьи, чей среднемесячный суммарный доход за предыдущие полгода не превышал прожиточный минимум для семьи, при условии, что они зарегистрированы в жилье, где проживают. Компенсация предоставляется на безвозвратном основании, потому ее получение никак не связано с жильем и, в частности, сменой формы собственности на него.
Компенсация дополнительных затрат вычисляется в виде разницы между размером платы за коммунальные услуги в границах норм потребления (где учитываются все соответствующие льготы лица и субсидии) после повышения цен и суммой соответствующего платежа, который семья оплачивала до изменения тарифов. Действие порядка назначения и предоставления населению компенсаций дополнительных расходов на оплату услуг газоснабжения, центрального отопления, поставки горячей и холодной воды в условиях повышения цен и тарифов распространяется на всех граждан Украины. При этом важно отметить, что размер компенсации определяется отдельно для каждого вида услуг.
Чтобы получить подобную денежную компенсацию, человек, который зарегистрирован в жилом помещении, должен обратиться в орган социальной защиты населения по месту регистрации, предоставив соответствующее заявление и паспорт гражданина Украины. В заявлении следует указать следующую информацию о лицах, зарегистрированных в жилом помещении: ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов, виды доходов за последние 6 месяцев и согласие на обработку личных данных. Далее нужно привести перечень коммунальных услуг, которыми пользуется семья, с указанием реквизитов компаний-поставщиков этих услуг.
Также, к заявлению прилагаются:
- справка о составе зарегистрированных в жилом помещении лиц;
- справка №192 о доходах каждого из членов семьи, которые прописаны в жилье.
Орган социальной защиты проводит перерасчет выплат в 10-дневный срок после получения информации от гражданина. Компенсация рассчитывается с месяца поступления заявления включительно до завершения отопительного периода 2014–2015 гг. В случае подачи заявления в течение 3 месяцев после вступления в силу постановления КМУ №83 выплаты по желанию заявителя могут начисляться с мая с. г. А в случае еще большего повышения тарифов во время выплат компенсация в обязательном порядке соответственно пересчитывается.
Списки лиц, которым начисляются выплаты, орган социальной защиты каждый месяц до 25 числа предоставляет компаниям, которые предоставляют услуги.
Выплата компенсаций может быть приостановлена:
- по инициативе компании, если лицо не оплачивает коммунальные услуги (исключением могут быть только подтвержденные документально задержки заработной платы или пенсии);
- если лицо намеренно скрыло или подало неверную информацию о доходах и составе лиц, проживающих в жилом помещении, что повлияло на определение суммы выплат и, как следствие, сумма выплат была насчитана больше, чем требуется. Важно: перечисленная излишне сумма возвращается по требованию органа социальной защиты;
- в случае любых других обстоятельств, которые делают невозможным получение компенсации в дальнейшем.
Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ
Евгений Маглеванный, директор департамента регулирования взаимоотношений, инвестиционной политики и технического развития в сфере водоснабжения НКРКУ
– После принятия постановления КМУ №81 возникла потребность в повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В целом по Украине это повышение достигло 41%. На данный момент Национальной комиссией тарифы были подняты для 89 наших лицензиатов, которые составляют 79% рынка тепловой энергетики Украины. Тарифы на тепловую энергию для предприятий после повышения можно считать экономически обоснованными.
Не могу не отметить, говоря об услуге горячего водоснабжения, что если ранее устанавливались тарифы на подогрев холодной воды, то сейчас установлен тариф именно на горячее водоснабжение, где учитывается количество холодной воды для подогрева и количество тепловой энергии, необходимой для нагревания этой воды до нормативных 55оС.
Иван Плачков, глава наблюдательного совета ПАО «Киевэнерго»
– Сегодня система взаимоотношений на рынке заметно упростилась. Теплоснабжающие организации экономически зарегулированы так, что у них нет никакой экономической самостоятельности. Абсолютно все затраты (к примеру, даже по выработке тепловой энергии) согласовываются с Комиссией, которая занимается теплом. Так что тарифной политикой компании сегодня абсолютно не занимаются. Они предоставляют свои затраты, а государство на этом основании устанавливает тарифы, по которым должно платить население. Такая вот наработана модель взаимоотношений теплоснабжающей организации, государства и потребителя. Все мы понимаем, что тарифы должны быть экономически обоснованными, однако компании важно получить компенсацию за разницу в тарифах.
Наталья Хоцяновская, начальник управления экономических систем жизнеобеспечения Минрегиона
– Сегодня у небольшой части людей есть в наличии счетчики. Тариф не устанавливается на каждую квартиру отдельно. Однако до сих пор остается спорным вопрос, кто должен делать поверку таких счетчиков. Законодательством установлено, что учетные приборы должны проверяться каждые 3 года. Но могу сказать однозначно, что производить оплату по счетчикам экономически выгодно. Поэтому каждый из нас будет заинтересован как в установке этих приборов учета, так, безусловно, и в их поверке, если она законодательно предусмотрена и нужна. Были такие формулировки, что поверку будут производить исполнители услуг, если они находятся в их собственности. Это неправильно. Я считаю, что предоставление такой услуги должно быть включено в тарифную стоимость, и тогда этот вопрос будет снят.