Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
На сегодняшний день в Украине около 6 тыс. мест несвободы, в которых, к сожалению, высока вероятность нарушения прав человека. Об этом говорили во время пресс-конференции «Годовой отчет о работе национального превентивного механизма: что происходит за закрытыми дверями?», которая не так давно состоялась в секретариате уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. В ходе мероприятия был представлен второй специальный доклад «Мониторинг мест несвободы в Украине: состояние реализации национального превентивного механизма. Доклад 2013».
Надо отметить, что к местам несвободы, кроме учреждений пенитенциарной системы, относятся учреждения Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, молодежи и спорта, Минсоцполитики и др.Открывая пресс-конференцию, представитель уполномоченного по вопросам реализации национального превентивного механизма Юрий Белоусов отметил: «Собственно, национальный превентивный механизм является международным обязательством Украины, однако фактически он был введен в нашей стране в 2012 г. при уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека по модели «Омбудсман+», который предусматривает активное привлечение представителей гражданского общества. В последнее время не было ни одного мониторингового визита без участия представителей общественности».
Результаты мониторинга учреждений пенитенциарной системы
В состав уголовно-исполнительной системы Украины входят 23 следственных изолятора и 8 учреждений исполнения наказаний с функциями СИЗО, в которых по состоянию на 1 июня 2014 г. содержатся 19725 человек. В 139 уголовно-исполнительных учреждениях прибывают 9524 человека. Кроме того, в 6 специализированных лечебных учреждениях содержатся 2594 человека; в лечебных учреждениях при исправительных колониях и СИЗО – 2172; в 23 исправительных центрах – 4363; в 7 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 800. А в целом в 177 учреждениях, относящихся к сфере управления ГПтС Украины, содержатся 115769 человек.
Результаты мониторинговых визитов дали возможность определить системные нарушения порядка содержания под стражей и в период отбывания наказания. Так, было установлено, что администрация Каменской ИК №101, нарушая ведомственные нормативно-правовые акты, не проводила надлежащий учет и фиксацию телесных повреждений у осужденных, своевременные и объективные расследования по соответствующим фактам. В ходе мониторинга Замковой ИК №58 осужденные жаловались, что в колонии практикуется необоснованное помещение их в одиночные камеры. Из опросов осужденных, отбывающих наказание в Стрижавской ИК №81, а также анализа служебной документации установлено, что в этом учреждении распространена практика запугивания вновь прибывших. В ходе визита в Городищенскую ИК №96 от осужденных поступали жалобы на необоснованное применение к ним дисциплинарных взысканий за незначительные проступки.
В рамках мониторинговых визитов было установлено, что в некоторых исправительных учреждениях имеют место необоснованные ограничения прав осужденных, не предусмотренные законодательством. Например, в Днепропетровском СИЗО внутренний распорядок для арестованных и осужденных предусматривал необоснованный запрет сидеть на кроватях в течение дня. А в Селезневской ИК №143 существовало необоснованное ограничение просмотра телепередач – осужденным разрешалось смотреть лишь один определенный канал. В этой же колонии из заработной платы осужденных неправомерно взимались страховые взносы. Нарушения прав осужденных были зафиксированы и в Бучанской ИК №85 – там были установлены факты выполнения осужденными тех или иных работ бесплатно. Осужденным не сообщали размер их заработка, а некоторым насчитывали лишь половину суммы минимальной зарплаты.
Но в ходе мониторинга были отмечены и положительные моменты. Так, в Райковецкой ИК №78, Ольшанской ИК №53 и Каменской ИК №101 проведены текущие ремонты санузлов. В Менской ИК №91 отремонтировали столовую, установив там вентиляцию. В Селезневской ИК №143 проводились капитальные и текущие ремонты помещений, в которых содержались осужденные, а для обеспечения их горячей водой были установлены два водонагревательных бака.
Согласно отчету ГПтС Украины, по состоянию на 1 июня 2014 г.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Юрий Белоусов, представитель уполномоченного по вопросам реализации национального превентивного механизма
– Отличие нынешнего доклада от прошлогоднего состоит в том, что в 2013 г. мы посвятили отдельный раздел выполнению рекомендаций, предоставленных омбудсменом органам государственной власти. Кстати, хочу обратить особое внимание на то, что значительная часть этих рекомендаций не связана с финансированием, хотя часто органы госвласти объясняют невыполнение наших рекомендаций отсутствием финансирования.
Действительно, есть определенные недостатки. Особенно связанные с условиями содержания в учреждениях пенитенциарной системы. Некоторые из них не отвечают даже минимальным стандартам. Большинство построек или очень старые, или просто требуют ремонта, и на это, безусловно, необходимо финансирование. Но мы пытаемся приучить органы государственной власти видеть, прежде всего, людей, а не стены, т. е. основной акцент делается на отношении к людям, а не на материально-техническом обеспечении.
Андрей Черноусов, директор Ассоциации независимых мониторов
– Я хотел бы акцентировать внимание на том, что прошлый год стал первым годом, когда все без исключения визиты в места несвободы были проведены совместно с представителями общественности. Сейчас команда НПМ насчитывает 150 независимых общественных мониторов, а для того, чтобы охватить большее количество мест несвободы, которых в Украине насчитывается около 60 тыс., в этом году к мониторинговым визитам привлекаются региональные координаторы омбудсмена. Вся информация, которая собирается в период мониторинга, изучена и систематизирована нашими независимыми мониторами. Отмечу, что мы не подчиняемся уполномоченному, а являемся представителями общественности, представляющими разные слои общества.