Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
1 июля парламентарии поддержали законопроект №1187-2 «О высшем образовании». На его обсуждении в сессионном зале председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Лилия Гриневич напомнила коллегам о том, что попытки принять закон о высшем образовании предпринимались законодателем в течение 5 лет. Теперешняя редакция Закона прошла широкое общественное обсуждение. Между первым и вторым чтением в него было внесено 959 поправок. Но главное, принятие Закона о высшем образовании обусловлено, в первую очередь, подписанием Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, что накладывает на Украину обязательства по внедрению действенных механизмов для вхождения в европейское образовательное пространство и приобщения к Болонскому процессу.
Финансовый вопрос
Новый Закон наполнен новаторскими положениями, концептуально изменяющими систему национального образования. В одном из своих выступлений г-жа Гриневич выделила 7 подобных новаций, заслуживающих, по ее мнению, особо пристального внимания общественности.
Первое – это, безусловно, вопрос финансов. Если ранее все заработанные вузом средства должны были быть переданы на счет в Госказначействе, откуда получить их на нужды учебного заведения было весьма проблематично, то со вступлением Закона в силу вузам предоставят право создавать целевые фонды (эндаументы) и распоряжаться доходами от их использования. Вместе с этим вузам предоставляются и другие права, такие, как, например:
Законодатель особо подчеркивает, что средства, полученные вузом в качестве платы за обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров или за предоставление образовательных услуг, не могут быть изъяты в доход государственного или местных бюджетов (ст. 71).
Контроль и обязанности
Наряду с финансовым послаблением, законодатель усиливает контроль за качеством предоставляемых вузами услуг в сфере образования. Контролировать это качество будет новый постоянно действующий коллегиальный орган – Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Среди прочего, к полномочиям Агентства будут отнесены:
В состав Агентства войдут представители Национальной академии наук, вузов, работодателей и студентов (ст. 19). Их работа будет направлена, прежде всего, на контроль за выполнением вузами своих обязанностей, среди которых:
Финансироваться Агентство будет за счет госбюджета, средств, полученных от аккредитации, и грантов (ст. 22). Как стало ясно из выступления парламентариев в сессионном зале, финансирование Агентства из госбюджета будет осуществляться, начиная с 1 сентября 2015 г. Все остальные статьи, требующие финансирования, вступят в силу с 2016 г. График повышения выплат на стипендию будет отдельно согласован с Кабмином.
Магистры и доктора философии
Авторы документа настояли на отказе от уровня высшего образования специалист и научной степени кандидат наук. Специалист будет заменен магистром, а ранее полученные дипломы специалистов, соответственно, будут приравнены к дипломам магистров. При этом последний прием на соискание образовательно-квалификационного уровня специалист будет проводиться в 2016 г. Научная степень кандидат наук будет заменена на научную степень доктор философии. Лица, окончившие аспирантуру или докторантуру до вступления этого Закона в силу, получат право на защиту диссертации в течение года. По результатам защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук соискателям будет присуждена ученая степень кандидата или доктора наук с выдачей соответствующего диплома, который (в случае кандидата наук) будет эквивалентен диплому доктора философии.
Еще одна приятная новость для тех, кто планирует посвятить себя науке: отныне ученая степень доктора наук может быть присвоена на основании публичной защиты научных достижений не только в виде диссертации, но и в виде опубликованной монографии или совокупности статей, опубликованных в отечественных и/или международных рецензируемых изданиях, перечень которых будет утверждаться центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки. Диссертации лиц, получающих степень доктора философии или доктора наук, а также отзывы оппонентов будут публиковаться на официальных веб-сайтах соответствующих вузов (научных учреждений), что, как хорошо известно аспирантам и докторантам, создаст дополнительные удобства соискателям (ст. 6).
ВНО, или Что нужно знать при поступлении
Впервые на законодательном уровне закреплен механизм внешнего независимого оценивания (ст. 44), существование которого ранее зависело от воли министра образования. Так, законодатель указывает, что согласно Правилам приема в вуз, устанавливаются:
Право на поступление вне конкурса получают члены сборных команд Украины, принимавшие участие в международных олимпиадах, перечень которых определен центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки, а также чемпионы и призеры Олимпийских и Паралимпийских игр по специальностям в области физической культуры и спорта.
Законодатель особо подчеркивает, что вуз обязан создать условия для ознакомления поступающих с лицензией на осуществление образовательной деятельности, сертификатами об аккредитации, правилами приема, сведениями об объеме приема по каждой специальности и образовательному уровню, количестве мест, выделенных для поступления на льготных условиях. Ответственность за обеспечение объективности и открытости приема в вузы несут их руководители.
Студенческое самоуправление
Закон расширяет сферы студенческого самоуправления. К примеру, два представителя студенческого самоуправления должны быть членами Агентства. Как минимум 15% любого ученого совета вуза должны составлять студенты. По согласованию с органом студенческого самоуправления вуза принимаются решения об:
Также ораны студенческого самоуправления уполномочиваются: участвовать в обсуждении и решении вопросов совершенствования образовательного процесса; проводить организационные, просветительские, научные, спортивные, оздоровительные и другие мероприятия; защищать права и интересы студентов (курсантов), обучающихся в вузе; участвовать в решении вопросов обеспечения надлежащих бытовых условий проживания студентов в общежитиях и организации питания; распоряжаться денежными средствами и другим имуществом, находящимся на балансе и банковских счетах органов студенческого самоуправления. Согласно новому Закону, студенты получают право объявлять акции протеста (ст. 40).
Академическая мобильность
Законодатель вводит новый термин – академическая мобильность, означающий возможность участников образовательного процесса учиться, преподавать, стажироваться или проводить научную деятельность в другом высшем учебном заведении (научном учреждении) на территории Украины или за ее пределами (ст. 1). Обязательства по созданию условий для международного сотрудничества вузов всех форм собственности возлагаются на государство. Для этого Закон устанавливает:
Избрание руководителя вуза
Для руководителей вузов, их заместителей, руководителей факультетов и заведующих кафедрами теперь предусмотрено ограничение пребывания на должности – 10 лет (два срока). Руководитель высшего учебного заведения избирается путем тайного голосования в порядке, предусмотренном Законом и уставом вуза. Методические рекомендации относительно особенностей избирательной системы и порядка избрания руководителя высшего учебного заведения определяются Кабмином (ст. 42).
Юридическое управление ВР
Невзирая на многочисленные положительные аспекты Закона «О высшем образовании», Главное юридическое управление ВР в своем заключении указало на отдельные недочеты, которые допустил законодатель. Например, юристы обращают внимание на то, что Агентство наделяется не только консультативно-совещательными функциями (ст. 17–19 проекта, вопросы аккредитации и лицензирования), но и властными полномочиями, присущими органу власти, а его деятельность основывается на принятии коллегиальных (в составе делегированных 25 представителей учреждений науки и образования) решений представительного общественного органа. Следовательно, пишут юристы в своем заключении, реализацию полномочий органа государственной власти – центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки предлагается поставить в зависимость от деятельности фактически консультативно-совещательного органа.
Также юристы указывают, что «установление ограничений и привилегий, определяющихся специфическими условиями получения высшего образования, обусловленными особенностями получения квалификации» не обеспечивает соблюдение конституционного предписания о том, что Украина является правовым государством, учитывая правовую неопределенность нормы (ст. 8). Отсутствуют в представленном Законе и нормы, регламентирующие проведение съезда представителей вузов, невзирая на то, что ч. 1 ст. 19 Закона предусмотрен порядок формирования состава Агентства, в частности, путем избрания представителей вузов и органов студенческого самоуправления.
Несмотря на эти замечания, парламентарии, апеллируя к важности документа, решили поддержать Закон, а указанные недочеты исправить до его подписания.
Комментарий эксклюзив
Лилия Гриневич, председатель Комитета ВР по вопросам науки и образования
– Я прошу принять во внимание, что попытки принять новый Закон «О высшем образовании» длятся уже 5 лет. Еще бывший председатель Комитета по вопросам науки и образования Владимир Полохало предлагал первую редакцию Закона «Об образовании». Сейчас эта редакция прошла широкое общественное обсуждение, туда поступали тысячи предложений от академической среды, работодателей и студентов.
В большинстве позиций мы достигли консенсуса и имеем шанс открыть новый этап в развитии высшего образования Украины. Прошу принять во внимание, что в Соглашении об ассоциации с ЕС в разделе «Высшее образование» одним из требований, выдвинутых к Украине, является вхождение в европейское образовательное пространство и обеспечение механизмов приобщения к Болонскому процессу. Сегодня Украина выбрала свой путь – подписала Соглашение об ассоциации. И принятие этого Закона является как раз внедрением действенных механизмов для вхождения в европейское образовательное пространство. А это главное для повышения конкурентоспособности наших выпускников, соответствия их образования потребностям современного украинского общества и рынка труда.
ТОП-8 новел Закона Украины «О высшем образовании»
В Украине устанавливаются следующие образовательно-квалификационные уровни и степени: