Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Обострение криминогенной обстановки и социальное напряжение, обострившееся в связи с последними событиями, привели к необходимости принятия неотложных мер, способных обеспечить защиту конституционных прав и свобод, жизни, здоровья и имущественных интересов граждан, а также укрепить правопорядок как важнейшее условие функционирования государства. Для достижения этих целей парламентариями была разработана Государственная программа безотлагательных мер по противодействию преступности на 2014–2016 гг. (далее – Программа), изложенная в законопроекте, зарегистрированном не так давно в Верховной Раде под №4783.
Программа изобилует упоминаниями об экстремизме, сепаратизме, терроризме, разжигании межнациональной вражды, незаконном распространении оружия и т. д., чем разительно отличается от Концепции реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений на период до 2015 г., утвержденной распоряжением КМУ №1209-р от 30.11.2011. В то же время, нельзя не отметить, что в Программе заложены необходимые основы взаимодействия правоохранительных органов с научными учреждениями и общественностью, а также уделено внимание расширению международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Организационные мероприятия и риски
Определение главных принципов и направлений борьбы с преступностью Программа предлагает вменить в обязанность ВР, ее комитетов, КМУ, местных советов народных депутатов и их органов. Координацию научных исследований, обмен научным опытом, выявление и анализ тенденций и проблем, возникающих в ходе борьбы с преступностью, разработку практических рекомендаций парламентарии намерены поручить ведущим научным заведениям Украины, закрепив за ними право привлекать к указанной работе специалистов по своему усмотрению. Кроме того, авторы Программы настаивают на необходимости предварительно подвергать законопроекты и проекты иных нормативно-правовых актов, касающиеся осуществления правоохранительной деятельности, обязательной криминологической и антикоррупционной экспертизе.
С целью упорядочения действующего законодательства, совершенствования его с учетом требований времени предполагается подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Законы Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и »Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», законопроекты об усилении ответственности за преступления против общественной безопасности, в частности, за бандитизм и экстремизм.
В период с 2014 по 2015 гг. авторы Программы предлагают силовым ведомствам разработать методологию оценки рисков, связанных с коррупцией и организованной преступностью, и механизмы управления указанными рисками.
Профилактика правонарушений
Профилактику правонарушений парламентарии предлагают осуществлять по нескольким направлениям. В частности, Программа предусматривает разработку социально-правовых мер по борьбе с бедностью, безработицей, ослаблением социальных и семейных связей и дискриминацией. По мнению авторов документа, именно эти негативные социальные явления являются основными причинами преступности. Борьбу с ними, считают составители Программы, необходимо осуществлять постоянно силами областных и Киевского городских советов, областных и Киевской городской государственных администраций. Отметим, что такой основательный подход к проблеме преступности корреспондируется с международным опытом. Аналогичные нормы заложены, например, в Программе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века и иных международных документах.
Силовым структурам предписывается за первое полугодие (очевидно, со дня принятия закона, если таковое произойдет) оценить криминогенную обстановку в каждом городе, разработать комплексные планы профилактики правонарушений и обеспечить их неукоснительное исполнение. Также на силовые структуры и КМУ предполагается возложить обязанность по проведению научных, аналитических и социологических исследований причин распространения в государстве незаконного вооружения граждан, разжигания межнациональной вражды и сепаратистских настроений. Этим же субъектам за период действия Программы предлагается путем внедрения современных программ по выявлению противоправного контента организовать и проводить постоянный мониторинг печатных и электронных СМИ на предмет выявления материалов, пропагандирующих идеи радикализма, экстремизма и терроризма.
Не забыли авторы документа и о гражданах Украины, которых также планируется привлекать к осуществлению мер по профилактике преступности. Разработать механизм такого привлечения с последующим осуществлением общественного контроля предлагается КМУ. Отметим, что общественность к борьбе с преступностью активно привлекается и в других странах. Так, в Великобритании, США, Канаде граждане совместно с полицией принимают участие в патрулировании, при этом в некоторых штатах США участие граждан в укреплении правопорядка позволило снизить количество ограблений на 30%.
Борьба с коррупцией и оргпреступностью
С этими негативными явлениями авторы Программы предписывают бороться МВД, СБУ и Генпрокуратуре. Для этого силовым структурам предлагается до конца 2014 г. разработать и осуществить комплекс оперативно-розыскных и процессуальных мер, направленных на противодействие коррупции и организованной преступности, изобличение и привлечение к ответственности лиц, причастных к подготовке и совершению соответствующих правонарушений. Также указывается, что особое внимание силовых структур должно быть обращено на обезвреживание вооруженных преступных группировок, прежде всего, имеющих иностранное происхождение, межрегиональный и международный характер, использующих взрывчатые вещества и устройства, терроризирующих население, на выявление межрегиональных и международных коррупционных сетей и криминально-олигархических кланов, которыми созданы позиции для лоббирования своих интересов в органах государственной власти Украины, а также коррупционных связей преступных структур из числа лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, в органах законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах прокуратуры Украины.
На данный момент законопроект №4783 находиться на рассмотрении комитетов парламента.
Словарь юриста
Борьба с преступностью – системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности, пресечении преступлений и применении мер ответственности к преступникам
По мнению авторов Программы, приоритет должен быть отдан вопросам совершенствования системы профилактики правонарушений, усиления борьбы с организованной преступностью, обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, расширения международного сотрудничества в борьбе с преступностью, а также научному и информационно-техническому обеспечению правоохранительной деятельности
Борьба с преступностью. Международный опыт
В некоторых штатах США участие граждан в укреплении правопорядка позволило снизить количество ограблений на 30%. Там используется вознаграждение за информацию, имеющую оперативно-профилактическое значение.
В Канаде широко практикуется участие граждан в патрулировании. В ряде случаев создаются так называемые контрольные посты вокруг выявленных зон повышенной преступной активности, особенно в ночное время.
В Великобритании разработаны минимальные стандарты криминальной безопасности, широко используется привлечение населения к сотрудничеству с полицией (патрулирование, дежурство в наиболее криминогенных районах).
Уголовная политика в Японии в широком значении рассматривается как общесоциальная политика, включающая политику в области занятости, образования, жилищного строительства.