Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Построение в Украине гражданского общества невозможно без надлежащего гарантирования на ее территории прав и свобод человека и гражданина. Однако провозглашение прав и свобод и их повсеместное и строгое соблюдение – разные вещи.
Так, в ст. 3 Конституции Украины определено основное содержание и направление деятельности государства – права и свободы человека и гражданина и их гарантии. Но всегда ли государство обеспечивает права человека, и каким образом их можно защитить? Что делать, если государство в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности нарушает конституционные права лица? Этим вопросом задалась общественность. Активисты поддержали инициативу парламентариев и выступают за принятие законопроекта №4708 «О мерах по обеспечению конституционных гарантий граждан на судебную защиту в Украине».
Такую поддержку данный законопроект получил еще и потому, что на сегодняшний день, по мнению практикующих адвокатов, число «без вины виноватых» осужденных растет. Как отмечают эксперты, попасть за решетку за чужое преступление в Украине может любой, от посудомойки до крупного бизнесмена, тогда как настоящему преступнику выйти «сухим из воды» позволяют коррупция и отсутствие независимого правосудия.
Предлагаемый законопроект определяет правовые и организационные основы проведения дополнительной специальной проверки обстоятельств, по поводу которых вынесены судебные решения по уголовным делам. Действие закона будет распространяться на лиц, которые были незаконно осуждены судами Украины. Предполагается, что проверка будет проводиться в течение года с момента формирования состава Временной специальной комиссии по вопросам восстановления прав незаконно осужденных лиц.
Однако здесь нужно задуматься о том, что понятие «незаконно осужденные» не предусмотрено законодательством Украины, поэтому отнести себя к данной категории сможет лишь сам осужденный. Закон даст право на обращение к Временной специальной комиссии лицу, которое считает, что его права были нарушены в связи с незаконным осуждением. Заявление может быть подано со дня начала деятельности Временной специальной комиссии. Но при этом в заявлении должны быть приведены обоснованные аргументы, доказывающие незаконность принятого судебного решения, вступившего в законную силу.
Политические заключенные – кто это?
Идея создания института Временной специальной комиссии обсуждалась и ранее в рамках законопроекта №4389 от 11.03.2014 «О реабилитации лиц, которые были незаконно осуждены». Этот законопроект после внесения ряда поправок в первом чтении вновь обсуждался на заседании парламентского Комитета по вопросам верховенства права и правосудия 14 мая с. г. и вызвал множество разногласий.
В частности, проектом предлагается создать Комиссию по вопросам реабилитации лиц, которые были незаконно осуждены. Она будет состоять из 15 человек, 8 из которых избираются по рекомендации Совета судей Украины из числа судей (судей в отставке) Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Остальные 7 членов будут выбраны по рекомендации не менее 45 народных депутатов Украины, при этом 5 из них должны представлять общественность. Представители общественности должны быть гражданами Украины с высшим юридическим образованием, ученой степенью кандидата юридических наук или более высокой и опытом работы в области права не менее 10 лет. Состав Комиссии будет утверждать Верховная Рада Украины. В случае принятия Комиссией решения, которое подтверждает факты нарушения в ходе следственного и судебного процесса, осужденное лицо имеет право на обращение в суд для установления статуса реабилитированного. Оно также будет иметь возможность инициировать рассмотрение дела по правилам, установленным для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. В соответствии с положениями проекта закона, в случае принятия оправдательного приговора суд признает лицо реабилитированным, и такое лицо будет иметь право на возмещение, например, принадлежащего ему конфискованного или обращенного в доход государства имущества.
На заседании Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия возник спор вокруг ст. 1 законопроекта №4389. Согласно ей, действие Закона распространяется на лиц, которые были незаконно осуждены судами Украины в период с марта 2010 по февраль 2014 г. Такое временное ограничение противоречит Конституции Украины, которая гарантирует равенство всем гражданам. Однако большинство членов Комитета не поддержали поправку, которая снимала бы эти ограничения. Кроме того, будущий закон гласит, что под его действие попадут лишь те осужденные, которые были подвержены преследованию за общественную, оппозиционную и политическую деятельность. Однако доказать подобные факты весьма затруднительно, да и понятие «политический заключенный» законодательством не предусмотрено. Получается, что круг граждан, подпадающих под действие закона, определен весьма нечетко.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Дмитрий Шпенов, зампредседателя Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия
– Думаю, что законопроект №4389 необходимо отклонить, так как он дублирует принятый и уже вступивший в действие Закон «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», а кроме того, противоречит Конституции Украины.
Роман Чернега, член Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия
– Главная цель законопроекта №4389 – пойти навстречу тем людям, которые были осуждены в связи с политическими преследованиями в определенный период. Именно этого требовали от нас люди во время проведения демонстраций и просто на встречах с гражданами. Есть четко обозначенный период, когда действительно имело место такое преследование, и мы имеем такие прецеденты. Этот период и обозначен в законопроекте. Зачем его расширять? Почему этот период должен быть большим, с начала независимости Украины? Это может привести к тому, что мы дадим дополнительный инструмент для обратной расправы, в т. ч. и в судебной системе.
Анжелика Лабунская, народный депутат Украины
– Я считаю, что такой закон срочно необходим обществу. У меня уже сегодня лежит минимум 30 обращений от людей, в которых я как юрист вижу факты, подтверждающие, что люди были осуждены по политическим мотивам. Некоторые были осуждены за то, что не давали разрешений на незаконное выделение земли. Есть вопиющие случаи, когда подбрасывали взятки, когда находили возможность возбуждать уголовные дела против людей, которые не хотели добровольно увольняться с работы, только потому, что кому-то нужна была должность. На мой взгляд, временной период, который обозначен в законопроекте, необходимо расширить.
Ирина Купрейчик, народный депутат Украины
– Я не согласна с нормой законопроекта, которая обозначает конкретный период времени действия закона. У нас суды работали не в правовом русле не только с 2010 по 2014 гг. И раньше выносились незаконные приговоры, и сейчас, к сожалению, принимаются не совсем законные решения. Поэтому считаю эту норму не соответствующей Конституции Украины.
Татьяна Черновол, правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики
– Принятие законопроекта №4708 «О мерах по обеспечению конституционных гарантий граждан на судебную защиту в Украине» – это первый шаг. А второй заключается в том, что нужно финансирование. Я считаю, что оно должно быть государственным. Это небольшие деньги, потому что помещение для работы комиссии можно взять в офисе Высшего совета юстиции. Члены этой комиссии должны работать на постоянной основе и им нужны хорошие зарплаты, поскольку их ждет очень большой объем работы. Возможно финансирование и со стороны международных доноров.
Юлия Василенко, представитель Комиссии по защите незаконно обвиненных
– На сегодня в законодательной базе Украины отсутствуют действующие механизмы обеспечения неукоснительного соблюдения норм закона при производстве по уголовным делам. Специальная комиссия будет наделена полномочиями по проверке соблюдения процессуальных норм при производстве по уголовным делам, а в случае выявления нарушений она будет иметь полномочия принимать решения, которые будут основанием для пересмотра того или иного уголовного дела в суде. Это даст незаконно осужденным шанс на восстановление их конституционных прав. На мой взгляд, законопроект №4708 более соответствует нормам международного права, так как не содержит в себе норм, которые ограничивали бы действие закона во времени, и касается всех граждан Украины, а не отдельно взятой категории.