Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
В течение минувшего года в Верховной Раде Украины были зарегистрированы несколько законопроектов о высшем образовании. Необходимость концептуальных изменений этой сферы обусловлена современными общественными запросами относительно роста ценности человеческого капитала для высокотехнологичного и инновационного развития страны, создания условий для самореализации личности, обеспечения потребностей общества, рынка труда и государства в квалифицированных кадрах, а также модернизации системы высшего образования с учетом процессов европейской интеграции и развития единого Европейского пространства высшего образования.
Кроме того, проведение реформирования высшего образования в европейском направлении приобретает особое значение ввиду факта вступления Украины во Всемирную Организацию Торговли. Учитывая, что Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг (ГАТС) является частью правовой структуры ВТО, что государства-члены ВТО через ГАТС взяли на себя обязательства по полному или частичному открытию своих внутренних рынков услуг для международной конкуренции, а сектор образовательных услуг – один из 12 включенных в соглашение секторов, перед высшими учебными заведениями Украины встает реальная угроза жесткой конкуренции в рамках Европейского пространства высшего образования.
8 апреля 2014 г. парламентарии заявили о том, что поддерживают в первом чтении законопроект «О высшем образовании» №1187-2, поскольку именно этот документ, по согласованию с авторами двух других одноименных законопроектов – №1187 и №1187-2, был признан оптимально отвечающим потребностям реформы. Законопроект №1187-2 разрабатывался под руководством академика Михаила Згуровского, прошел масштабное общественное обсуждение и согласование и вобрал в себя более 5 тыс. предложений от более чем 100 организаций и учреждений и большого количества специалистов в области образования, науки, государственного управления и бизнеса.
Основные инновации
Законопроект №1187-2 определяет основные правовые, экономические и организационные основы функционирования высшего образования на принципах интеграции образования, науки и инноваций, автономии высших учебных заведений, равного доступа к качественному высшему образованию, сотрудничества высших учебных заведений с бизнесом и государством. В основу проекта положены концептуальные основы модернизации высшего образования, которые заключаются в следующем:
И все-таки автономия
При этом докладчики, ранее выступавшие на заседаниях комитетов Верховной Рады, а также в сессионном зале, отмечали, что принципиальным новшеством законопроекта №1187-2 является предоставление вузам автономии. Под таковой авторы законопроекта предлагают понимать самостоятельность вузов в решении вопросов, отнесенных к их компетенции. Иными словами, автономия подразумевает ограничение функций учредителя выполнением обязательств по финансированию вузов и созданию необходимых условий для их деятельности, остальные же вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию и т. п., вузы должны решать самостоятельно. При этом учредитель может, разумеется, заказывать вузу подготовку специалистов, необходимых для национальной экономики и культуры, что оформляется соответствующим контрактом.
Обращаясь к международному опыту, можно увидеть, что предпосылки автономии высших учебных заведений заложены в законодательстве разных стран. Например, во Франции действует закон о свободах и ответственности университетов (LRU), который является, прежде всего, законом о децентрализации, о рассредоточении административной и финансовой власти. Кроме этого, на Францию, Германию и другие страны Западной Европы, а также США распространяется действие концепции «Нового общественного управления» (New public management), с которой связывают мероприятия, направленные на расширение автономии вузов, распределение средств «по результатам», формирование «глобальных бюджетов», заключение договоров между администрацией вузов и профессорско-преподавательским составом о согласовании целей, которые определяют взаимные обязательства сторон.
Удастся получить автономию украинским вузам или нет, зависит от того, поддержат ли парламентарии законопроект №1187-2 во втором чтении, однако, повлияет ли это на «образовательную» ситуацию в Украине, пока доподлинно неизвестно. Дело в том, что, скажем, в тех же Штатах постоянным заказчиком научных и образовательных услуг являются бизнес-структуры, получающие за это многочисленные льготы. Очевидно, что для того, чтобы повлиять на науку коренным образом, необходимо вносить изменения и в другие законодательные акты Украины.
Комментарий ЭКСКЛЮЗИВ
Лилия Гриневич, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования
– Сегодня система высшего образования имеет чрезвычайно монополизированное управление, низкое качество результатов и оторвана от потребностей рынка труда и общества в целом. Централизация управления и отсутствие автономии сказались на отсутствии академической свободы у преподавателей. Сейчас мы должны вернуть университетам функцию создания новейшей общественной и научной мысли – чрезвычайно важным является возвращение науки в высшие учебные заведения.
Согласно нормам законопроекта, университетам разрешается работать с нематериальными активами в форме интеллектуальной собственности, создавать сеть региональных исследовательских университетов, внедрять совместную подготовку докторов философии с участием университетов национальной и отраслевой академии наук. Сквозной нитью законопроекта является возрастание роли работодателей и бизнеса в формировании задач для высшего образования, а также в поддержке высшего образования. Это касается и разработки стандартов высшего образования, и формирования критериев профессиональной компетентности выпускников и новых механизмов, которые позволяли бы привлекать средства бизнеса для развития высшего образования.
Автономия вузов подразумевает ограничение функций учредителя выполнением обязательств по финансированию вузов и созданию необходимых условий для их деятельности, остальные же вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию и т. п., вузы должны решать самостоятельно
«Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти»
Великая Хартия университетов
«Сегодня настоящая автономия заключается в том, чтобы перейти, наконец, от слов к действиям. Это настоящее делегирование ответственности с осуществлением контроля – прозрачность. Успех автономии лежит, в первую очередь, в доверии к университетам. Они сами должны вызвать это доверие, должны суметь заслужить его», – президент Университета Страсбурга Ален Берец