Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
На сегодняшний день нашим государством взят активный курс на очищение судейского корпуса от возможных коррупционных проявлений. В качестве одного из путей такого очищения и обеспечения прозрачности судебной ветви власти по отношению к гражданскому обществу законодатель усматривает обнародование деклараций судей общих и апелляционных судов.
Одной из законодательных инициатив в данном направлении является законопроект №2019, где обнародование деклараций судей представлено как возможность обеспечения реализации принципа гласности и открытости в деятельности судебной власти. Правда, с этой идеей категорически не согласны сами судьи, большинство из которых крайне обеспокоены перспективой разглашения задекларированных сведений. Среди причин для беспокойства наиболее распространенными являются опасения по поводу безопасности, посягательства на которую судьи усматривают в требовании обнародовать личную информацию – адрес места проживания, имена и фамилии членов семьи и пр. Кроме этого, судьи уверены, что подавляющее большинство граждан просто не разберутся в их декларациях, и настаивают на том, что декларации должны находиться в ведении компетентных органов.
Впрочем, есть судьи, которые поддерживают идею придания гласности сведениям об их имуществе, доходах и расходах. Солидарен с ними и министр юстиции Павел Петренко. Какую позицию поддержат парламентарии при принятии окончательного решения, анализировала «Судебно-юридическая газета».
Одним из наиболее насущных вопросов, волнующих сегодня общественность, является своеобразное переформатирование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем вычленения из них неблагонадежных элементов. Достичь этой цели предполагается разнообразными методами, диапазон которых колеблется от наиболее жестких (таких как, скажем, люстрация) до несколько менее радикальных (как, например, усиление общественного контроля). Такой контроль, по мнению отдельных специалистов, может быть обеспечен в случае законодательного закрепления норм, обязывающих отдельные категории лиц, в частности судей общих судов, официально обнародовать свои декларации.
Невзирая на то, что сегодня подобные нормы уже закреплены в Законе Украины №3206-VI «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», при их детальном изучении оказывается, что законодатель был недостаточно конкретен. Так, ст. 12 указанного Закона предписывает обнародовать свои декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера председателям и судьям Конституционного и Верховного судов, а также председателям и судьям высших специализированных судов Украины в течение 30 дней со дня их подачи путем размещения на официальных веб-сайтах или опубликования в официальных печатных изданиях.
Несмотря на это, информация о доходах указанных судей по-прежнему остается закрытой. Еще в 2013 г. Окружной административный суд Киева в решении по делу №826/14553/13-а об отказе КСУ в предоставлении информации, а именно копий деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2011 и 2012 гг. на запрос некоего лица разъяснил следующее. Сведения о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта гражданина Украины, а также регистрации места жительства, дате рождения декларанта, местонахождении объектов, которые приводятся в декларации, является информацией с ограниченным доступом и обнародованию не подлежат (ч. 2 ст. 12 Закона №3206-VI). Таким образом, речь уже идет не об обнародовании деклараций, а об обнародовании данных о декларанте, перечень которых законодательно не определен. Более того, судьи общих и апелляционных судов, согласно Закону №3206-VI, вообще освобождаются от обнародования указанных сведений, что противоречит общеевропейской тенденции относительно обнародования деклараций государственных служащих, в т. ч. и судей, на официальных веб-сайтах соответствующих государственных органов.
По этому поводу уместно заметить, что во втором дополнительном отчете о выполнении рекомендаций Украиной, принятом Группой государств против коррупции (GRECO) на 54-м пленарном заседании (Страсбург, 20–23 марта 2012 г.), было отмечено, что наше гражданское общество не имеет никакого реального влияния на состояние антикоррупционной политики в стране.
Контроль и ограничения
Попытка обеспечить общественный контроль за доходами и расходами судей была предпринята в начале минувшего года коллективом народных депутатов, подавших на рассмотрение Верховной Рады законопроект №2019 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно обеспечения европейских стандартов публичности в судебной системе. Целью данного документа провозглашалось обеспечение реализации принципа гласности и открытости в деятельности судебной власти, а также создание прозрачных механизмов обнародования сведений о доходах и расходах судей судов общей юрисдикции. Аргументируя необходимость его принятия, парламентарии ссылались на резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы №1165 (1998) от 25 декабря 2008 г. в которой указано, что публичные лица должны осознавать, что особый статус, который они имеют в обществе, автоматически увеличивает уровень давления на приватность их жизнь (ст. 6).
К слову, смысл этой сентенции был отображен и в решениях того же КСУ, который подчеркивал, что:
Собственно, законопроект был направлен на внесение изменений и дополнений в законы Украины «О судоустройстве и статусе судей», «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «О доступе к судебным решениям». Им предлагалось:
Несмотря на то, что идея законопроекта депутатами ВР в целом была одобрена, сам документ получил ряд замечаний. В частности, было отмечено, что избирательность расширения перечня должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера которых подлежат обязательному обнародованию, является необоснованной, поскольку перечень таких лиц предлагалось расширить за счет органов судебной власти.
На данный момент законопроект находится на рассмотрении в профильном Комитете ВР.
Судьи против?
Большинство же судей, как стало известно «Судебно-юридической газете», отрицательно относятся к перспективе обнародования информации о своих доходах, расходах и имуществе. Прежде всего, они объясняют это тем, что не видят практических преимуществ подобного законодательного решения в плане борьбы с коррупцией. Судьи утверждают, что данная норма будет декларативной, поскольку разобраться в декларации под силу только специалисту. Рядовые же граждане будут раздражены, видя указанные в таких декларациях суммы. В этом аспекте судьи ратуют за то, чтобы декларации предоставлялись специальным уполномоченным органам. Эти же органы, по мнению представителей Фемиды, должны осуществлять контроль за достоверностью предоставленной в декларациях информации, а также реагировать на заявления граждан, уведомляющих их о том, что расходы судьи превышают его доходы.
Вторым отрицательным аспектом публикации деклараций судей называют ненадлежащие обеспечение безопасности. Дело в том, что если речь идет о публикации именно декларации, то на обозрение широкой общественности будут представлены не только суммы доходов и расходов, но и адреса проживания судей и членов их семей. Это, подчеркивают судьи, ссылаясь на печально известные примеры убийства судей или физического насилия в отношении них, может нести угрозу жизни судьи и членов его семьи как со стороны участников процесса, оставшихся неудовлетворенными тем или иным судебным решением, так и со стороны лиц, промышляющих грабежом, кражами и совершением иного рода преступлений.
И наконец, последний по списку, но не по значению аспект заключается в том, что муссирование разговоров на тему прозрачности судебной системы, люстрации, обнародования деклараций и прочих мер, направленных на возобновление доверия к судебной системе, служит своеобразным давлением и даже запугиванием судей.
Впрочем, есть судьи, которые не видят ничего зазорного в том, что бы обнародовать свои декларации. В своих комментариях они указывают, что на территории Украины вряд ли удастся отыскать судью с огромным состоянием. Более того, сумма заработной платы судьи и без того прописана в законодательстве, а обнародование деклараций стало бы шагом, свидетельствующим о готовности судей быть открытыми перед общественностью.
Солидарен с этими судьями и министр юстиции Павел Петренко, заявивший о том, что обнародование деклараций будет одним из тех шагов, которые помогут возобновить доверие к судебной системе. «Когда я был членом парламента, одной из моих задач было обнародование деклараций судей. Профильный комитет также дал одобрительное решение по этому вопросу. Было огромное противостояние со стороны судей, которые ссылались на то, что их могут преследовать. Но если человек имеет честные доходы, ему нечего прятать свою квартиру или имущество, а соответственно, нечего и бояться», – считает министр юстиции Украины.
Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ:
Андрей Волков, член Совета судей административных судов
– Я считаю, что декларации не должны находиться в свободном доступе, поскольку их обнародование не имеет ничего общего с борьбой с коррупцией. Более того, общественность не в состоянии дать адекватную оценку данным в декларации. Такую оценку могут дать только уполномоченные органы, обладающие специальными знаниями. На данный момент практика декларирования доходов судей в Украине мало отличается от подобной практики в других европейских странах. Например, в Германии декларирование происходит приблизительно по тому же принципу – декларации подаются и сохраняются по месту работы судьи.
Если же мы говорим о выявления правонарушений, то это другой вопрос. Выявлением правонарушений должны заниматься компетентные органы, которые, вполне возможно, могут реагировать и на заявления представителей общественности относительно того, что расходы конкретного судьи превышают его доходы. Для этого должно проводиться специальное расследование.
Еще одним негативным моментом обнародования деклараций может стать то, что общедоступной будет такая информация, как адрес судьи и членов его семьи. Это не может не сказаться на безопасности судей. Мы все хорошо помним относительно недавние примеры убийства судей.
В государстве есть лица высшего ранга – Президент, Премьер-министр, которые должны отчитываться перед общественностью. Судья же, наоборот, должен иметь гарантии, что его личные данные не будут опубликованы.
Татьяна Козырь, член Совета судей Украины
– Что общественность хочет увидеть в декларации? Очевидно, информацию о доходах, расходах, а также об имуществе судей. Сегодня общедоступными являются сведения из деклараций судей высших судов, которые содержат эту информацию. Что же касается публикации деклараций полностью, могу заявить, что я являюсь последовательным сторонником позиции о недопустимости обнародования персональных данных судьи и членов его семьи. Моя позиция подтверждается последними событиями, а именно убийством судей В. Трофимова и С. Зубкова. Обнародование личных данных может стать инструментом оказания давления на судью в процессе отправления им правосудия. Если же мы говорим о борьбе с коррупцией, что этим вопросом должны заниматься компетентные органы. У нас есть службы финансового мониторинга и другие органы, уполномоченные проводить проверки.
Владимир Колесниченко, член Высшего совета юстиции
– Вопрос об обнародовании деклараций судей – это своеобразная дилемма. С одной стороны, понятно, что общественность должна осуществлять контроль, в т. ч. и над судебной ветвью власти. С другой стороны, предполагается создание специальных органов, на которые будут возложены полномочия по осуществлению контроля, в т. ч. и финансового, за деятельностью судей. Я считаю, что декларация должна быть закрытой и находиться в суде и в уполномоченных органах, тем более, что сейчас предполагается создавать антикоррупционное бюро. Мы не должны забывать, что судья получает достаточно большую заработную плату, и его благосостояние, естественно, будет лучшим, чем отдельных граждан.
Николай Луговый,председатель Апелляционного суда Сумской области
– Я категорически против опубликования любых деклараций. Уровень заработной платы судьи определяется Законом «О судоустройстве и статусе судей». Любой человек, интересующийся этим вопросом, может открыть Закон и посмотреть, сколько зарабатывает судья. Если расходы судьи превышают его доходы, если судья совершает уголовные правонарушения, это должно быть выявлено и пресечено компетентными органами – милицией, прокуратурой, службой безопасности. В противном случае публикация деклараций будет ничем иным, как механизмом оказания давления на судей. Кроме этого, обнародование личных данных судьи может угрожать его безопасности и безопасности членов его семьи.
Елена Первушина, председатель Голосеевского райсуда Киева
– Я думаю, что декларации судей обнародовать можно. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, так это на то, что все-таки не следует упоминать в обнародованной информации такие личные данные судьи, как адрес его проживания, а также фамилии и адреса проживания членов его семьи. В то же время, хотелось бы отметить, что с практической точки зрения опубликование деклараций может быть неоправданно, поскольку опыт показывает, что рядовые граждане, жаждущие контроля над судебной системой, не всегда вчитываются и не всегда способны понять смысл доступных им опубликованных документов. Очевидно, что перед тем, как начать кампанию по обнародованию деклараций судей, следует провести разъяснительную работу с населением.
Надежда Стефанив, председательАпелляционного суда Ивано-Франковской области
– По моему мнению, даже при той ситуации, которая сложилась сейчас, обнародование сведений о доходах и расходах судей, а также данных об их движимом и недвижимом имуществе не будет противоречить действующему законодательству и не будет посягать на их безопасность. Я незнакома с судьями, данные из деклараций которых могли бы повредить их имиджу. Более того, я уверена в том, что в Украине нет судей, имеющих огромные состояния. Безусловно, следует разграничивать доходы судьи и членов его семьи. Вполне нормально, если жена, муж или дети судьи могут осуществлять предпринимательскую деятельность и иметь свой доход. Возможно, компромиссным решением было бы обнародование доходов только судей, без указания доходов членов их семей. Конечно, не должны подлежать обнародованию и данные о месте проживания судьи и членов его семьи, а также ряд других личных данных.
Павел Петренко, министр юстиции Украины
– Когда я был членом парламента, одной из моих задач была борьба за обнародование деклараций судей. Профильный комитет также дал одобрительное решение по этому вопросу. Однако было огромное противостояние со стороны судей, которые ссылались на то, что их могут преследовать. Но я уверен, что если человек имеет честные доходы, ему нечего прятать свою квартиру или имущество, а соответственно, и бояться нечего.
Дмитрий Котляр, эксперт Организации экономического сотрудничества и развития
– Закон о противодействии коррупции распространяется на всех, в т. ч. и на судей. И сейчас их декларации являются открытыми. Обнародование применяется, когда государственные органы, не обращая внимания на запросы, предоставляют декларации публично или печатают в газетах. Но этот перечень включает только глав и членов Высшего совета юстиции, Высшей квалифкомиссии судей. Декларации всех других судей пока автоматически обнародоваться не будут. Но любой гражданин может подать запрос и получить декларацию любого судьи в указанный срок. Как это происходит на практике? Для этого нужно провести соответствующую кампанию. Существует много вопросов к судьям высших судов, есть информация, что их декларации опубликованы в специализированных издательствах, которые находятся в библиотеке Высшего специализированного суда Украины, к примеру. Но над этим мы еще продолжаем работать. Думаю, должен существовать единый ресурс, куда все государственные служащие и судьи будут подавать свои декларации, а затем будет происходить автоматическое обнародование. Все будет находиться на едином доступном ресурсе.
Международный опыт:
В США Законом «О правительственной этике» 1978 г. 5 U.S.C. app. §§ 101–111 (2007) установлено, что все федеральные судьи должны раскрывать информацию относительно их личного имущественного состояния. Судьи должны показывать все источники доходов и их количество, подарки, вознаграждения и имеющуюся собственность, а также долговые обязательства и все покупки недвижимого имущества или ценных бумаг, если их сумма превышает $1000.
В Республике Беларусь ежегодные декларации о доходах предоставляют не только судьи, но и их супруги и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство. Декларации о доходах судьи Конституционного Суда Республики Беларусь предоставляют председателю КС; судьи хозяйственных судов областей (Минска) – председателю ВХС; судьи областных (Минского городского), Белорусского военного, районных (городских), межгарнизонных военных судов – министру юстиции. Далее все декларации подаются главе администрации Президента, который определяет декларации, подлежащие проверке в текущем году. О результатах проведенной проверки глава администрации докладывает Президенту Республики Беларусь ежегодно до 31 декабря.
Сумма зарплаты судьи и без того прописана в законодательстве, а обнародование деклараций стало бы шагом, свидетельствующим о готовности судей быть открытыми перед общественностью
Парламентская ассамблея Совета Европы в своей резолюции от 25 декабря 2008 г. №1165 (1998) подчеркнула, что публичные лица должны осознавать, что особый статус, который они имеют в обществе, автоматически увеличивает уровень давления на приватность их жизни (ст. 6).
В законопроекте №2019 парламентарии предлагают предусмотреть норму, согласно которой все судьи обязаны обнародовать свои декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год на официальном веб-портале судебной власти Украины. При этом указанные декларации являются открытыми для бесплатного круглосуточного доступа.