Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
1 апреля 2014 г. состоялся круглый стол «Какой должна быть власть в Киеве?» В ходе мероприятия обсуждался проект нового закона №4289 «О столице Украины – городе-герое Киеве». Какой должна быть власть в Киеве? Что представляет собой истинное, а не показное самоуправление? Что вообще сегодня нужно украинской столице, которая постепенно выходит из постреволюционного состояния, и как не допустить новой волны протестов? Эти и многие другие вопросы обсуждали эксперты в ходе заседания.
Многие спикеры сделали акцент на том, что первостепенным субъектом самоуправления должна стать территориальная община города. Ее и следует наделить основными функциями и полномочиями. А начинаться формирование территориальных общин должно с обучения граждан основам самоорганизации. И целью законопроекта №4289 является создание правового механизма распределения представительских и исполнительных полномочий органов местного самоуправления.
Как живет столица сегодня?
Действующий Закон Украины «О столице Украины – городе-герое Киеве», принятый в 1999 г. и претерпевший значительные изменения в 2010 г., однозначно не соответствует потребностям обеспечения надлежащего управления в Киеве и его устойчивого развития. Споры вокруг этого закона идут уже длительное время.
Так, основным камнем преткновения в ходе круглого стола стал вопрос объединения должностей главы КГГА и Киевского горсовета, решение по которому Верховной Радой до сих пор не принято. Такое положение в перспективе может создать в Киеве двоевластие: мэр будет контролировать Киевсовет, а глава КГГА, назначаемый Президентом, будет удерживать за собой исполнительную власть. Потенциал для конфликта и взаимных претензий очевиден. Закончатся выборы, и начальники Киева, вполне возможно, примутся активно вставлять друг другу палки в колеса, банально парализуя работу друг друга.Ресурсов для этого у обоих чиновников предостаточно. КГГА будет игнорировать решения Киевсовета, а Киевсовет не даст реализовать тот или иной проект, не голосуя за него в зале.
Критические замечания коснулись и невероятно раздутого штата чиновников и депутатского корпуса Киевсовета, который насчитывает 120 человек. «Если подсчитать, сколько управленцев руководят Киевом, то это около 3 тыс. сотрудников, если учитывать всех, кто работает в КГГА и по районным администрациям. А, к примеру, в Нью-Йорке, который в 10 раз больше Киева, команда, которая руководит всеми коммуникациями и обеспечивает жизнедеятельность города, помещается в одном офисе. Это 40 управленцев, а общий офис – 100 человек. Киеву больше 100 управленцев также не нужно. Сейчас заходишь в КГГА и видишь коридор и кабинеты, кабинеты… А это должно выглядеть, как центр управления полетами: одна комната, куда в режиме онлайн сходится вся информация по Киеву», – резюмировал свое выступление в ходе дискуссии эксперт Сергей Гайдай.
Перспективы законопроекта
Целями принятия законопроекта №4289 являются создание правового механизма распределения представительских и исполнительных полномочий органов местного самоуправления и правовое определение специального статуса Киева как столицы Украины с учетом особенностей осуществления местного самоуправления и исполнительной власти в городе. И одной из главных задач законопроекта станет разделение сфер ответственности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В ходе обсуждения данного законопроекта специалисты заявляли, что залогом успешной реформы системы самоуправления станет принятие норм, благодаря которым будут определены полномочные органы и четкий механизм решения вопроса административно-территориального устройства Киева. Вместо существующих 10 районов в столице предлагается легализовать исторически сложившееся разделение на микрорайоны с уже давно существующими «народными» названиями. Например, «Сырец» или «Отрадный» – это и будут местные общины. Такое разделение, по мнению специалистов, даст больше возможностей жителям этих небольших территориальных единиц, и при наличии определенных полномочий люди смогут сами решать свои насущные проблемы. Конечно, для этого необходимо провести реформу в системе самоуправления и дать реальную возможность жителям самоорганизоваться. Это и будет основой предлагаемой системы. Кроме того, жители микрорайонов должны будут сами избирать достойных представителей из числа своих же соседей, и смогут контролировать деятельность своих избранников, а также принимать активное участие в решении текущих проблем.
Финансирование деятельности местных общин будет проходить из бюджета города, но контролировать расход денег в рамках своей местной общины сможет каждый заинтересованный киевлянин. Ведь после того, как в 2010 г. была отменена мажоритарная система и введен порядок выборов в местные советы по закрытым партийным спискам, связь между депутатами районных советов и избирателями полностью исчезла. Да и избиратели вынуждены голосовать за «кота в мешке», поскольку, голосуя за ту или иную партию, не знают, кого из своих представителей она выдвинет после победы на выборах. Хотя нетрудно догадаться, что при такой схеме партия выдвинет того представителя, который будет выгоден ей, а никак не жителям района.
Участники встречи согласились с тем, что на сегодняшний день подобные предложения революционно новые и могут быть восприняты неоднозначно. Однако вопросы самоуправления, безусловно, важны для Киева и его жителей. Власти столицы должны повернуться лицом к простым гражданам, которых беспокоят такие вопросы, как безопасность, здравоохранение, детские сады. Эти вопросы рано или поздно придется решать.
Голосование по закрытым спискам – избиратель голосует именно за партию, а не за отдельных кандидатов, к тому же, не имея возможности влиять на расположение кандидатов в списке. Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке своим предпочтениям
Мажоритарная избирательная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты. Избиратель принимает решение, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности. Это позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах
Внеочередные выборы мэра и Киевсовета состоятся 25 мая текущего года. Такое решение приняла ВР. За соответствующий законопроект нардепа Владимира Яворивского проголосовал 331 депутат. Таким образом, выборы мэра столицы состоятся в один день с досрочными президентскими выборами. А уже в 2015 г. состоятся новые выборы мэра и Киевсовета, потому что выборы-2014 – внеочередные, а по плану они должны пройти в октябре следующего года
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Владимир Бондаренко, председатель Киевской городской государственной администрации
– Выборы мэра Киева и депутатов Киевсовета, которые запланированы на 25 мая, по совету Венецианской комиссии будут проходить по старому законодательству. Хотелось бы, чтобы они проходили на нормальной законодательной базе, но она такая, как есть, и на то, чтобы изменить ее, времени нет. Наши друзья в Европе, Венецианская комиссия требует, чтобы выборы проводились по законодательству, которое является устойчивым, т. е. чтобы как минимум год перед выборами законодательство не менялось. В будущем могут принять решение о проведении выборов в Киевсовет на пропорциональной основе по открытым спискам. А районные советы должны избираться исключительно на мажоритарной основе. Каждый депутат должен представлять несколько домов и быть коммуникатором между жителями и местными властями.
Александр Сергиенко, директор аналитическо-исследовательского центра «Институт города»
– Тезисы, которые содержатся в законопроекте о столице Украины, являются революционными. В частности, в новой редакции закона предлагается воссоздать отдельный от КГГА исполнительный комитет Киевсовета, который будет возглавлять мэр, избранный киевлянами. Полномочия КГГА нужно ограничить наблюдательными и координационными функциями. Кроме того, предусматривается установление договорных отношений власти Киева с властью Киевской области.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«В Украине вообще нет местного самоуправления. Та система управления и власти, которая досталась Киеву и всей Украине – это советское наследие. Райсоветы, т. е. бывшие райкомы нам не нужны. Следует смотреть, как строится самоуправление в мире, и адаптировать лучший опыт к нашим условиям. В основе самоуправления должно быть общество. Нужны специалисты, которые возьмут карту Киева и просто логично разделят ее на какое-то количество местных общин. Никакие районы для этого не нужны, просто должно быть достаточное количество жителей – думаю, где-то от 20 до 50 тыс. Если так разделить, то в Киеве будет от 50 до 70 таких общин», – Сергей Гайдай