Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, один человек – это мнение, а группа людей – это мнение плюс сила. В последнее время тема деятельности общественных организаций и объединений в Украине стала чрезвычайно актуальной. По этому поводу 3 февраля с. г. в Верховной Раде состоялся международный круглый стол на тему «Демократический процесс и угроза радикализма в Украине», участниками которого стали несколько десятков представителей стран СНГ, Молдовы и стран Балтии, а также президенты Украины в разные годы Леонид Кравчук и Виктор Ющенко.
В ходе дискуссии поднимались вопросы деятельности различных общественных организаций, которые, по мнению некоторых участников, несут в общество радикальные настроения. Одним из результатов состоявшегося обсуждения стал законопроект №4082 «О запрете неонацистской и неофашистской идеологии», зарегистрированный в парламенте 4 февраля. Его целью является ограничение деятельности радикальных и экстремистских партий, общественных организаций, движений, запрет разжигания межнациональной розни и содействие здоровому развитию молодежи без насилия.
Юридическая сторона вопроса
Как следует из теории, общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое и некоммерческое формирование, которое создается по инициативе граждан, объединившихся в группу на основании общих интересов и с целью реализации общих целей, указанных в уставе организации. Создание общественного объединения – один из наиболее эффективных инструментов для объединения единомышленников и реализации планов.
Важным событием для всех действующих в Украине общественных организаций стало принятие Закона Украины №4572-17 «Об общественных объединениях», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот закон установил порядок создания, регистрации и прекращения деятельности общественных организаций и союзов. Согласно ему, выступать учредителями общественных объединений могут физические лица, а также общественные организации.
Названный закон ввел 2 основных вида объединений: общественная организация и общественный союз (объединение, которое создается юрлицами, однако его членами могут быть также и физлица). По организационно-правовой форме общественные объединения могут быть следующих видов: общественное движение, общественный фонд (некоммерческие организации), учреждение, орган общественной самодеятельности, а также религиозное, спортивное, политическое общественные объединения.
Рассматривая более подробно порядок регистрации подобных объединений, стоит сказать о том, что создаются они по инициативе не менее 2 физических лиц. Общественная организация может быть зарегистрирована также по инициативе других, уже существующих общественных объединений, выступающих в качестве юридических лиц. При этом действующим законодательством Украины закреплено, что осуществлять свою деятельность общественное объединение может как со статусом юридического лица, так и без его получения.
Идеи – в массы
Как известно, общественные организации обычно создаются вокруг какой-то идеи. Предположительно, она должна носить созидательный характер. Однако как уберечься от последствий деятельности групп людей, которые по своим личным убеждениям пропагандируют общественно-опасные движения? По каким параметрам на сегодняшний день проверяются уставы при регистрации тех или иных общественных организаций? И наконец, кто следит за деятельностью уже созданных общественных организаций? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Общественная организация подлежит обязательной государственной регистрации уполномоченным органом по вопросам регистрации (регистрационной службой или управлением юстиции) по местонахождению постоянно действующего руководящего органа созданного объединения. В Украине органами госрегистрации начиная с 2013 г. являются местные отделы государственной регистрации. К слову, согласно действующему законодательству, регистрация общественного объединения на территории Украины является бесплатной. Это закреплено в п. 2 ст. 12 Закона «Об общественных объединениях». Что касается устава создаваемой организации, то он может содержать в себе описание символики нового объединения, а также подробно раскрывать его цели и задачи.
Одна из основных задач органов регистрации, а именно управления регистрации общественных формирований, которое входит в структуру Государственной регистрационной службы – провести правовую экспертизу учредительных/уставных документов, проверку сведений, содержащихся в документах, поданных на регистрацию (легализацию), и подготовить правовой вывод относительно соответствия нового объединения статусу всеукраинских профессиональных союзов и их объединений.
Как уже было сказано, общественное объединение может осуществлять свою деятельность со статусом юридического лица или без такового по своему выбору. Наличие статуса юридического лица позволяет объединению быть участником гражданско-правовых отношений и дает ряд иных привилегий, установленных законом.
Ныне действующий закон в корне изменил правовые и организационные основы создания, деятельности и прекращения общественных объединений. В частности, он отменил привязку к определенной территории и ввел принцип свободного выбора территории деятельности общественных организаций. Кроме того, теперь определена возможность существования общественных объединений с «молодежным», «детским» и «всеукраинским» статусом.
Запретные цели
Самым нераскрытым и запутанным остается вопрос контроля за деятельностью общественных организаций. Единого контролирующего органа на сегодняшний день нет, однако это не означает, что все существующие общественные организации остаются без присмотра. Контроль за работой, а также за тем, действует ли та или иная организация в рамках своего устава, осуществляют ряд профильных министерств и ведомств, а также органы прокуратуры, СБУ и Государственная налоговая служба в рамках своих полномочий. Ответственность за те или иные незаконные действия члены объединений несут в рамках действующего законодательства – уголовного, административного, налогового и т. д.
Вместе с тем, Закон №4572-17установил, что недопустима легализация объединений с целью изменения конституционного порядка и нарушения территориальной целостности государства. Также недопустимой является деятельность, направленная на подрыв безопасности страны в пользу других государств. Считаются незаконными и пропаганда войны и насилия, разжигание национальной (религиозной) вражды. Не могут быть созданы военизированные формирования. Кроме того, в ходе своей деятельности организации не могут ограничивать общепризнанные права человека – противном случае легализованные объединения граждан запрещаются в судебном порядке. А вышеуказанный законопроект №4082 предлагает ввести в Закон «Об общественных объединениях» еще один запрет – на деятельность организаций, которые пропагандируют неонацизм и неофашизм.
Разъясняя вопрос ответственности за деятельность общественных организаций, Государственная регистрационная служба Украины дала следующий комментарий:
Ныне действующий Закон Украины «Об общественных объединениях», в отличие от Закона «Об объединениях граждан», который утратил силу, не возлагает на уполномоченные органы по вопросам регистрации общественных объединений полномочия по контролю за соблюдением Конституции и законов Украины, а также устава общественного объединения. Закон ограничил контрольную функцию исключительно процедурой правовой экспертизы, составлением уведомления и документов об изменениях в устав общественного объединения. Контролирующая функция осталась при процедуре внесения изменений в состав руководящих органов общественного объединения, смены лица (лиц), уполномоченного представлять общественное объединение, изменении местонахождения общественного объединения, приобретения статуса общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента (ст. 14 Закона).