Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
16 января 2014 г. депутаты поддержали в целом законопроект №3587 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины» относительно заочного уголовного производства. Напомним, что данный законопроект, поданный на рассмотрение Верховной Рады еще в минувшем году, по замыслу его авторов был направлен на усовершенствование законодательных основ осуществления уголовного производства и имплементацию международных стандартов относительно возможности осуществления уголовного производства без участия лица, уклоняющегося от прибытия в органы досудебного расследования или суд.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывают на то, что в ряде стран-членов Совета Европы уголовное процессуальное законодательство предусматривает существование процедуры заочного уголовного производства, которое осуществляется без участия лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного правонарушения, с обеспечением для него процессуальных гарантий защиты и обжалования судебного решения. Кроме того, согласно рекомендации №R (87)18 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «Относительно упрощения уголовного судопроизводства», допускается возможность рассмотрения вопроса о предоставлении судам первой инстанции возможности рассматривать дела и принимать по ним решения в отсутствие обвиняемого при условии, что тот был уведомлен надлежащим образом о дате слушания и о своем праве на законное или иное представительство в суде. Возможность осуществления заочного уголовного производства, а также условия, при которых оно может иметь место, закреплены и в резолюции 75 (11) Комитета министров СЕ относительно критериев, регламентирующих такую процедуру при отсутствии обвиняемого.
Не вызывает возражений существование механизма заочного уголовного производства и со стороны Европейского суда по правам человека (решение от 18.05.04 в деле «Шомоди против Италии», решение от 14.06.01 в деле «Меденица против Швейцарии») при условии, что при этом соблюдаются гарантии, которые обеспечивают права человека, закрепленные Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод. Правда, здесь следует отметить, что при рассмотрении этих дел некоторые судьи ЕСПЧ выразили свое особое мнение о том, что заочное уголовное производство нарушает право лица на непредвзятое судебное рассмотрение.
Основания применения и обжалования
К основным новациям принятого закона следует отнести несколько фундаментальных положений. Так, основаниями для открытия заочного уголовного производства признаются: во-первых, неявка лица, уведомленного надлежащим образом; во-вторых, решение об открытии заочного производства, принятое следователем по согласованию с прокурором во время досудебного расследования или судом во время судебного производства; в-третьих, если заочное уголовное производство осуществляется в отношении нескольких лиц, все они без исключения должны быть признаны не явившимися по вызову при надлежащем уведомлении.
Законом предусмотрено, что заочное уголовное производство будет осуществляться по общим правилам и с учетом отсутствия подозреваемого, обвиняемого только после надлежащего подтверждения получения лицом постановления или определения о проведении заочного уголовного производства. При этом подозреваемый или обвиняемый имеет право направить следователю, прокурору, следственному судье или суду, или передать защитнику свои письменные объяснения, подпись на которых подтверждена нотариусом, а в случае, если подозреваемый или обвиняемый проживает или находится за границей – дипломатическим представительством или консульским учреждением Украины за рубежом. Такие объяснения, представленные суду, подлежат оглашению во время судебного производства.
Обжаловать решение, принятое по результатам заочного уголовного производства, лицо сможет в течение месяца со дня получения его копии. Судебное решение, принятое по результатам заочного уголовного производства, подлежит отмене, если судом будет установлено, что обвиняемый не прибыл по судебному вызову и не сообщил о неявке по уважительным причинам. В случае оставления заявления об отмене судебного решения, принятого по результатам заочного уголовного производства, без удовлетворения, оно может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Замечания и предложения
Невзирая на свою актуальность, принятый закон, еще будучи на стадии законопроекта, подвергся критике со стороны Главного научно-экспертного управления парламента, а также Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Так, 14 января с. г. эксперты отметили, что в законопроекте отсутствует четкое определение заочного уголовного производства, а также наличествуют положения, противоречащие Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод в части ее предписаний о немедленном и детальном информировании обвиняемого об обвинении, о его праве на защиту и праве требования допроса свидетелей. Также ученые не могут понять, каким образом авторы законопроекта предлагают обеспечить права обвиняемого при его отсутствии и проводить следственные действия в режиме видеоконференции с участием лиц, имеющих дефекты речи, зрения или слуха. Кроме того, существенным недостатком представленного законопроекта, по мнению экспертов, является отсутствие в нем соответствующих изменений к разделу VIII УПК «Исполнение судебных решений».
А вот Комитет вообще выявил в положениях законопроекта коррупциогенные факторы. В его заключении указано, что нормативный акт не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства (протокол №25 от 16.01.2014), а коррупциогенными факторами признаны положения, устанавливающие основания и порядок осуществления заочного уголовного производства.
Будут ли вноситься изменения в уже принятый закон, покажет практика.
Введение института заочного уголовного производства, вероятно, будет связано с нарушением общих принципов уголовного производства, в частности, относительно обеспечения права на защиту, доступа к правосудию, состязательности сторон и т. д.
Из заключения Главного научно-экспертного управления Верховной Рады от 14.01.2014
Внедрение предложенных законопроектом изменений будет нарушать принципы уголовного производства – право на защиту и состязательность сторон, а также свободу в предоставлении ими суду своих доказательств. Эти принципы гарантируют подозреваемому и обвиняемому в совершении уголовного правонарушения личное участие в уголовном производстве
Из заключения Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией от 16.01.2014
ТОП-6 новаций закона