Дорожный контроль: курс на усиленную безопасность

16:57, 10 января 2014
Газета: 1 (219)
За 11 месяцев 2013 г. на автодорогах столицы в результате ДТП погибли 127 и получили травмы 2041 человек...
Дорожный контроль: курс на усиленную безопасность
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

В период многочисленных зимних праздников ряд государственных служб (МОЗ, МЧС, МВД и пр.) работают в усиленном режиме, а накануне они обязательно проводят мероприятия с целью предупреждения тех или иных неприятностей. К таким службам относится и департамент ГАИ Украины. Сотрудники службы ГАИ постоянно предупреждают водителей об ответственности за нарушение правил безопасности движения.

В канун Нового года, 23 декабря 2013 г. в Верховной Раде был зарегистрирован новый законопроект №3812 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления уголовной ответственности за эксплуатацию транспортных средств в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения».

Причины внесения на рассмотрение законодателя этого проекта весьма весомые, ведь статистика дорожно-транспортных происшествий в Украине, мягко говоря, не радует. В среднем в нашей стране ДТП случаются каждые 12 минут, а каждые 2 часа погибает человек. За годы независимости в авариях погибло более 140 тыс. человек, а это население, к примеру, целого Ужгорода. По показателям смертности в ДТП Украина – среди печальных лидеров в Европе. Расчеты свидетельствуют, что показатель смертности в ДТП в 2012 г. составлял у нас 127 человек на 1 млн. населения. Это более чем вдвое превышает аналогичный показатель стран Европейского Союза, и в 4 раза – Швеции. Ежедневно в нашей стране в авариях погибает до 20 человек, из которых треть – молодежь до 25 лет, а около сотни людей получают травмы. При этом среди причин ДТП второе место после превышения скорости занимает управление транспортом в нетрезвом состоянии.

Стоит сказать, что управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения является «головной болью» современного общества. Это самое серьезное нарушение правил дорожного движения, наказание за которое очень отличается в разных странах. В некоторых государствах за это могут даже казнить. Так, в 2009 г. в Китае человека, который сел за руль в состоянии алкогольного опьянения, приговорили к расстрелу. После этого случая китайские водители сделали для себя выводы.

В украинском обществе отношение к водителям, которые управляют автомобилями в состоянии алкогольного опьянения, также резко отрицательное, ведь время от времени по их вине случаются резонансные ДТП со многими жертвами. Нас уже не нужно убеждать, что пьяный за рулем – преступник. Однако, в отличие от многих стран мира, у нас для любителей езды в пьяном виде не предусмотрено уголовной ответственности. Согласно ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях, за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 200 до 350 необлагаемых минимумов доходов граждан, или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до двух лет, или административного ареста на срок от 7 до 10 суток. Повторное в течение года пребывание за рулем в пьяном виде влечет за собой лишение права управления транспортным средством на срок от 2 до 3 лет с оплачиваемым изъятием транспортного средства или без такового или же административный арест на срок от 10 до 15 суток. Если водитель попадется пьяным третий раз за год, суд может лишить его права управления транспортным средством на срок до 10 лет с оплатным изъятием автомобиля.

Следует отметить, что в этом вопросе украинское законодательство является достаточно мягким и лояльным по сравнению с другими странами. И это при том, что, в отличие от тех же немцев или шведов, украинцы не отличаются высокой самодисциплиной. По мнению многих специалистов, только кардинальные шаги, среди которых введение уголовной ответственности за вождение в пьяном виде, способны помочь прекратить беспорядок на украинских дорогах и спасти человеческие жизни. Важно также на законодательном уровне установить максимально допустимую концентрацию алкоголя в крови водителя, а также шкалу усиления ответственности в зависимости от степени алкогольного опьянения. Ведь сегодня в Украине для водителя, который выпил, условно, бутылку пива, предусмотрена такая же ответственность, как и для того, кто сел за руль, выпив литр водки.

Мировой опыт

За рубежом с пьяными водителями борются более активно. Так, в Германии максимально допустимая концентрация алкоголя в крови водителя составляет 0,29 промилле. Такой уровень опьянения сам по себе не является основанием для наказания. Однако если водитель демонстрирует неадекватный стиль вождения или совершил ДТП, зафиксированное на видеокамеру, он может быть на 6 месяцев лишен водительских прав, а также к нему будет применен ряд других санкций.

В Японии закон предусматривает наказание не только для водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, но и для пассажиров, которые сели в машину вместе с ним. Т. е. если водитель пьян, каждый пассажир авто, достигший совершеннолетия, может быть наказан штрафом до $3 тыс. Водителю, который управляет автомобилем в пьяном виде, грозит штраф минимум $8700 или лишение свободы сроком до 5 лет.

В США пьяный водитель может провести в тюрьме от 48 часов до 6 месяцев. Из этого правила у американцев нет исключений ни для политиков, ни для звезд. В нашей стране о таком уровне равности граждан перед законом можно только мечтать.

Что предлагают парламентарии?

Учитывая все это, законодатель предлагает провести реформирование законодательства об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения. По мнению авторов законопроекта №3812, административная ответственность должна быть предусмотрена лишь за нахождение за рулем в состоянии легкого алкогольного опьянения (от 0,5 до 1,5 промилле), а за вождение автомобиля в состоянии среднего, сильного, тяжелого и условно-смертельного алкогольного, наркотического или иного опьянения они предлагают ввести уголовную ответственность. Предполагается также введение дифференцированной системы, которая позволит учитывать степень и силу опьянения. Прежде всего, это нужно для определения разумного и справедливого наказания, ведь угроза для общества зависит от состояния водителя – то ли он «слегка навеселе» (содержание алкоголя в крови, например, 1,0 промилле), то ли «пьян вдребезги», не может стоять на ногах и разговаривать, но пытается управлять автомобилем. При этом законодатель настаивает, чтобы факт отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения приравнивался к пребыванию лица в условно-смертельной степени алкогольного опьянения.

В случае дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими или погибшими предлагается ужесточить меру уголовной ответственности пьяного водителя, если ДТП произошло в результате нарушения им правил дорожного движения. Кроме этого, как крайняя мера, которая должна применяться исключительно к водителям-«рецидивистам», в качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация транспортного средства.

Возможно, принятие данных норм станет решающим шагом – приведет к повышению безопасности движения на украинских дорогах и, как следствие, к уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий с участием пьяных водителей. Особенно, если эти нормы будут применимы на практике по отношению ко всем без исключения гражданам, нарушившим закон.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Сергей Будник, начальник центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины

– Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения актуальны для всех государств, их невозможно разделить границами. По оценке Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на нашей планете в дорожно-транспортных происшествиях гибнет более 1 млн человек и 50 млн получают серьезные травмы.

Несмотря на значительные усилия, состояние аварийности в Украине все еще вызывает серьезное беспокойство. Могу сказать, что в течение 10 месяцев 2013 г. на автодорогах государства зарегистрировано 24,7 тыс. ДТП с пострадавшими, в которых погибло 3,7 тыс. и травмировано 30,6 тыс. участников дорожного движения. Сегодня развернута широкая информационная кампания, организованы различные профилактические акции, целевые операции «Пешеход», «Пьяный за рулем – преступник», «Безопасная скорость». Мы убеждены, что качественная реализация поставленных перед нашим центром задач позволит существенно изменить ситуацию с аварийностью на дорогах Украины, приблизив наше государство к европейскому уровню безопасности и комфорта дорожного движения.


Состояние и причины аварийности на территории Киева за 11 месяцев 2013 г.

За 11 месяцев 2013 г. на автодорогах столицы в результате ДТП погибли 127 и получили травмы 2041 человек. Всего было зарегистрировано 1767 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. При этом большая часть ДТП произошло именно по вине водителей – зафиксировано 1079 таких аварий, в которых погибли 55 и получили травмы1345 человек


Основные причины ДТП по данным ГАИ ГУ МВД Украины в Киеве

  • управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии – 74 ДТП, в которых 6 человек погибли и 114 получили травмы;
  • превышение безопасной скорости движения – 59 ДТП (2 человека погибли и 81 травмированы);
  • выезд на полосу встречного движения – 13 ДТП (1 погибший и 32 травмированных).
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики