Почему все стали ходить в грязных калошах и в валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-то не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?.. Почему электричество, которое, дай бог памяти, потухало в течение 20 лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?.. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.
/М. Булгаков. «Собачье сердце»/
Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Необходимость реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства неоднократно декларировалась на самом высоком государственном уровне, в частности, Общегосударственной программой реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009–2014 гг. Как определено ст. 2 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» №1875-IV от 24.06.2004, государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется, среди прочего, на принципах обеспечения рационального использования имеющихся ресурсов, создания и поддержания конкурентной среды при производстве и оказании жилищно-коммунальных услуг, обеспечении контроля в сфере деятельности естественных монополий. Однако практическая реализация указанных положений происходит крайне медленно, и серьезных положительных сдвигов в этой сфере до сих пор не происходит. Как следствие, в настоящее время ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве продолжает осложняться.
В чем проблема?
Критическая ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлена следующими основными причинами и факторами. Во-первых, это непрозрачная система формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В частности, существующая политика ценообразования, основанная на методе «издержки плюс», позволяет включать в тарифы неэффективные расходы и не стимулирует субъектов хозяйствования, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к снижению затрат. Во-вторых – высокий уровень монополизации в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также несовершенная система управления и эксплуатации объектов жилищного сектора. Следует заметить, что Украина унаследовала советскую модель управления объектами жилого сектора, в основу которой положена деятельность жилищно-эксплуатационных контор. Они занимают практически монопольное положение на рынке и в большинстве случаев не несут ответственности перед потребителями за качество своих услуг. Третьим важным фактором является неудовлетворительное состояние инфраструктуры отрасли, изношенность основных фондов жилищно-коммунальных предприятий. И четвертая причина – высокие удельные показатели использования энергетических ресурсов, необходимых для производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, при этом низкая энергоэффективность в жилищном секторе.
Необходимо подчеркнуть, что большинство населения Украины проживает в многоквартирных домах. При этом 70% таких домов построены в период между 50-ми и 90-ми годами ХХ века и требуют капитального ремонта. Но он, по сути, никогда полноценно не выполнялся из-за ненадлежащего финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет бюджетных средств. А действенных механизмов привлечения внебюджетных средств для финансирования мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, осуществления работ, связанных с энергомодернизацией жилого сектора и обновлением сетей централизованного водо-, теплоснабжения и водоотведения, действующее законодательство не содержит.
Все эти вопросы были поставлены перед экспертами 29 октября с. г. в рамках круглого стола «Кто будет обслуживать твой дом? Сценарии, перспективы и угрозы», где широко обсуждались перспективы создания конкурентного рынка предоставления коммунальных услуг. Представители городской и районной власти, эксперты, практики дискутировали о возможных законодательных изменениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обсуждалась перспектива доминирования на рынке так называемых частных ЖЭКов, а также деятельности ОСМД (объединений совладельцев многоквартирных домов).
Качество услуг – на первом месте
Начальник управления развития и реформирования департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Петр Пантелеев сообщил, что сегодня в Киеве в 740 домах уже созданы ОСМД, в 913 действуют жилищно-строительные кооперативы, 8,5 тыс. домов обслуживают предприятия коммунальной формы собственности. По его словам, в столице действуют 100 коммунальных ЖЭКов и более 200 предприятий, которые предоставляют эксплуатационные услуги.
Выступая на заседании, директор департамента реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Минрегионстроя Наталья Олийнык сообщила, что министерство уже подготовило два законопроекта, которые помогут реформировать систему ЖКХ. Это законопроекты «Об особенностях права собственности на многоквартирные дома» и «Об управлении многоквартирными домами». Относительно последнего в Минрегионстрое состоялась согласительное совещание с участием представителей Минсоцполитики, Госпредпринимательства, Антимонопольного комитета. Этот законопроект, направленный на создание условий для работы ОСМД. На сегодняшний день именно эти объединения составляют главную конкуренцию коммунальным ЖЕКам, и им необходима поддержка. Проектом документа определено, что управление многоквартирным домом заключается в осуществлении действий по реализации прав и выполнению обязанностей его совладельцев, связанных с владением, пользованием и распоряжением общим имуществом дома, и в обеспечении надлежащего содержания дома и придомовой территории, условий проживания и удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд.
Отметим, что в выступлениях участников неоднократно звучала мысль о том, что реформа жилищно-коммунального хозяйства вызвана необходимостью изменить отношение жителей к жилью и общему имуществу многоквартирного дома, обеспечить надлежащее содержание зданий. Но не последнее место в этой цепочке занимает качественное оказание услуг на основании справедливых договоров.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Наталья Олийнык,директор департамента реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Минрегионстроя
– Два законопроекта, которые министерство уже подготовило, помогут реформировать систему ЖКХ. Их принятие позволит демонополизировать рынок спроса и предложения коммунальных услуг. Сейчас мы работаем над тем, чтобы к 2015 г. эта законодательная база начала действовать. Создадим прозрачные правила игры на рынке, что откроет нам путь к санации жилого фонда. Ведь такую санацию сможет осуществить лишь эффективный собственник.
Большую роль в этом играет создание конкурентоспособного института ОСМД как в столице, так и в регионах. Необходимо обеспечить комплексную работу по решению проблемных вопросов ОСМД на центральном уровне и непосредственно на местах. Однако количество обращений, которые поступают к Минрегионстрою, свидетельствует, что на региональном уровне проблемные вопросы ОСМД не решаются должным образом, а работа региональных советов оставляет желать лучшего.
Геннадий Темник, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
– Минрегионстрой ведет работу по внедрению новых инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Инициировано 2 новых масштабных проекта: «Развитие городской инфраструктуры-2» и «Проект повышения энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения Украины». Первый предусматривает финансирование в размере до $300 млн. Он состоит из нескольких субпроектов в сфере водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми бытовыми отходами на 9 коммунальных предприятиях.
Кроме того, с Европейским инвестиционным банком подписана декларация о намерениях по сотрудничеству в сфере финансирования инвестиционных проектов муниципальной нфраструктуры, в которой заявленная сумма инвестиций составляет 800 млн евро.
Юрий Куринный, председатель Голосеевской районной администрации Киева
– Государство не должно нести ответственность за личное имущество – за него должен отвечать конкретный владелец, а если говорить о многоквартирных домах, то общность владельцев, объединенных в ОСМД. Частные ЖЭКи в таких условиях будут реальной альтернативой. Но подобных эксплуатирующих организаций должно быть много и разных. При таких условиях у жителей будет возможность выбора, и они сами будут выбирать тот перечень услуг, который им нужен.
Причины критической ситуации в сфере ЖКХ: