Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
В числе первых вопросов повестки дня очередного заседания Совета судей Украины, которое состоялось 25 октября, было рассмотрено обращение Государственной судебной администрации Украины в связи с затруднительным положением, сложившимся в судах общей юрисдикции из-за недостаточного финансирования в части оплаты труда работников судов. Так, по словам председателя ГСА Руслана Кирилюка, уже несколько лет подряд нарушаются требования ч. 1 ст. 144 Закона «О судоустройстве и статусе судей». Согласно положению данной нормы, размер зарплаты работников аппарата судов, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньше, чем у соответствующих категорий государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти.
Однако, как показывает статистика, среднемесячная зарплата работника аппарата суда в 2013 г. практически составила 1692 грн, т.е. значительно меньше, чем в прошлом году (3383 грн). Таким образом, на сегодняшний день работники аппарата судов единственные из государственных служащих, у которых уровень зарплаты существенно понизился по сравнению с 2012 г. Это позволяет констатировать, что ситуация с соблюдением гарантированных Конституцией Украины и другими законами прав этой категории служащих ухудшается, несмотря на соответствующее поручение Президента Украины.
Но проблема финансирования судов выходит далеко за рамки оплаты труда работников аппарата. Так, Законом «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» местным и апелляционным судам предусмотрен фонд оплаты труда в размере 2 млрд 422 млн грн. Вместе с тем, как было отмечено на заседании, только для выплаты в этом году судейского вознаграждения с учетом 143 судей, назначенных в течение мая-июля 2013 г. на должность впервые и 200 судей, которые во исполнение требований нового УПК с октября исполняют функции следственных судей, на эти цели необходимо 1 млрд 825 млн грн. А поскольку зарплата работникам аппарата выплачивается из единого фонда оплаты труда судов, в который включены также расходы на судейское вознаграждение, на выплату зарплаты работникам остается 596,2 млн грн.
Отметим, что с целью разрешения столь критической ситуации ГСА неоднократно обращалась к Президенту Украины, председателю ВР, Кабинету министров и в Министерство финансов с просьбой приблизить расходы на оплату труда в пределах годовых бюджетных назначений, постоянно акцентируя внимание на необходимости внесения изменений в закон о Госбюджете на 2013 г. в части увеличения расходов общего фонда Госбюджета в сумме 912,7 млн грн для обеспечения оплаты труда работников аппарата судов в 2013 г. Но несмотря на то, что Минфином уже проведено приближение расходов IV квартала текущего года судам общей юрисдикции в сумме 176 млн грн вместе с начислениями, проблема остается неразрешенной. Ведь бюджетные назначения последних 3 месяцев уходящего года не покрывают потребности даже на выплату судейского вознаграждения и выходных пособий судьям, ушедшим в отставку, а работники аппарата судов вообще могут остаться без заработной платы.
Кроме того, как было отмечено на заседании, по имеющейся неофициальной информации существует угроза, что действие ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» в части выплаты представителям Фемиды в 2014 г. должностного оклада в размере 12 минимальных заработных плат будет приостановлено.
Заслушав доклад руководителя ГСА, члены Совета приняли решение обратиться к председателю Верховной Рады Украины Владимиру Рыбаку и премьер-министру Николаю Азарову с предложением относительно увеличения соответствующих расходов.
ПФУ отказывается пересчитывать пенсии судьям
Не менее острым оказался и вопрос финансирования судей, вышедших в отставку. Так, Советом судей Украины рассмотрены многочисленные обращения судей в отставке по поводу перерасчета ежемесячного денежного содержания. Как сообщила во время заседания заместитель председателя ССУ Раиса Ханова, управление ПФУ отказывает в таком перерасчете, игнорируя решение КСУ от 3.06.2013 по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины отдельных положений заключительных и переходных положений Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» и ст. 138 Закона «О судоустройстве и статусе судей» (дело об изменении условий выплаты пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания судей в отставке).
По озвученной информации, ССУ по-прежнему придерживается позиции, что право на выплату ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в размере денежного содержания судьи, работающего на соответствующей должности, является обязательным к исполнению на территории Украины. Поэтому Совет принял решение обратить внимание Пенсионного фонда Украины на обязательность выполнения упомянутого решения КСУ и довести до сведения Кабинета министров Украины информацию о невыполнении Пенсионным фондом решения Конституционного Суда.
Судьи могут получать служебные квартиры в общем порядке
К такому выводу пришли члены Совета, рассматривая обращение председателя Окружного административного суда Киева Павла Вовка. В своем письме руководитель ОАСК со ссылкой на п. 2 ч. 5 ст. 127 Закона «О судоустройстве и статусе судей» просил ССУ дать разъяснения по следующим вопросам:
Может ли судья получить служебную квартиру в общем порядке, предусмотренном гл. 1 р. 3 Жилищного кодекса Украинской ССР?
Распространяется ли Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР №37 от 4.02.1988 на судей?
Отвечая на поставленные вопросы, Совет судей Украины отметил, что ст. 132 Закона «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что судья Конституционного, Верховного, высшего специализированного, апелляционного, местного судов, который нуждается в улучшении жилищных условий, обеспечивается служебным жильем по месту нахождения суда. Наличие же этой нормы, как отметили члены ССУ, не исключает возможность получения судьей квартиры в общем порядке, предусмотренном ст. 31–60 гл. 1 р. 3 Жилищного кодекса Украинской ССР. Также Совет судей Украины обратил внимание, что перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, утвержден постановлением Совета Министров УССР №37 от 4.02.1988 «О служебных жилых помещениях».
Таким образом, ст. 132 Закона предусмотрено, что судья обеспечивается служебным жильем по месту нахождения суда, однако судьи не включены в утвержденный указанным постановлением перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения согласно ст. 119 ЖК УССР. Вместе с тем, на заседании было отмечено, что указанным постановлением утвержден не только перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, но и Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР согласно ст. 212 и ст. 123 ЖК Украинской ССР. По этой причине указанное положение подлежит применению при обеспечении судьи служебным помещением в соответствии со ст. 132 Закона «О судоустройстве и статусе судей».
ПФУ игнорирует решение КСУ от 3.06.2013 по конституционному представлению ВСУ относительно соответствия Конституции положений Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» и ст. 138 Закона «О судоустройстве и статусе судей»
За 2013 г. уровень зарплаты работников аппарата судов уменьшился практически на половину – с 3383 до 1692 грн