Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
За последнее время в Украине в рамках евроинтеграционной политики была создана значительная законодательная база по обеспечению прав и свобод человека. Только за прошлый год был принят ряд законодательных актов, среди которых особого внимания заслуживает Уголовный процессуальный кодекс, направленный не только на внедрение эффективных механизмов борьбы с преступностью, но и на защиту прав участников процесса, в т. ч. подозреваемых, обвиняемых, осужденных.
Как сообщил заместитель Генерального прокурора Виталий Билоус, с принятием нового УПК уже достигнуты определенные сдвиги в решении проблемы переполнения следственных изоляторов. Численность осужденных к лишению свободы уменьшилась на 3,5 тыс. человек. По реагированию прокуроров приведены в соответствие с международными стандартами условия содержания лиц в большинстве комнат для задержанных в органах внутренних дел. Из-за несоответствия таким требованиям остановлена деятельность более 80 изоляторов, приняты меры к привлечению к ответственности почти 13 тыс. должностных лиц органов внутренних дел и пенитенциарной службы. Особое внимание, по словам г-на Билоуса, прокуроры уделяют обращением относительно применения работниками правоохранительных органов запрещенных средств воздействия – избиения, пыток, других видов бесчеловечного обращения или унижения достоинства граждан. В прошлом и текущем годах возбуждено 82 уголовных производства по таким фактам.
Важным является и Закон Украины «Об общественных объединениях», который разрабатывался с учетом положений Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, рекомендаций Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно правового статуса неправительственных организаций в Европе №СМ/Rec (2007)14 и практики Европейского суда по правам человека.
С целью борьбы с жестоким обращением в Украине принят Закон «О внесении изменений в Закон «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека», которым введен национальный превентивный механизм.
Были предприняты важные шаги и в направлении обеспечения права граждан на бесплатную правовую помощь. С 1 января 2013 г. в соответствии с УПК, КоАП, законами «О бесплатной правовой помощи» и »Об адвокатуре и адвокатской деятельности» государство обязывается обеспечивать предоставление бесплатной вторичной правовой помощи. В настоящее время такую помощь на всей территории Украины круглосуточно предоставляют 27 центров, для работы в которых на постоянной и временной основе отобрано 3016 адвокатов. За период с 1 января до конца мая с. г. такими центрами выдано более 30 тыс. поручений и отработано более 16 тыс. процессуальных документов.
Однако по-прежнему актуальным остается вопрос достижения передовых мировых и европейских стандартов реального уровня внедрения в государстве принципа верховенства права.
Рационализаторские предложения
В свете внедрения принципа верховенства права 10 октября с. г. на рассмотрение Верховной Рады был представлен проект постановления №3412 «О Рекомендациях парламентских слушаний на тему: «Состояние соблюдения прав человека в Украине», в основу которого легли результаты парламентских слушаний, прошедших четырьмя месяцами ранее (прим. ред.: парламентские слушания на тему: «Состояние соблюдения прав человека в Украине» состоялись 12 июня 2013 г.). С целью реального обеспечения прав человека авторы проекта рекомендуют:
Верховной Раде: обеспечить принятие ряда законов, в т. ч. о пенсионном обеспечении, о пробации, о национально-культурных автономиях, о национальных меньшинствах; внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства, законы о местном самоуправлении, о коллективных спорах, о религиозных организациях; ежегодно предусматривать в Госбюджете на соответствующий год средства для надлежащего финансирования содержания осужденных лиц;
Кабинету министров: разработать законопроект о проведении выборов с учетом рекомендаций Миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами народных депутатов Украины 28 октября 2012 г.; принять меры для неуклонного и скорейшего исполнения решений Европейского суда по правам человека; принять меры по ликвидации существующей задолженности по выплате заработной платы, пенсий, других социальных выплатах; предусмотреть ассигнования на обеспечение органов и подразделений внутренних дел системами видеофиксации; разработать и принять государственную программу обеспечения социальным жильем детей-сирот; предусмотреть достаточное финансирование для обеспечения медицинскими препаратами детей-инвалидов и тяжелобольных детей; активизировать работу по заключению двухсторонних соглашений по межгосударственному усыновлению;
Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре, Службе безопасности, Государственной пенитенциарной службе: принять меры по недопущению практики жестокого обращения и пыток лиц, которые находятся под контролем работников этих органов; повысить эффективность расследования сообщений о фактах применения сотрудниками правоохранительных органов пыток; повысить эффективность борьбы с преступностью; неуклонно придерживаться положений УПК;
органам государственной исполнительной власти и судам, органам местного самоуправления: отменить свои решения, которыми регламентируется порядок организации и проведения мирных собраний на территории соответствующих административных единиц.
Ожидаемый результат
В результате предлагаемых изменений авторы рекомендаций надеются уменьшить разрыв между законодательным декларированием прав человека и их фактическим обеспечением.
Напомним, что на данный момент упомянутый разрыв обусловлен целым рядом обстоятельств. Например, не секрет, что в этой сфере существует множество проблем, наиболее болезненной из которых является соблюдение социально-экономических прав. В объяснениях к рекомендациям их авторы обвиняют в сложившейся ситуации финансово-экономический кризис, который в совокупности с падением украинской экономики обострил проблему бедности. Именно от этой проблемы, подчеркивают парламентарии, страдает более 70% украинцев. Так, по результатам европейского социального исследования, в 2011 г. украинцы были наименее удовлетворены жизнью и чувствовали себя наименее счастливыми среди граждан 26 европейских стран.
По-прежнему сложным остается вопрос погашения задолженности по выплате заработной платы. С начала 2013 г. общий размер этой задолженности вырос на 149,6 млн грн и превысил 1 млрд грн.
Явно прослеживается тенденция невыполнения решений судов, вступивших в законную силу, в частности, относительно размеров прибавок к пенсиям детям войны, чернобыльских выплат, а также перерасчета пенсий работающим. По состоянию на 1 апреля с. г. вынесено 261 тыс. таких решений, вступивших в законную силу или допущенных к немедленному исполнению, на общую сумму 3,2 млрд грн.
Отмечается в нашей стране и нарушение таких фундаментальных прав человека, как свобода слова и мирных собраний. В 85% случаев суды ограничивают право граждан на мирные собрания, если с исками обращаются органы власти. За 2012 г. было запрещено 380 мирных собраний.
Чрезвычайно острым остается вопрос обеспечения прав человека в местах лишения свободы. Так, по состоянию на 1 января 2013 г. в Украине 114994 лица отбывали наказание в виде лишения свободы в исправительных и воспитательных заведениях и 30854 лица содержались в следственных изоляторах. Типичными нарушениями прав и свобод граждан в таких учреждениях являются переполненность камер, ненадлежащее обеспечение санитарно-гигиенических условий, безопасности задержанных и осужденных, оказание им медицинской помощи и т. д.
Несмотря на наличие проблемы пыток, в Украине до сих пор не обеспечено эффективное расследование жалоб на ненадлежащее обращение с гражданами в правоохранительных органах. Не являются редкостью факты смерти людей в милиции: по данным правозащитников, в прошлом году из-за действия или бездействия ее сотрудников ушли из жизни 22 человека.
Традиционно болезненным остается вопрос обеспечения права граждан на справедливый суд. В частности, первоочередными задачами, на выполнение которых надеются авторы рекомендаций, являются надлежащее обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений.
Удастся ли парламентариям победить обстоятельства, пока остается неясным.
Комментарии
Валерий Пацкан, председатель Комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений
– Наш Комитет наладил сотрудничество с международными представительствами, в т. ч. с региональным представителем Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев Олдрихом Андрисеком, представителем Международной организации по миграции Манфредом Профази, координатором проектов ОБСЕ в Украине Мадиной Джарбусиновой, и достиг конкретных договоренностей по сотрудничеству.
Комитет взял на себя сложную и важную для нашего общества роль – решить проблему запрета на проведение мирных собраний. Хочу заметить, что именно благодаря нашему Комитету проект закона о мирных собраниях (№2450) снят с рассмотрения, с учетом мнения общественности готовится новый проект. Еще один болезненный вопрос, на котором сосредоточился наш Комитет – подготовка ко второму чтению законопроекта о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку.
Ярослав Романюк, председатель Верховного Суда Украины
– Стандарты в сфере защиты прав человека выходят за пределы национального правопорядка и являются фундаментом европейской интеграции. Украина принадлежит к странам молодой демократии, но остается непоколебимой относительно стратегического курса на полноправное членство в Европейском сообществе. Ориентиром на этом пути для нас являются, безусловно, Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод как величайшие достижения цивилизационного развития, обеспечение которых требует совместных усилий государств и народов. При этом и Декларация, и Конвенция среди основных прав, которые должны гарантироваться государствами, определяют право на справедливое судебное разбирательство в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом.
Валерия Лутковская, уполномоченный Верховной Рады по правам человека
– Находясь в следственном изоляторе, человек должен вставать в 6 часов утра, он не всегда успевает принять пищу. Его выводят из камеры и помещают в так называемом сборном отделении, в котором он находится до тех пор, пока его поместят в специализированный автомобиль или вагон для транспортировки в суд. В камере сборного отделения человек может содержаться, в зависимости от региона, от 20 минут до 4 часов. Большинство таких помещений находятся в ненадлежащем санитарном состоянии, в них нет вентиляции, туалета, водоснабжения, солнечного света. Кроме того, в таких помещениях постоянно накурено. Когда прибывает конвой внутренних войск, человека помещают в специальный автомобиль или вагон специального типа и транспортируют в помещение суда. В автомобиле площадь для одного лица составляет от 40 см2 до 1 м2. Освещение, вентиляция, обогрев и кондиционирование воздуха отсутствуют. Время пребывания в автомобиле зависит от расстояния от следственного изолятора до суда и составляет от 20 минут до 8 часов.
В противовес государственным рекомендациям экс-омбудсмен, зампредседателя СЮУ Нина Карпачова предложила: