Алина Прокопенко,
«Судебно-юридическая газета»
4 сентября в Кабинете министров Украины состоялась пресс-конференция начальника центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при Министерства внутренних дел Украины Сергея Будника, в ходе которой он рассказал о новых законодательных инициативах и новациях, касающихся всех автомобилистов.
Ответственность усилят
В нынешнем году в этой сфере наблюдается определенный прогресс: по сравнению с аналогичным периодом минувшего года ДТП стало меньше на 2%, а погибших в них – на 15%, что означает 400 сохраненных человеческих жизней. Так, в течение 7 месяцев 2013 г. зарегистрировано 15,4 тыс. ДТП с потерпевшими, в которых 2219 человек погибли и 19353 были ранены.
С целью улучшения ситуации на дорогах правительством одобрен проект закона о внесении в законодательные акты в сфере безопасности дорожного движения изменений, смысл которых состоит в усилении административной ответственности за отдельные виды правонарушений. Этот документ был подготовлен во исполнение п. 197.1 национального плана действий на 2013 г. по внедрению программы экономических реформ на 2010–2014 гг., утвержденной соответствующим Указом Президента.
Законопроектом, в частности, предлагается усилить ответственность за правонарушения, связанные с некоторыми техническими неисправности транспортных средств, а также повысить размер взыскания за конкретное правонарушение – несоблюдение стандартов тонировки стекол. Действующим на сегодняшний день стандартом предусмотрено, что лобовое стекло должно иметь коэффициент светопропускания не менее 75%, а остальные участки стеклянной части корпуса автомобиля, находящиеся в зоне обозрения водителя – не менее 70%. За нарушение этих норм в данный момент взыскивается штраф в сумме от 340 до 425 грн, а предлагается увеличить его до 510–680 грн.
Должны возрасти и штрафы за нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами – с нынешних 51–85 грн до 85–170 грн. В ходе пресс-конференции С. Будник подчеркнул, что пользование ремнями безопасности рассматривается Государственной автомобильной инспекцией МВД Украины как важный фактор, который значительно повышает безопасность дорожного движения. Дело в том, что ремни безопасности относятся к пассивным средствам защиты и приблизительно в 70% происшествий спасают людей от гибели, а также снижают риск получения тяжелых травм. Именно поэтому МВД подчеркивает социальную значимость этого вопроса, в связи с чем и предлагает повысить штрафы, чтобы стимулировать участников дорожного движения, т. е. водителей и пассажиров, пользоваться ремнями безопасности.
Кроме того, предлагается усилить ответственность за установку и использование внешних световых приборов, которые не предусмотрены конструкцией транспортных средств и не соответствуют действующим стандартам. Денежное взыскание за это, в случае одобрения проекта, будет установлено на уровне 510–595 грн.
Помимо вышеуказанного, планируется введение административной ответственности за установку на проезжей части автомобильных дорог предметов, препятствующих проезду или парковке. С. Будник напомнил, что изменениями в правила дорожного движения, вступившими в силу 15.04.2013, запрещена установка любых ограничителей, за исключением случаев, когда проводятся дорожные работы, оформляются акты о дорожно-транспортных происшествиях или осуществляются мероприятия, предусмотренные законами об охране высших должностных лиц государства. За подобные нарушения предлагается установить административные взыскания в виде штрафа в размере 510–680 грн либо общественных работ на срок от 30 до 40 часов.
Также предусмотрено усилить ответственность за невыполнение предписаний ГАИ, которые издаются в соответствии с законом о нарушении стандартов и правил в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С. Будник объяснил, что эти предписания не касаются какого-то конкретного водителя – они направляются в основном содержателям дорог или должностным лицам предприятий автомобильного транспорта, которые в своей деятельности допускают нарушения тех или иных норм действующего законодательства в транспортной сфере. Законопроектом предусмотрено установить ответственность за неисполнение такого предписания в размере 980 грн.
Срок водительского удостоверения сокращен до 30 лет
Помимо названного выше законопроекта, директор центра безопасности дорожного движения осветил вопросы, связанные с принятием постановления КМУ о внесении изменений в правила парковки транспортных средств, которыми предусмотрен запрет устанавливать места для парковки на тротуарах и проезжей части для всех субъектов хозяйствования, кроме операторов рынка парковки. Имеются в виду таблички возле разных объектов, на которых размещается текст вроде: «парковка запрещена, кроме автомобилей…» определенных организаций, предприятий или учреждений.
С. Будник также проинформировал участников пресс-конференции о том, что правительством внесены изменения в постановление КМУ №340 от 8.05.1993, которым утверждено положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами. Новациями предусмотрено упрощение процедуры замены водительского удостоверения. В частности, из перечня документов, необходимых для его обмена, исключаются любые справки и сведения, которые уже содержатся в архивах ГАИ МВД либо других государственных органов. Разработка этого постановления также предусмотрена Национальным планом действий, ибо оно, кроме прочего, предусматривает выдачу гражданам Украины временных талонов на право управления транспортными средствами вместо справок, предусмотренных ранее.
Этим же постановлением урегулирован вопрос создания на базе регистрационно-экзаменационных подразделений МВД центров предоставления услуг, связанных с использованием транспортных средств. Этот шаг был также предусмотрен одним из пунктов Национального плана. Кроме того, срок действия водительских удостоверений сокращен с 50 до 30 лет.
Еще один затронутый С. Будником вопрос касался за уплаты штрафов иностранцами. Механизм контроля за этим процессом создается силами двух ведомств – Министерства внутренних дел и Государственной пограничной службы. Как известно, недавно для граждан Украины был внедрен новый порядок контроля за уплатой штрафов, который предусматривает использование возможностей национальной автоматизированной системы департамента ГАИ МВД. Совместно с Национальным банком Украины и коммерческими банками был наработан механизм действий, в соответствии с которым водителям, на которых было наложено административное взыскание в виде штрафа, теперь необязательно являться в соответствующее подразделение ГАИ, чтобы сообщить о его уплате, поскольку по компьютерной системе и так видно, заплатил человек или нет.
Насчет иностранцев, конечно, сложнее, однако МВД предложен механизм, при котором милиция информирует пограничников о оставленных протоколах и вынесенных постановлениях, а также о неуплате штрафов в установленный законом срок 15 суток. Это послужит законным основанием для запрета въезда в Украину тем иностранцам, которые, имея непогашенные долги перед государством, изъявят желание посетить нашу страну еще раз.
Новые штрафы
По данным Государственной судебной администрации, в 2008–2012 гг. в суды Украины
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Поступило административных дел, связанных с нарушением водителями транспортных средств правил дорожного движения |
56889878 |
608002 |
646166 |
433805 |
365285 |
из них дел, по результатам рассмотрения которых на нарушителей наложены разные виды взысканий |
5279575 |
523533 |
532839 |
368059 |
318410 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
1905588 |
245 |
12 |
152 |
305 |
|
3190266 |
310151 |
309078 |
216588 |
197763 |
|
343 |
11256 |
11267 |
6400 |
4342 |