Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
16 сентября состоялся круглый стол на тему: «Почему лекарства в Украине такие дорогие?» На этот вопрос искали ответ представители Министерства здравоохранения, Государственной службы по лекарственным средствам, Государственного экспертного центра МОЗ, Министерства доходов и сборов, Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей, профильного комитета Верховной Рады, фармацевтических ассоциаций и объединений Украины, производителей и импортеров фармпродукции. Обсуждалась также эффективность действующей системы декларирования цен, определения таможенной стоимости препаратов, предельно допустимых наценок при реализации лекарств в розницу, была затронута и тема монополизации розничного рынка.
Сокращение льгот
Безусловно, более всего присутствующих волновал вопрос о стоимости лекарственных препаратов. В который раз было отмечено, что цены на лекарства в Украине гораздо выше, нежели на территории наших соседей – в Российской Федерации и Республике Беларусь. И это невзирая на то, что в национальном законодательстве достаточно механизмов, предоставляющих производителям и поставщикам фармпрепаратов возможность льготного налогообложения.
Присутствующие отметили, что такое количество льгот уже требует оптимизации и сокращения. Так, на рассмотрение парламента вынесен законопроект №2475а, в котором указывается, что льготы стали объектом для спекуляций со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Отдельные из них импортируют данную категорию товаров по искусственно завышенной стоимости для вывода иностранной валюты за рубеж, в оффшорные зоны. Кроме того, некоторые препараты, зарегистрированные как лекарственные средства, фактически таковыми не являются. К ним, в частности относятся:
Фактически спекулянты, используя систему льгот, под видом товаров медицинского назначения импортируют обычные бытовые товары. При этом положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, к которой Украина присоединилась в соответствии с Законом №3018-VI, содержат значительно более узкий перечень рекомендованных для освобождения от налогообложения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В 2012 г. было предоставлено освобождений от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Украины лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 7,1 млрд грн. Кроме того, освобождение от уплаты НДС является нарушением общих принципов администрирования этого налога. Исправить ситуацию авторы законопроекта предлагают путем создания равных условий хозяйствования для отечественных предприятий и приведения норм украинского законодательства в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами.
Корзина потребителя
В рамках формирования ценовой политики на лекарственные препараты в Минздраве не поленились подсчитать, во сколько обойдется украинскому потребителю необходимый минимум пилюль. Список обязательного минимального ассортимента социально ориентированных лекарственных средств содержится в приказе Минздрава №1000 и насчитывает 120 наименований.
Однако законодатель остался неудовлетворен подсчетами Минздрава и принял решение о внедрении механизма постоянного мониторинга цен на лекарственную продукцию. Данный механизм разработан в законопроекте №2432, авторы которого обращают внимание на отчет о результатах аудита использования средств Госбюджета, выделенных Минздраву на выполнение мероприятий по профилактике и лечению заболеваний туберкулезом. В отчете отмечается, что при отсутствии в Минздраве надлежащего мониторинга цен на препараты иностранного производства созданы условия для закупки у коммерческой структуры лекарственных средств по ценам, в 1,2–2,6 раза превышающим цену того же препарата, приобретенного на средства гранта Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине, и поставленного в лечебные заведения в 2012 г. Полномочия по проверке подсчетов Минздрава парламентарии предлагают передать центральным органам исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере контроля за ценами, и их территориальным органам в порядке, определенном для проведения мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке для социально значимых товаров и услуг.
Лечение или маркетинг?
В ходе заседания советник министра здравоохранения Виктор Чумак объяснил собравшимся основы фармэкономики, а также рассказал о пилотном проекте по внедрению госрегулирования цен на препараты для лечения лиц с гипертонической болезнью (постановление Кабмина №554). Согласно этому проекту, лекарства, излечивающие указанную болезнь, разделены на 3 группы в пределах каждого международного непатентованного названия лексредства с учетом соответствующей дозировки. Примечательно, что предусматривается возмещение до 90% их стоимости покупателям. Г-н Чумак высоко оценил идею законодателя, однако отметил, что проект был провален местными органами самоуправления. Также он рассказал о том, что цены на препараты украинского производства остаются слишком низкими, что делает отечественную фарминдустрию неконкурентоспособной. По словам В. Чумака, множество аптек не могут реализовать весь ассортимент лекарственных препаратов и превращаются в своего рода маркетинговые центры, которые фактически не продают, а только рекламируют товары.
Данная сентенция дала толчок обсуждению наболевшего вопроса о запрете рекламы лекарственных препаратов. Напомним, на рассмотрение ВР был подан законопроект №1123, который предусматривает запрет любого распространения рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, кроме как в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также для распространения на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. Впрочем, профильный комитет парламента рекомендовал данный проект отклонить.