Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Институт амнистии, т. е. полного или частичного освобождения осужденного от отбывания наказания, является неотъемлемой составляющей уголовно-правовой политики Украины и предусмотрен Конституцией. Амнистия как акт проявления человечности и гуманизма государства одновременно позволяет разгрузить места лишения свободы, снизив бюджетные расходы на содержание лиц в учреждениях исполнения наказаний.
Согласно ст. 7 Закона «О применении амнистии в Украине» от 01.10.1996, законы об амнистии Верховная Рада может принимать не чаще одного раза в течение календарного года. Но поскольку в законе ничего не сказано об обязательности принятия подобных законов, они выходят далеко не каждый год. За последние 5 лет в Украине амнистировали дважды – в декабре 2008 г. и июле 2011 г. В 2012 г. как оппозиция, так и правительство подавали в парламент соответствующие законопроекты, но все они были сняты с рассмотрения в декабре. В январе текущего года субъекты законодательной инициативы повторили свое намерение добиться принятия Закона «Об амнистии». Так, в Верховной Раде были зарегистрированы два законопроекта – №1206 и №1206-1. Инициатор первого – народный депутат Андрей Кожемякин, авторами второго стала депутатская группа в составе Арсения Яценюка, Виталия Кличка и Олега Тягнибока. Однако первый законопроект был отклонен, а второй ожидает рассмотрения парламента.
Законопроект №1206: нарушение принципа равенства полов
Первый из названных законопроектов состоит из 16 статей. Он определяет правовые основы освобождения по амнистии лиц, отбывающих уголовное наказание, а также механизм взаимодействия уголовно-исполнительной службы с органами государственной власти и местного самоуправления. Предполагалось, что вследствие применения амнистии в связи с положениями этого законопроекта из мест лишения и ограничения свободы будут освобождены более 1,5 тыс. осужденных.
Главное научно-экспертное управление парламента в своей оценке данного законопроекта сделало акцент на том, что в нем предлагается освободить от отбывания наказания всех женщин, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, тогда как осужденные мужчины при аналогичных условиях должны будут остаться в местах лишения свободы. Такое положение законопроекта, по мнению экспертов, не согласуется с конституционным принципом равенства всех граждан перед законом и запретом предоставления привилегий по признаку пола.
Кроме того, эксперты подвергли критике и потребовали исключить ст. 6 законопроекта, согласно которой предлагается освободить из мест лишения и ограничения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день вступления в силу будущего Закона составит менее года. Аргументировали они свою позицию тем, что амнистия должна предоставляться с учетом определенных обстоятельств, которые дают основания для более гуманного отношения к осужденному в зависимости от тяжести совершенных преступлений. Однако тот факт, что лицу осталось отбыть меньше года лишения свободы, не может считаться достаточной причиной для того, чтобы освобождать соответствующих лиц от наказания.
Законопроект № 1206-1: без учета времени
Второй законопроект, кроме прочего, предусматривал сокращение перечня преступлений, совершение которых делает невозможным применение амнистии – в его заключительных положениях предлагалось внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс и Закон «О применении амнистии в Украине». Изучив данный проект, Главное научно-экспертное управление ВР 25 января с. г. опубликовало свой вывод, из которого следует, что авторы не учли, что законы об амнистии являются временными и направлены на достижение конкретной цели – полностью или частично освободить от наказания определенные категории лиц, осужденных в соответствующем календарном периоде.
На необходимость учета временного периода указывают, в частности, ч. 3 ст. 92 Конституции и базовый в этой сфере Закон «О применении амнистии в Украине». Учитывая изложенное, эксперты посчитали юридически некорректным в законопроекте, который имеет название «Об амнистии в 2013 году», предусматривать существенные изменения в ряд действующих законодательных актов постоянного действия.
Неприемлемыми посчитали эксперты ГНЭУ и положения ст. 14 законопроекта, которая предполагала освобождение от дополнительных видов наказаний тех лиц, на которых распространяется действие данного закона. При этом, согласно с данным законопроектом, амнистия не освобождает виновное лицо от обязанности по приговору или решению суда возместить причиненный преступлением вред. Хотя как раз в этой части члены экспертной группы не согласились с авторами законопроекта и посчитали, что единственно возможным дополнительным наказанием, от которого можно освобождать в данном случае, является штраф при условии, что это наказание не выполнено или не полностью выполнено на момент амнистии.
Общая позиция законопроектов об амнистии
Предлагается объявить амнистию и распространить ее действие, в первую очередь, на тех осужденных, которые совершили преступления небольшой тяжести; на наиболее незащищенных и уязвимых в социальном плане, т. е. несовершеннолетних, а также на женщин и мужчин, которые имеют детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов, на инвалидов I, II и III групп, больных туберкулезом, онкологическими заболеваниям и т. д.
Инфосправка
Амнистия широко применяется во всем мире. Она предусмотрена законодательством всех стран СНГ, Австрии, Болгарии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Италии, Латвии, Ливана, Литвы, Португалии, Румынии, Турции, Филиппин, Франции и ее бывших колоний и т. д. В то же время, сфера ее применения в этих государствах неодинакова. В одних государствах амнистии объявляются часто и касаются значительного количества преступников, в других, напротив, применяются только в исключительных случаях (например, в странах Латинской Америки амнистия касается, как правило, только «политических» преступлений). Отсутствует институт амнистии в странах англо-саксонской правовой семьи, а также в некоторых странах романо-германской правовой семьи, например, в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии. В Польше применение налоговой и, следовательно, всех прочих видов амнистии признано неконституционным.
Согласно ст. 4 Закона «О применении амнистии в Украине», амнистия не может быть применена к следующим лицам: