Что делать государству и участникам процесса, если судья неспособен выполнять профессиональные обязанности из-за хронического психического расстройства?
Временные психические расстройства, стрессы и зависимость – нередкое явление в работе чиновников. Сказываются высокая нагрузка и тяжесть ответственности, которая на них возлагается. И судьи, скажем прямо, не являются исключением. Случается, что жизненные ситуации, личные неудачи ломают их карьерную судьбу. Как правило, если носитель мантии вовремя не возьмет себя в руки, его огрехи рано или поздно замечают соответствующие органы, которые следят за организацией осуществления правосудия. Они могут дать такому представителю Фемиды время на реабилитацию, но все равно возьмут его на заметку. Однако бывает и хуже – когда состояние судьи носит характер хронического психического заболевания.
На текущий день кандидаты на должность судьи впервые и те, кто идет на бессрочное избрание, подают в Высшую квалификационную комиссию судей заключение медицинского учреждения о состоянии здоровья, в. т. ч. психического. Кроме того, Высший совет юстиции может при наличии медицинского заключения или по решению суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным внести представление о его увольнении. Но такой процесс с переменным успехом может тянуться годами. В то же время, если в жизни судьи есть проблемы, они сказываются и на гражданах, которые обратились в суд и никоим образом не виноваты в том, что представитель Фемиды не в силах полноценно работать и рассмотреть их дело.
Кто может заставить судью пройти обследование или даже уволить, если ситуация несовместима с дальнейшим выполнением профессиональных обязанностей, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Не будем скрывать, написать данную статью автора подтолкнула ситуация с судьей одного из столичных судов. Все бы ничего – судья работает, как может, но граждане, которые годами не получают тексты решений, наверное, не совсем понимают, почему они должны страдать из-за чужой проблемы. Но не будем сосредотачиваться на конкретном случае, а попробуем разобраться, каково положение вещей с урегулированием вопроса о контроле за психическим здоровьем представителей Фемиды в Украине.
Согласно ст. 103 Закона «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон), судья увольняется с должности в случае невозможности осуществлять полномочия по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения, предоставленного медицинской комиссией, образованной Министерством здравоохранения, или по вступившему в законную силу решению суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным. Признав, что состояние здоровья не позволяет судье в течение длительного времени или постоянно осуществлять свои полномочия, Высший совет юстиции (ВСЮ) вносит представление об увольнении такого судьи в орган, который его избрал или назначил.
Таким образом, орган, который инициирует вопрос об увольнении судьи – Высший совет юстиции, а повод для инициирования такого вопроса – наличие у лица, занимающего должность судьи, заболевания (в т. ч. психического расстройства), подтвержденного или медицинским заключением, или решением суда.
Как отмечает секретарь Высшей квалификационной комиссиисудей Анатолий Марцинкевич, за время своей работы в ВККС он не сталкивался со случаями, когда налицо наличие у судьи заболевания, которое может препятствовать выполнению его профессиональных обязанностей. Впрочем, если при решении вопроса о рекомендации кандидата для избрания на должность судьи бессрочно Комиссия обнаружит, что в предоставленном им медицинском заключении указано на наличие у кандидата заболевания, препятствующего выполнению обязанностей судьи, такой кандидат не получит рекомендации для избрания на должность в связи с его несоответствием требованиям ст. 64 Закона.
В случае же, если при осуществлении дисциплинарного производства в отношении судьи (как, в принципе, и при рассмотрении любого другого вопроса) у Комиссии будет достаточно причин полагать, что состояние здоровья судьи не позволяет ему в течение длительного времени осуществлять свои полномочия, она может лишь обратиться в ВСЮ с такой информацией для организации ее проверки компетентным органом, поскольку, как уже было отмечено, в ст. 103 Закона указано, что только ВСЮ полномочен давать окончательное заключение о том, что состояние здоровья не позволяет судье осуществлять свои полномочия.
В то же время, стоит напомнить, что согласно ч. 2 ст. 84 Закона, с жалобой на поведение судьи может обратиться каждый. Т. е. теоретически инициировать проверку относительно того, связаны ли нарушения, допущенные судьей в работе, с его психическим здоровьем, может любой человек.
Контроль за здоровьем – дело рук самого судьи?
В нашем государстве не установлены легитимные параметры, отсутствует перечень болезней, которые могут препятствовать выполнению судейских функций, нет механизма установления наличия или отсутствия у судьи заболеваний, несовместимых с замещением судейской должности. В трудовом законодательстве Украины действует общее правило, согласно которому за работником в случае его временной нетрудоспособности должность сохраняется в течение не более 4 месяцев подряд (п. 5 ч. 1 ст. 40 Кодекса законов о труде), но если болезнь затягивается на больший период, трудовой договор может быть расторгнут. Но принципы осуществления судопроизводства не позволяют применять эту норму к судьям.
Итак, очевидно, что интересы судопроизводства требуют конкретизации критериев психического и физического нездоровья судьи, а также длительности срока отсутствия его на работе в связи с временной нетрудоспособностью, истечение которого могло бы являться основанием для вывода о невозможности носителя судебной мантии выполнять свои профессиональные функции по состоянию здоровья. Целесообразно также законодательно закрепить требование о периодическом медицинском осмотре судей с целью выявления заболеваний, препятствующих осуществлению профессиональной деятельности.
«Проходная» профилактика?
В правоохранительных органах прохождение профилактических медицинских осмотров является обязательным. Так, согласно п. 2.9. Инструкции о порядке проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров в системе МВД Украины №1296 от 04.11.2003, руководитель (командир) вправе привлечь подчиненного, который уклоняется от такого осмотра, к дисциплинарной ответственности и обязан отстранить его от выполнения служебных обязанностей (работы) без сохранения денежного содержания (заработной платы). А согласно п. 2.5 Инструкции о порядке проведения обязательных психиатрических осмотров в Службе безопасности Украины, утвержденной указом Центрального управления СБУ №310 от 17.07.2012, психиатрические осмотры могут проводиться также в неотложных случаях, когда полученные сведения дают достаточные основания для предположения о наличии у лица тяжелого психического расстройства.
Аналогично такие осмотры проходят и другие работники, ответственные за жизни людей. Всего, согласно перечню профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, выделяется 28 производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медосмотрам. Чем же судьи хуже?
Работа судей и работников аппарата суда является специфической и зачастую носит отрицательную эмоциональную окраску в связи с решением конфликтных ситуаций. Кроме того, в настоящее время значительно возросла нагрузка на судей, что связано с большим количеством исков о соцвыплатах при том, что часть должностей судей остаются вакантными.
Статистический мониторинг показывает, что большое количество судей и работников суда в течение года неоднократно проходят лечение, а отдельные и вообще по состоянию здоровья оставляют работу в суде. При таких условиях вопрос медико-профилактических осмотров и медицинского обслуживания судей и работников аппарата судов особенно актуален и требует соответствующего внимания как со стороны территориальных управлений Государственной судебной администрации Украины, так и со стороны руководства судов.
Обзор нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что государство проявляет особое внимание к состоянию здоровья претендентов на должности судей. Но этот вопрос должен быть под постоянным контролем и после назначения на соответствующие должности. Однако пока выходит, что контролировать себя судья должен сам. А всегда ли это возможно?
Безусловно, для положительного решения этого вопроса нужно менять психологию отношения к собственному здоровью, провести реформирование профилактической медицины и т. д. В некоторых случаях судебные органы пытаются справиться с задачей своими силами. Например, по инициативе территориального управления ГСА в Винницкой области после проведения соответствующих консультаций с управлением здоровья и курортов облгосадминистрации был издан совместный приказ № 27/536 от 20.06.2011 «О прохождении судьями, работниками аппарата местных судов и Территориального управления государственной судебной администрации в Винницкой области ежегодного профилактического медицинского осмотра». Указом определено, что эти категории работников ежегодно в мае-июне безвозмездно проходят в определенных учреждениях здравоохранения профилактический медосмотр. В этих учреждениях по представлению председателей судов (руководителей аппаратов) формируются медицинские карты для постоянного контроля за состоянием здоровья судей, работников аппарата судов и теруправления.
Что гарантирует спецпроверка?
С 1 января 2012 г. вступила силу ст. 11 Закона Украины №3206-VI от 07.04.2011 «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», регулирующая проведение специальной проверки относительно лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления. Она касается и кандидатов в судьи. Объектами проверки являются, среди прочего, и сведения о состоянии здоровья.
Следует отметить, что указом Министерства здравоохранения №578 от 30.07.2012 утвержден порядок проведения медицинского осмотра лица, претендующего на должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления. В п. 5 этого документа установлено, что такие лица проходят обязательные медицинские осмотры, по результатам которых выдается медицинская справка о состоянии здоровья, заполненная по форме первичной учетной документации №133/о, утвержденной этим указом. Согласно п. 7 вышеуказанного порядка, установлено, что медосмотр проводится при наличии, в частности, медицинской справки о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров, формы №122-2/о, заполненной согласно приложению 3 к инструкции о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, утвержденной указом МЗ №12 от 17.01.2002, а также сертификата о прохождении профилактического наркологического осмотра.
Раньше согласно п. 20 порядка проведения медицинских осмотров лиц, претендующих на должности, связанные с выполнением функций государства или местного самоуправления, утвержденного указом МЗ Украины №147 от 02.03.2012, врач-психиатр проводил медицинский осмотр в соответствии с инструкцией о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров и указом МЗ Украины и Службы безопасности Украины №174/136 от 13.05.2002 «Об утверждении Перечня психических заболеваний (расстройств), которые могут нанести ущерб охране государственной тайны и при наличии которых допуск к государственной тайне гражданину не предоставляется» (см. врез). Впрочем, ныне приказ №147 утратил силу, а в принятым на замену приказе МЗ №578 речь о перечне заболеваний прямо не идет, т. е. в этом аспекте наблюдается некий вакуум.
Как пояснили в ВККС, Минздрав уже окончательно сформировал перечень таких заболеваний, подготовлен соответствующий приказ министерства, но по состоянию на сегодня он не прошел регистрацию в Минюсте.
Несмотря на относительно свежее нормативное урегулирование проведения проверки сведений о здоровье, риски того, что в судебную систему попадет не совсем здоровый человек, остаются высокими. Наверняка многие помнят, сколько головной боли вызывало у кандидатов в судьи получение медсправки. Особенно, когда изменился перечень необходимых документов – например, требовалась другая их форма. Что ж, спрос нашел отклик – в Украине появилось немало сайтов (например, http://medichn-dovdki.prom.ua/p5028396-medichna-dovdka-pro.html, http://tov-medichnidovidki.zakupka.com/p/184470-medichna-dovidka-133-o/), где предлагается купить вышеуказанную справку о здоровье по форме 133/о, причем за смешные деньги.
Будущее – за усиленным контролем?
Учитывая вышесказанное, очевидно, что возникла неотложная потребность определить обязательность прохождения не только первичного, но и периодического профилактического осмотра судей. Кроме того, уже звучали предложения о том, чтобы дополнить перечень психиатрических противопоказаний для отдельных видов деятельности (работ, профессий, службы), которые могут представлять непосредственную опасность для лица, осуществляющего эту деятельность, или окружающих, утвержденный постановлением КМУ №1465 от 27.09.2000, пунктом о том, что профессиональные судьи один раз в год проходят проверку на предмет наличия всех форм психических расстройств (в т. ч. в стадии ремиссии).
К слову, Высший совет юстиции как орган, ответственный за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, неоднократно обращался в Министерство здравоохранения с просьбой определить перечень заболеваний, которые делают невозможным назначение или пребывание лица на должности судьи. В частности, весной 2010 г. в ВСЮ упомянутым Министерством был направлен проект постановления Кабинета министров «Некоторые вопросы организации определения состояния здоровья кандидатов на должности профессиональных судей». Но законодательный пробел до сих пор почему-то не устранен.
Как вариант частичного решения подобных проблем, в некоторых странах (Нидерланды, Чешская Республика) как этап отбора кандидатов практикуется психологическое тестирование. Вопрос о нем поднимался при утверждении нового порядка отбора судей в Украине, но в итоге от него отказались. Кроме того, в свое время шла речь о создании специальной медико-психологической службы, которая оценивала бы состояние здоровья кандидатов на должности судей.
Как видно, процесс контроля за здоровьем представителей Фемиды достаточно трудоемкий, и вопрос о том, кто должен нести ответственность за действия или бездействие судьи, у которого наблюдается психическое заболевание, и который сам уже не может осознавать вред, наносимый такой ситуацией участникам процесса, остается открытым.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Владимир Колесниченко, судья ВССУ, председатель Высшего совета юстиции в 2010–2013 гг.
– Законодательно предусмотрено, что судья может быть уволен по состоянию здоровья в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности. Если речь идет о психическом заболевании, технически такая процедура возможна, но она достаточно сложная, необходимо соответствующее медицинское заключение. Инициатива проведения такого обследования может принадлежать Совету судей Украины и Высшему совету юстиции. Когда в ВСЮ поступает подобное обращение, оформляется соответствующее поручение и проводится судебно-медицинская экспертиза. Если судья отказывается пройти судмедэкспертизу, проверка делается на основании имеющихся материалов. Отказ судьи от прохождения такой экспертизы уже свидетельствует о том, что что-то не так. В моей практике было несколько случаев, когда судьи не желали проходить экспертизу, и мы все равно инициировали вопрос об их увольнении перед парламентом и Президентом. Были также случаи, когда поведение судьи явно свидетельствовало об определенных отклонениях, но он настаивал, что может осуществлять правосудие, несмотря на то, что страдали и он сам, и стороны процесса. В таких случаях необходимо увольнять судью именно по состоянию здоровья, а не за нарушение присяги. Но каждый случай необходимо рассматривать отдельно, с учетом различных факторов, в т. ч. таких, как сезонное обострение или какой-то разовый нервный срыв, ведь судьи – такие же люди, как и все.
Михаил Цуркан, заместитель председателя Высшего административного суда Украины
– Действующее законодательство не предусматривает увольнения судьи по состоянию здоровья, в связи с каким-то конкретным диагнозом – речь идет исключительно о невозможности исполнять свои обязанности. К сожалению, нет определенной отработанной процедуры, которая внесла бы ясность в этот вопрос. Отмечу, что это очень сложный вопрос. Кто имеет право инициировать подобные проверки и в связи с чем? Кто должен направлять судью на обследование и т. д.? Безусловно, эта проблема должна стать предметом обсуждения, согласования и законодательного закрепления.
Татьяна Козырь,секретарь Совета Судей Украины
– Нужно понимать, что медицинские аспекты, состояние здоровья и нарушение присяги – это совершенно разные основания для увольнения судьи. Во время назначения на эту должность человек собирает достаточно объемный пакет документов, а также проходит сложную процедуру, включающую тесты и собеседования, за которые даются баллы. Если налицо неадекватное восприятие реальности кандидатом, я думаю, члены Комиссии не могут этого не заметить и не отреагировать соответствующим образом. Нужны ли дополнительные основания? Здесь стоит обратиться к законодательству, регулирующему сферу медицинского обслуживания. Однако пока данное законодательство не корреспондируется с законодательством, регулирующим сферу судопроизводства. Если встает вопрос об увольнении судьи, это становится возможным только на общих основаниях, согласно установленной процедуре увольнения. Кроме этого, человек, в случае осознания им своего состояния, которое не позволяет справляться с возложенными на него обязанностями, может освободить занимаемую должность добровольно. А вот принудительно именно по состоянию здоровья уволить человека нельзя. Данная сентенция четко определяется законодательством. Если говорить о возможности увольнения, мы должны ссылаться на единственный критерий – может ли человек надлежащим образом исполнять свои обязанности. Оценку этому критерию дают уполномоченные органы.
Сергей Сафулько,член Высшего совета юстиции
– Высший совет юстиции может инициировать увольнение согласно Закону «О судоустройстве и статусе судей», а также Закону «О Высшем совете юстиции». Согласно положениям этих нормативно-правовых актов, судья может быть уволен по состоянию здоровья, если оно препятствует осуществлению его основных полномочий. Если я не ошибаюсь, за последние годы Высший совет юстиции уволил 2 судей именно на этом основании. Там речь шла о соматических заболеваниях: один судья получил тяжелые травмы после ДТП, заболевание другого также не было связано с психическими отклонениями.
Данное основание предусматривает обязательное наличие заключения медицинской комиссии, подтверждающего, что нарушения здоровья препятствуют лицу в осуществлении им своих обязанностей и полномочий. Инициировать проведение обследования и принять решение по его результату может ВСЮ. Если лицо не соглашается на обследование и, соответственно, не имеет медицинского заключения, такое основание для увольнения, как по состоянию здоровья, исключается. Если же мы воспринимаем согласие лица на такое обследование как презумпцию, в выводе медкомиссии, помимо диагноза, должно быть четко указано, что данный диагноз является препятствием для осуществления судьей своих полномочий.
Виктор Микулин, член Высшей квалификационной комиссии судей Украины
– Процедура, когда судью можно уволить именно из-за психического заболевания, нашим законодательством не предусмотрена, и это плохо. В англосаксонской системе права, в частности, в США у судей любого уровня, если из-за состояния психического здоровья они не могут осуществлять судопроизводство, создается специальная медицинская комиссия, которая принимает решение. На основании этого решения судья может быть отстранен от осуществления судопроизводства, но не лишен статуса судьи, т. е. он будет получать пожизненное содержание. А в украинском законодательстве предусмотрено, что судья может уходить в отставку по состоянию здоровья по собственному желанию, т. е. подав соответствующее заявление. На сегодняшний день, если судья, имеющий психическое отклонение, не хочет уходить с должности, четкого механизма его увольнения нет. Другой вопрос в отношении кандидатов в судьи – в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей», при отборе на должность судьи кандидаты должны предоставить ВККС медицинскую справку, форма которой согласована с Минздравом.
Артур Емельянов,председатель Совета судей хозяйственных судов, судья ВХСУ
– Если мы говорим о кандидатах на должность судьи, то в любом случае речь идет о медицинской справке определенной формы, включающей в т. ч. и заключение психиатра, которая подтверждает, что человек действительно может осуществлять тот или иной вид деятельности. Если речь идет о том, что человек заболевает, уже находясь на должности судьи, и, к сожалению, перестает соответствовать занимаемой должности в силу своего психического состояния, это действительно может стать основанием для его отстранения.
Единственный момент, на который я хотел бы обратить внимание, заключается в том, что данный аспект не следует закреплять на законодательном уровне, путем внесения отдельных законопроектов или уточнений в соответствующие законодательные нормы. Думаю, это должно решаться в индивидуальном порядке. Для этого есть определенные механизмы – те же жалобы, которые подаются в Высший совет юстиции. ВСЮ вполне может рассмотреть этот вопрос и принять соответствующее решение.