Ждать ли Высшему совету юстиции сюрпризов в своем составе? Ответ на данный вопрос, очевидно, будет дан во время следующей пленарной недели, которая пройдет с 4 по 7 июня. Пока же доподлинно известно, что конкуренция среди кандидатов в ВСЮ усилилась. Парламентский Комитет по вопросам верховенства права и правосудия на своем заседании 22 мая решил дополнить список ранее рекомендованных к назначению членами ВСЮ по квоте Верховной Рады, состоящий из министра юстиции Александра Лавриновича, судьи Высшего спецсуда по вопросам рассмотрения гражданских и уголовных дел Владимира Колесниченко и председателя Винницкого апелляционного админсуда Виталия Кузьмишина, именами еще двух претендентов – предоставил рекомендации о назначении членами ВСЮ первому заместителю председателя Комитета Олегу Махницкому («за» проголосовали, по сути, единогласно, т. к. воздержался лишь сам г-н Махницкий) и юристу Сергею Власенко (воздержались 2 из 11 присутствующих). Оба кандидата – представители оппозиционных сил, которых ранее внесли их фракции в соответствии со ст. 8 Закона «О Высшем совете юстиции». Отметим, что процесс рекомендации прошел без каких-либо прений.
На всех мест не хватит
Выходит, кандидатов 5, а вакантных мест в Совете всего 3? Как отмечают сами парламентарии, этих претендентов может оказаться и больше.
Согласно ч. 2 ст. 208 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» кандидатуры на должности членов ВСЮ предлагает парламенту спикер Верховной Рады (с соблюдением требований Закона «О Высшем совете юстиции»). А согласно ст. 8 Закона «О Высшем совете юстиции», предложения по кандидатурам на должности членов Высшего совета юстиции вносятся депутатскими группами и фракциями.
Спикер согласно представлению от 14 мая внес 3 кандидатуры, среди которых – А. Лавринович. Но в случае с ним у членов Комитета возник резонный вопрос: может ли он быть назначен и обрести полномочия члена ВСЮ, если уже входит в состав Совета по должности? В ответ на это глава Комитета Сергей Кивалов отметил, что «в случае назначения его полномочия начинаются с момента принятия присяги члена ВСЮ, а это может быть по прошествии некоторого времени. Если он не напишет заявление о сложении полномочий министра юстиции, значит, не будет допущен к принятию присяги». Таким образом, в случае назначения А. Лавриновича состав ВСЮ обновится на 4 человека, ведь место ex officio займет новый министр.
Двое судей, один – …?
Стоит подчеркнуть еще один момент. Ст. 8 Закона «О Высшем совете юстиции» с легкой руки авторов судебной реформы регламентирует, что 2 из 3 членов ВСЮ, которые назначаются Верховной Радой, должны быть судьями. А из всех 5 предложенных судьями являются только 2: г-н Колесниченко и г-н Кузьмишин. К тому же, в отношении последнего у члена Комитета Павла Петренко возник вопрос: какая депутатская фракция вносила его кандидатуру?
По словам О. Махницкого, вопрос о назначении новых членов ВСЮ мог быть рассмотрен еще 16 мая. Но его отложили в связи с тем, что согласно ч. 3 ст. 208 Закона о регламенте решения Комитета и сведения о кандидатах в состав ВСЮ подаются народным депутатам не позднее, чем за 3 дня до рассмотрения ВР соответствующего вопроса.
Напомним, что голосование относительно назначения на должности членов ВСЮ осуществляется Радой тайно путем подачи бюллетеней (хотя Комитет сначала и планировал предложить провести его открыто). Какие же имена в итоге будут в этих бюллетенях – вопрос. Ведь как бы то ни было, рекомендация Комитета остается всего лишь пожеланием, а вовсе не императивом, обязательным к выполнению всеми депутатами.
КОММЕНТАРИИ
Вадим Колесниченко, член Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия
– Я не исключаю, что голосование пройдет на следующей пленарной неделе, потому что по количеству кандидатур фракции выработали свой потенциал, и нужно исходить из предложенного. Я проголосовал за кандидатуры С. Власенко и О. Махницкого. Но решение Комитета вообще не является обязательным для парламента. Голосование в Комитете, откровенно говоря, это формальная процедура. Как бы Рада уполномочила нас, чтобы мы проверили документы на соответствие. То, что эти кандидатуры внесут – факт, а то, что за них проголосуют – не факт. Хотя бы потому, что кандидатур больше, чем мест. Мы можем внести и 10 человек. Кандидаты могут и самовыдвигаться. Здесь нет ограничительных рамок. Формально с голоса можно внести другую кандидатуру в зале, но для этого нужно получить все документы на руки, иначе это будет незаконно. И должен быть тот, кто документы проверит. Думаю, вносить кандидатуру с голоса просто бессмысленно, но ничего исключать нельзя.
Михаил Чечетов, народный депутат Украины
– Положительное решение профильного Комитета не сыграет никакой роли в исходе голосования Верховной Рады. Решение Комитета имеет исключительно рекомендательный характер и подается в Верховную Раду как дополнительная информация. Парламент имеет право либо прислушаться к нему, либо принять другое решение. Безусловно, следует учитывать, что в ВСЮ могут быть представлены кандидаты от различных партий, однако будущие члены Совета должны быть выше политических конъюнктур.
Олег Махницкий, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия
– О том, что моя кандидатура была выдвинута фракцией ВО «Свобода», я знал еще на заседании фракции, которое состоялось 17 мая. Что касается представительства в Высшем совете юстиции, то в нормальных, демократических странах в нем должны быть представители не только власти, но и оппозиции. Сегодня мы видим, что по всем квотам в ВСЮ полностью будут представители от власти, администрации Президента, Министерства юстиции. И от Верховной Рады Партия регионов предлагает 3 человек, которые будут представлять ее, т. е. было определено 3 кандидатуры, которые рассматривались на прошлом заседании. Наша позиция такова, что власть должна принять такое решение, чтобы хотя бы один представитель оппозиции присутствовал в таком органе.