Согласно определению, предоставленному законодателем в ст. 1 Закона Украины №108/95-вр «Об оплате труда», заработная плата является вознаграждением, исчисляемым, как правило, в денежном выражении, которое зависит от сложности и условий исполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда, а также хозяйственной деятельности предприятия. Минимальный размер заработной платы, согласно ст. 9 того же закона, определяется с учетом потребностей работников и их семей, стоимости достаточного для обеспечения нормального функционирования организма трудоспособного человека и сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
Примечательно, что, по мнению законодателя, потребности некоторых категорий работников должны быть значительно скромнее, нежели остальных. И к таким категориям по непонятным критериям причисляются лица, обеспечивающие функционирование одной из ветвей власти – работники аппарата суда. Так, с учетом всевозможных изменений, внесенных в Постановление КМУ №268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 9.03.2006, оклад государственного служащего составляет 1 минимальную заработную плату. Таким образом, труд лица, имеющего высшее юридическое образование, приравнивается к труду неквалифицированного работника.
Потребности, которые не соответствуют возможностям
Однако весь драматизм ситуации заключается не в размере награды за труд, а в том, что в скором времени сотрудники аппарата административных судов могут быть лишены и этого. Ранее мы писали об угрозе невыплаты отпускных служителям Фемиды из-за того, что законодательные инициативы, направленные на укрепление их статуса, не нашли должного финансового обеспечения. Впрочем, как пояснили в ГСА, выплаты судьям будут производиться за счет других фондов. Очевидно, одним из таковых оказался фонд оплаты труда сотрудников аппарата, что привело к возникновению парадоксальной ситуации: если штат судей в некоторых окружных административных судах (например, в Винницком и Житомирском) будет заполнен на 100%, на выплату зарплаты сотрудникам аппарата не останется ни копейки.
По мнению председателя ГСА Руслана Кирилюка, предпосылками сложившейся ситуации стали:
Кроме этого, несколько уменьшился размер средней заработной платы сотрудников аппарата, что обусловлено, как подчеркнул г-н Кирилюк, несоответствием темпов роста потребностей в расходах по оплате труда темпам роста выделенных на эти цели ресурсов.
Все хорошо, прекрасная маркиза?
Невзирая на то, что проблемы с финансовым обеспечением судейской вотчины возникли уже во время формирования бюджета страны на текущий год, председатель ГСА настроен весьма оптимистично. На заседании Совета судей административных судов, состоявшемся 26 апреля, он сообщил, что сотрудники ГСА разрабатывают изменения в закон о Госбюджете, руководствуясь следующими принципами:
1) во избежание зависимости от наполнения специального фонда проводить оплату труда исключительно за счет общего фонда Государственного бюджета;
2) выполнить требование ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно установления оплаты труда судьи на уровне 10 минимальных заработных плат;
3) обеспечить финансирование оплаты труда работников аппарата судов с учетом штатной численности, а также увеличить уровень заработной платы за счет установления стимулирующих выплат на уровне 100% должностного оклада работника аппарата с учетом ранга, включая надбавки, премии и другие выплаты.
На сегодня общая потребность на оплату труда в местных административных судах составила 333,1 млн грн, а в апелляционных административных судах – 255,6 млн грн. Исходя из того, что в целом судебная система профинансирована всего на 43% (2,6 млрд грн) от потребности, ГСА осуществила распределение средств между юрисдикциями пропорционально фактической численности персонала.
Секрет распределения
Более четко ситуацию охарактеризовала начальник финансово-хозяйственного управления Высшего административного суда Украины Татьяна Щавинская. По ее словам, не был учтен тот факт, что в 2012 г. зарплата финансировалась еще и из спецфонда, т. е. за счет поступлений от судебного сбора. Если в целом по спецфонду ГСА профинансирована на 70%, то заработная плата в окружных административных судов – лишь на 63%, в апелляционных административных судах – на 32%. Если взять для сравнения все расходы – и заработную плату, и текущие затраты, то ГСА в прошлом году была профинансирована на 98,9%, окружные административные суды – на 95%, тогда как местные хозяйственные суды – на 99,3%. Апелляционные административные суды профинансированы по общему фонду на 96%, а апелляционные хозяйственные – на 99,9%. По специальному фонду ГСА профинансирована на 70%, апелляционные административные суды – лишь на 45,5%, апелляционные хозяйственные – на 82%, окружные административные суды – на 70%, местные хозяйственные – на 73%.
Непонятным остается подход к распределению расходов между судами. Так, в Житомирском апелляционном административном суде средняя зарплата работника аппарата составляет 1090 грн, в Одесском апелляционном административном – 4 тыс. грн, в Харьковском апелляционном административном – 3,8 тыс. грн, в Донецком окружном административном – 3,5 тыс. грн, во Львовском окружном административном – 2,2 тыс. грн, в Киевском окружном административном – 1290 грн, в Черкасском окружном административном – 2 тыс. грн.
Миллиард прошел мимо ГСА
Причины неравномерности распределения средств и, соответственно, начисления зарплат работникам аппарата пояснил председатель ГСА. По результатам работы ГСА фонд заработной платы был увеличен на 1 млрд грн и в целом составил 3,4 млрд грн. Но распределялись указанные средства без ГСА – они были внесены непосредственно в законодательные акты, и в ГСА узнали о них уже постфактум, когда вопрос уже был рассмотрен парламентом. В связи с этим распределение утвержденных Госбюджетом расходов на оплату труда происходило с учетом определенного дифференциального подхода. Так, запрос на оплату труда местным административным судам удовлетворен на 70%, что составляет 233,2 млн грн, апелляционным административным судам – на 74,3% (167,8 млн грн). Поэтому на I квартал 2013 г. средняя заработная плата работников аппарата местных административных судов составила 1891 грн с учетом 22% надбавки за выполнение судебной работы и 26% премии., а в апелляционных административных судах – 2750 грн с учетом 33% надбавки за выполнение судебной работы и 82% премии. Иными словами, если у Васи 0 яблок, а у Пети 4, то в среднем у Васи и Пети по 2 яблока.
Комментарии
Виталий Попов, председатель Херсонского окружного административного суда
– Хочу обратить внимание на проблему перераспределения между общим и специальным фондом в пользу увеличения фонда заработной платы. По этому поводу я обращался в ГСА, однако там мне ответили, что подобное невозможно в силу необходимости внесения изменений в законодательство. Конечно, судьи не могут вносить подобные изменения. Однако складывается неоднозначная ситуация. Оказывается, средства, выделенные Днепропетровскому апелляционному административному суду, ГСА имеет право перераспределять, а поддержать мое предложение и увеличить фонд заработной платы сотрудников аппарата Херсонского окружного административного суда – нет. Давайте перераспределим хотя бы то, что мы имеем, не ожидая приближения выплат.
Михаил Маргаритов, председатель Окружного административного суда АРК
– Поскольку ГСА является единственным органом, представляющим судебную систему в финансовом вопросе, мне хотелось бы выразить пожелания относительно финансирования фонда заработной платы. Пусть сотрудники, которые подписывают и формируют цифры заработной платы, представят себе, как работник аппарата и его семья должны существовать на 1000 грн в месяц целый год. Если средняя заработная плата 2000 грн, то можно предположить, что сотрудник аппарата будет есть не 30, а 15 дней, платить за детский сад не 30, а 15 дней. Тогда, может, и работать ему нужно не 30 дней, а 15? Давайте представим, что в суде будут работать только судьи. Какая будет судебная власть? Ее просто не будет. Потому подобное отношение к оплате труда работников аппарата суда непонятно. Этот вопрос поднимается ежегодно, и ежегодно не решается. Мы должны помнить, что за этими разговорами стоят люди, и нужно, в первую очередь, думать о них.
Руслан Кирилюк, председатель Государственной судебной администрации Украины
– Фактическое уменьшение заработной платы в этом году вызвано тем, что темпы роста потребностей на расходы по оплате труда значительно опережают темпы роста выделенных на эти цели ресурсов. Как известно, в этом году увеличились должностные оклады судей. В то же время, Министерством финансов не были обеспечены соответствующие финансовые ресурсы, что привело к ситуации, когда сначала финансируется оплата труда судей, а потом – сотрудников аппарата. Исправление этой ситуации возможно путем внесения изменений в законодательство или путем применения других механизмов. Ситуация с выплатами зарплаты в судах складывается по-разному. Действующее законодательство предусматривает необходимость удерживать персонал в соответствии с государственными назначениями. Поэтому в случае зачисления в штат дополнительных работников аппарата, конечно, будет уменьшаться фонд оплаты труда, а надбавки будут выплачиваться в меньших размерах.
Татьяна Щавинская, начальник финансово-хозяйственного управления Высшего административного суда Украины
– Ситуацию, которая сегодня сложилась с оплатой труда в судах, иначе как катастрофической назвать нельзя. Ее иллюстрирует письмо работников Житомирского окружного административного суда к правительству, в котором поставлен вопрос: «Чем же провинились работники местных административных судов, что обречены почти на нищенское существование?» Причины возникновения такой ситуации связаны с уменьшением по сравнению с 2012 г. бюджетных назначений на оплату труда на 2013 г. в окружных административных судах на 5,8 млн грн, в апелляционных административных судах на – 4,9 млн грн.