Не так давно вступили в силу изменения к Правилам дорожного движения, которые были внесены в этот нормативный акт постановлением Кабинета министров Украины №111 от 11.02.2013. Об особенностях применения этих новаций на практике журналистам рассказал начальник центра безопасности дорожного движения и автоматизационных систем при МВД Украины Сергей Будник.
Новые знаки и разметки
Самой существенной новацией стали поправки к п. 9.8 Правил. Так, с целью повышения безопасности дорожного движения на дорогах вне населенных пунктов в осенне-зимнее время водителям предписано в период с 1 октября по 1 мая в любое время суток включать фары ближнего света либо дневные ходовые огни. В связи с этим стоит заметить, что в 1993 г. уже вводилась подобная норма, однако впоследствии она была исключена как не оправдавшая себя.
Помимо этого, Правила дорожного движения дополнены новыми терминами: автопоезд, газон, дневные ходовые огни, оставление места дорожно-транспортного происшествия, маневрирование, островок безопасности, усовершенствованное покрытие. Усилены требования к проезду транспорта мимо автомобилей с распознавательным знаком «Дети». Согласно коррективам к п. 15.15, запрещено установление на проезжей части предметов, которые препятствуют проезду или паркованию транспортных средств. Исключение сделано лишь для случаев проведения дорожных работ или оформления ДТП.
Для беспрепятственного движения оперативных транспортных средств (пожарных машин, карет скорой помощи, милицейских автомобилей) предписано двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. Однако это касается лишь случаев, когда движение осуществляется по дорогам, которые имеют две и более полос в одном направлении.
Запрещена стоянка на газонах, а с целью информирования водителей о дорожно-транспортных происшествиях, характерных для определенного участка дороги, введены таблички к знаку «Прочие опасности», на которых символически изображена автокатастрофа.
Кроме того, Правила дорожного движения дополнены новыми дорожными знаками: «Конец дороги с усовершенствованным покрытием», «Направление движения транспортных средств с опасными грузами», «Крытый паркинг», «Показатель направления к определенному месту» (знак туристической инфраструктуры на коричневом фоне). Появятся также новые виды дорожной разметки, соответствующие действующему стандарту.
Ответственность за нарушение ПДД предлагают усилить
Тем временем департамент Государственной автомобильной инспекции МВД Украины разработал и опубликовал законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся усиления ответственности за отдельные нарушения в сфере безопасности дорожного движения». Это сделано в свете выполнения пунктов национального плана действий на 2013 г., утвержденного указом Президента Украины №128/2013 от 12.03.2013. Предложенные коррективы касаются, в первую очередь, Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП).
Министерство внутренних дел предлагает всем заинтересованным лицам до 1 июня принять участие в обсуждении данной инициативы и сообщать о своих замечаниях и предложениях в департамент ГАИ. Целью принятия изменений в МВД называют усиление административной ответственности и увеличение размеров штрафов.
Министр внутренних дел Виталий Захарченко заверил, что реализация этого закона позволит повысить безопасность дорожного движения за счет улучшения технического состояния транспортных средств, а также уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от них. Заметим, что в данной сфере отечественные правоохранительные органы уже имеют положительный опыт. Так, осенью 2008 г. уже принимались поправки в КоАП, согласно которым была усилена ответственность за нарушения Правил дорожного движения. В результате количество дорожно-транспортных происшествий и, соответственно, погибших на дорогах существенно сократилось.
Согласно опубликованному проекту, за управление транспортным средством, имеющим технические неисправности, с которыми его эксплуатация запрещена (тормозная система, рулевое управление), переоборудование авто с нарушением норм (в т. ч. за тонировку стекол с нарушением стандартов) водителей предлагается штрафовать на сумму от 510 до 680 грн (сейчас эта сумма составляет 340–510 грн). За нарушение правил использования ремней безопасности или шлемов штрафы должны возрасти до 170–340 грн (сейчас – 51–85 грн). За нарушение правил проезда перекрестков, остановок общественного транспорта, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, использование внешних осветительных приборов, установленных с нарушением стандартов, а также осветительных приборов, которые не соответствует конструкции транспортного средства, разговоры по мобильному телефону без использования устройств, позволяющих вести разговор без помощи рук, штрафы составят от 510 до 595 грн (сейчас – от 425 до 510 грн). При этом в нынешней редакции закона об установке нестандартных осветительных приборов не упоминается.
За повреждение автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, создание препятствий для движения, в т. ч. установку на проезжей части предметов, препятствующих проезду транспортных средств или их остановке (кроме случаев ДТП, ремонтных работ, а также ограничения въезда в пешеходную зону) предлагается штрафовать на сумму от 340 до 510 грн или наказывать общественными работами на срок от 30 до 40 часов (в данный момент за установку фишек на дорогах штрафы не предусмотрены). За невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц МВД, обеспечивающих безопасность дорожного движения, по устранению нарушений правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, предлагается штрафовать на сумму от 680 до 1020 грн. Для должностных лиц этот штраф может составить от 1190 до 1700 грн (сейчас – от 255 до 340 грн).
Также данным проектом предложено внести поправки в Закон Украины «О милиции», уточняющие полномочия сотрудников ГАИ.