Из УК исчезнет понятие «взятка», но появится спецконфискация: поможет ли ратификация Уголовной конвенции победить коррупцию в Украине?
Недавно Украина подтвердила свою позицию в вопросе поддержки курса на интеграцию в Европейский Союз. Это повлекло необходимость скорейшего выполнения нашим государством взятых на себя обязательств. Так, на рассмотрение Верховной Рады были вынесены законопроекты №2802 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией» и №2803 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины». Оба они уже приняты в целом как законы.
Согласно их основным положениям, изменения касаются в основном сферы коррупционных правонарушений, а именно – взяточничества. В частности, термин «взятка» заменяется термином «неправомерная выгода», а конфискация имущества преобразуется в специальную конфискацию, что подразумевает изъятие имущества не только у лица, получившего неправомерную выгоду, но и у лиц, в чьих интересах она была получена.
По мнению инициаторов законопроектов, подобные меры положительно повлияют на снижение уровня коррупции в государстве и минимизируют ущерб, который наносится совершением коррупционных деяний должностными и служебными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Так ли это на самом деле, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Закон Украины №252-V «О ратификации Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией» был подписан еще в далеком 2006 г. Сегодня, в связи курсом Украины на европейскую интеграцию, вопрос о согласовании украинского законодательства с положениями Конвенции встал чрезвычайно остро. В связи с этим на рассмотрение ВР было вынесено несколько законодательных инициатив, направленных на формирование механизма борьбы с коррупцией и ее предупреждение.
Особенности национальной коррупции
В Украине коррупция искореняется на основании Закона №3206-VI от 7.04.2011 «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», указа Президента №1001/2011от 21.10.2011, которым была одобрена национальная антикоррупционная стратегия на 2011–2015 гг., а также распоряжения КМУ №73-р от 13.02.2013 «Об утверждении плана первоочередных действий относительно интеграции Украины в Европейский Союз на 2013 г.».
Несмотря на принятие указанных нормативно-правовых актов и ряд мер для предотвращения и противодействия коррупции, уровень ее в Украине за последние 2 года только повысился. Это подтверждается выводами отечественных и зарубежных специалистов. Так, согласно исследованию международной организации Transparency International, в 2012 г. Украина в ежегодном рейтинге по уровню коррумпированности заняла 144 место среди 176 стран мира. Впрочем, указанная оценка является достаточно условной, поскольку исследовательская методология и критерии, используемые этой организацией, отдельными правоведами подвергаются критике. Но все же не радует тот факт, что по результатам данного исследования Украина получила 26 баллов, ведь по методологии рейтинга оценка меньше 30 баллов считается «позором для страны». Подобная ситуация обусловлена тем, что значительная часть предусмотренных Законом мер по противодействию коррупции носят сугубо декларативный характер и не предусматривают действенного механизма их реализации.
Борьба с коррупцией – путь в Европу?
Такая ситуация представляется неудовлетворительной для европейского сообщества, полноправным членом которого Украина желает стать в ближайшее время. Поэтому курс Украины на европейскую интеграцию определяется обязательствами перед Советом Европы, а также готовностью к исполнению рекомендаций GRECO. К этим рекомендациям следует отнести: отнесение всех коррупционных правонарушений, связанных с получением неправомерной выгоды, к числу преступлений, как это предусмотрено положениями Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией; установление ответственности за активное и пассивное взяточничество в частной сфере, когда работник предприятия, учреждения или организации не является должностным лицом; установление уголовной ответственности за обещание неправомерной выгоды, а также за принятие предложения или обещания такого преимущества; отнесение к числу уголовно наказуемых деяний предоставления третьему лицу с согласия должностного лица неправомерного преимущества, которое будет обращено на пользу лицу, предоставившему такую выгоду; пересмотр механизма освобождения от уголовной ответственности при активном взяточничестве.
В бой с ветряными мельницами?
Учитывая потребность в построении демократической системы судоустройства в соответствии с европейскими принципами и международными стандартами, парламентарии предложили на рассмотрение ВР ряд законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией. Среди них – №2657, запрещающий должностным лицам открывать счета за границей, №2640, уточняющий круг лиц, на которых не распространяется запрет совместной работы в условиях непосредственного подчинения, №2577, направленный на усовершенствование отдельных положений законодательства, №2434, усиливающий ответственность должностных лиц, №2429, разрабатывающий механизм предотвращения коррупции, №2329, согласовывающий положения деклараций, №2149, устраняющий возможность коррупции при предоставлении административных услуг, №2069, ограничивающий возможность сотрудничества близких лиц, №2023, изменяющий отдельные положения действующего законодательства. Отметим, что часть законопроектов (№2029, №2023 и №2803) уже приняты за основу.
Станет ли конфискация специальной?
18 апреля с. г. ВР были приняты законопроекты №2802 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией» и №2803 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины». Необходимость в их принятии обусловлена необходимостью приведения норм действующего законодательства Украины в соответствие с положениями Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией (ETS 173) в части введения процедуры конфискации имущества и доходов, полученных от коррупционных деяний, а также реализации мероприятий, предусмотренных Планом действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. В частности, вводится новый для украинского законодательства термин «специальная конфискация», определяются случаи ее применения, а также круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, устанавливается порядок решения вопроса о спецконфискации, детализируются основания для временного изъятия имущества и его прекращения, ареста имущества и его отмены, закрепляется необходимость обязательного указания в резолютивной части приговора решения о специальной конфискации.
Согласно определению, данному в проекте №2802, специальная конфискация состоит в принудительном безвозмездном изъятии по решению суда в собственность государства денег, ценностей и иного имущества при условии совершения преступлений, в которых фигурировала неправомерная выгода (т. е. взятка). Однако суть специальной конфискации заключается в том, что имущество будет изыматься не только у лица, обвиняемого в получении неправомерной выгоды, но и у иных лиц, на которых получатель такой выгоды успеет его переписать до открытия уголовного производства. Кроме этого, в случае, если неправомерная выгода не обличена в денежную форму (т. е. предоставляется в виде материальных или нематериальных благ, таких как льготы, скидки, продвижение в очереди и т. п.), к уголовной ответственности будут привлечены и иные лица, в пользу которых она получена.
Взятка или неправомерная выгода?
Также в законопроекте №2802 изложены в новой редакции ст. 368 и 369 Уголовного кодекса, и понятие «взятка» заменено понятием «неправомерная выгода». При этом уголовная ответственность устанавливается не только за предоставление или получение, но и за предложение или обещание неправомерной выгоды. Причем предусмотрена она не только для должностного лица, но и для любого работника государственного предприятия, учреждения или организации.
Однако эксперты и представители общественных организаций считают, что эти положения не смогут оправдать себя так, как на то надеются их инициаторы. Вся соль заключается в том, что поскольку обе стороны отношений, возникающих во время дачи и получения неправомерной выгоды, подлежат уголовной ответственности, ни одна из них не заинтересована в разглашении подобного факта, что резко увеличит латентность и без того достаточно скрытых правонарушений. Правда, следует отметить, что от уголовной ответственности, по заверениям парламентариев, освобождается лицо, дающие взятку, в случае, если оно заявило о вымогательстве до открытия уголовного производства.
КОММЕНТАРИИ
Юрий Лавренюк, председатель Всеукраинской специальной коллегии по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью
– Согласно положениям нового Закона, в составляющую взяточничества введено понятие неправомерной выгоды. Таким образом, в законодательстве Украины появляются положения о даче взятки и получении неправомерной выгоды, что было ранее прописано в законе о предотвращении коррупции. Сейчас эта норма несколько усовершенствована в части усиления ответственности за получение неправомерной выгоды. Неправомерная выгода – это усиленная форма взяточничества, когда прямое вымогательство материальных средств (денег) заменяется определенными благами – скидками или льготами. При этом подобные блага могут получить не только непосредственно участники правонарушения, но и те лица, как правило, родственники, в чью пользу эти блага предоставляются. Таким образом, эти лица также становятся субъектами преступления и привлекаются к уголовной ответственности.
Владимир Породько, заместитель председателя Службы безопасности Украины
– Сегодня видоизменяется сам предмет взятки. Если ранее, в историческом смысле, взяткой принято было считать некие материальные ценности, то сегодня законодатель, адаптируя наше законодательство к европейским стандартам, предлагает определять как взятку не только материальные ценности, но и любую выгоду, которую получает служебное лицо за совершение или не совершение каких-либо действий в интересах того, кто предоставляет такую выгоду. В этом контексте можно говорить о том, что понятие неправомерной выгоды значительно шире, нежели понятие взятки.
Виктор Чумак, председатель Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией
– Принятие закона (законопроект №2802) обусловлено требованием двух международных конвенций против коррупции, к которым уже давно присоединилась Украина. Хотел бы заметить, что вопрос коррупции в Украине давно перерос в вопрос национальной безопасности. По данным Министерства юстиции, ущерб от коррупции достигает 2 млрд грн! Я хотел бы подчеркнуть, что коррупционные правонарушения очень латентны, они являются скрытыми, их невозможно отследить в полном объеме. Поэтому эту цифру можно смело умножать на 10, 20, 30, и только тогда мы получим реальные потери, которые несет государство. Сегодня, к сожалению, Украина находится в коррупционной среде, а нормальное, здоровое поведение является неким нетипичным явлением. Я думаю, что настало время ломать эту ситуацию. Именно сегодня, с принятием новых законов, мы можем стать на путь принятия эффективного и действенного законодательства.
Андрей Кожемякин, председатель Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности
– Законопроект №2803 направлен на усовершенствование процедуры конфискации имущества, которое использовалось с целью совершения преступления или во время совершения преступления, а также имущества, полученного в результате совершения преступления. Законопроектом вносятся изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины в части применения специальной конфискации исключительно в отношении должностных преступлений, т. е. коррупционных и тех, которые совершены из корыстных побуждений. Кроме того, в перечень обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию в уголовном производстве, внесены обстоятельства, подтверждающие, что деньги, ценности и иное имущество, которое подлежит специальной конфискации, полученные в результате совершения уголовного правонарушения. Также, из текста законопроекта исключены предложенные ранее изменения в особенной части УК. Таким образом, мы устранили все наиболее спорные моменты и вышли на согласованный текст закона.