Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Приближаются майские праздники, а за ними и пора отпусков, в которые, как оказалось, смогут пойти не все трудящиеся Украины. В первую очередь, речь идет о служителях Фемиды и сотрудниках аппарата судов общей юрисдикции, материальная помощь в связи с отпуском для которых просто не предусмотрена в Государственном бюджете на текущий год. По словам Зеновия Холоднюка, заместителя председателя Государственной судебной администрации (далее – ГСА), при составлении главного финансового документа страны парламентарии сэкономили на судопроизводстве 2,2 млрд грн, которые сейчас приходится отвоевывать судьям и административным работникам системы, «бомбардируя» Президента Украины, Кабинет министров и Министерство финансов письмами с расчетами и предложениями о внесении изменений в Госбюджет-2013.
Выплаты по закону
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины, ч. 1 ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей», размеры материального и социально-бытового обеспечения судей являются составляющими их статуса и определяются исключительно законами Украины. Именно на реализацию гарантий независимости судей в части условий и размеров оплаты труда направлено введение судейского вознаграждения, размер которого регулируется законами «О судоустройстве и статусе судей» и «О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами (ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей»). Это корреспондируется с положениями ч. 3 ст. 8 Закона «Об оплате труда», в соответствии с которым определяется размер оплаты труда судей.
Согласно ст. 130 закона о судоустройстве, судьям предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней с выплатой, кроме судейского вознаграждения, пособия на оздоровление в размере должностного оклада. Судьям, которые имеют стаж работы более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней. При этом судейское вознаграждение рассчитывается как для ежегодного оплачиваемого отпуска, так и дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с положениями ст. 129 указанного закона с учетом требований положений абз. 6 п. 1 раздела XII «Заключительные положения» закона о судоустройстве.
Тотальная нехватка
На сегодняшний день судьи обеспокоены тем, что выплаты, предусмотренные в законах, не были заложены в бюджет страны при его формировании. В решении ХІ очередного съезда судей по этому поводу приведены процентные соотношения имеющихся и требующихся сумм. Так, расходы Государственного бюджета Украины на финансирование судебной власти в 2010 г. составили лишь 29% от необходимой суммы, в 2011 г. – 31%, в 2012 – 41%. Бюджет судебной власти в 2013 г. – 4,9 млрд грн, что на 93,7 млн грн больше, чем годом ранее. Однако и эта сумма составляет лишь 47% от необходимой. При этом удельный вес расходов на финансирование судебной власти в расходной части Государственного бюджета в течение 2010–2013 гг. был мизерным: в 2010 г. – 0,9%, в 2011 – 1%, в 2012 – 1,2%, в 2013 – также только 1,2%. Таким образом, установленный на сегодня уровень гарантий материального и социального обеспечения судей не соответствует их статусу и объему выполняемой ими работы.
Низкой остается и оплата труда работников аппарата судов, которая не соответствует уровню заработных плат государственных служащих соответствующих уровней в других органах государственной власти. По расчетам ГСА, в 2013 г. потребность в средствах на судейское вознаграждение и оплату труда работников аппарата составляет около 5,5 млрд грн, а предельный объем расходов на эти цели предусматривает немногим более 2 млрд грн, или 41,9%. Т. е. дефицит финансирования составляет более 3 млрд грн.
Финансирование – дело рук самих судей?
С целью изменения сложившейся ситуации судьи на ХІ очередном съезде постановили выразить поддержку деятельности Президента Украины относительно инициирования законопроектов, направленных на принятие мер по улучшению состояния финансирования судебной власти. Кроме того, была одобрена деятельность Совета судей Украины относительно разработки проектов законов, направленных на совершенствование принципов функционирования и обеспечения независимости судебной власти. Также было решено:
1) повторно обратиться в КМУ относительно необходимости внесения изменений в Бюджетный кодекс;
2) обратиться в ВР и КМУ по поводу поддержки разработанного Советом судей Украины проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усиления гарантий независимости судей» в отношении гарантий материального и социально-бытового обеспечения судей;
3) обратиться в ВР и КМУ относительно обеспечения финансирования судебной системы в объемах, необходимых для надлежащего осуществления правосудия, в соответствии с требованиями ст. 130 Конституции Украины.
С целью урегулирования проблемных вопросов, связанных с выплатой судейского вознаграждения и заработной платы работникам аппарата судов, судьи решили обратиться к Кабмину относительно разработки и внесения на рассмотрение ВР законопроекта о внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» относительно увеличения на 2,2 млрд грн расходов из общего фонда Государственного бюджета на выплату судейского вознаграждения и оплату труда работников аппарата судов.
Из заседания ССУ от 25 января 2013 г.:
…Рассматривая вопрос о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усиления гарантий независимости судей, члены ССУ согласовали изменения в ст. 47 «Независимость судьи» в части недопущения сужения содержания и объема гарантий независимости судей, в том числе уровня материального и социально-бытового обеспечения, а также ст. 129 «Судейское вознаграждение» относительно выплаты премий.
ГСА не дремлет
Недофинансирование негативно сказывается на работе всей судебной системы, отметил г-н Холоднюк в своем докладе на заседании Совета судей общих судов (далее – ССОС), которое состоялось 4 апреля 2013 г. Основной проблемой ГСА, по его словам, является помесячное расписание финансирования, составленное таким образом, что в некоторых регионах не хватает средств на выплату заработной платы сотрудникам судов общей юрисдикции. По этому вопросу были неоднократные обращения председателя ГСА в Минфин, где прекрасно понимают, что недостаточность средств вызвана несбалансированностью бюджета. В данный момент сотрудники ГСА собирают информацию о том, сколько средств необходимо для регулярной выплаты заработной платы, а также готовят общие письма на имя Президента, председателя ВР, премьер-министра Украины за подписями председателей судов и председателя ГСА относительно внесения изменений в закон о Госбюджете-2013 и дополнительных выплат на оплату труда в сумме 2,2 млрд грн.
Присутствующие на заседании члены ССОС справедливо отметили, что для внесения изменений в бюджет, особенно учитывая нестабильную работу парламента, понадобиться время. А поскольку средства необходимы уже сегодня, судья Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Павел Гвоздик предложил профинансировать судебную систему за счет кредитования, на что, отметил он, аргументируя свое предложение, пошли другие государственные органы в схожей ситуации.
Инициатива г-на Гвоздика была прохладно встречена З. Холоднюком, выразившим надежду, что до взятия кредитов дело не дойдет, и ситуация с недофинансированием будет разрешена на законодательном уровне еще до конца мая. Что же касается вопросов о том, могут ли председатели подписывать «отпускные» приказы, г-н Холоднюк ответил утвердительно, отметив, что все выплаты будут погашены с принятием закона о внесении изменений в бюджет. Впрочем, и этот ответ вызвал достаточно негативную реакцию, поскольку такая позиция ГСА противоречит предписаниям законодательства. «Мы не можем допускать задолженности в судебной системе», – заявил П. Гвоздик.
Примечательно, что на прошлой неделе Президент Украины сообщил о том, что поручил Кабинету министров подготовить изменения в Государственный бюджет на 2013 г. Таким образом, есть надежда, что ситуация для Фемиды изменится в лучшую сторону.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Александр Пазюк, судья Апелляционного суда Волынской области, член ССОС:
– Судьи сетуют, что зарплата работников аппарата суда является мизерной. А сейчас встал вопрос о том, что и эту мизерную зарплату невозможно выплатить. Есть неоднократные обращения в финансовые учреждения. По неофициальным данным, такие ситуации возникли в Волынской, Львовской, а также Донецкой, Харьковской, Черкасской областях и в Киеве. Кроме того, неблагоприятная ситуация сложилась с выплатой заработных плат судьям. Ассигнования, предусмотренные на заработную плату, не обеспечивают обязательных выплат. Если говорить простым языком, на месяц выделяется определенная сумма, которой недостаточно. Из месяца в месяц возрастает сумма задолженности. Сейчас, когда близится пора отпусков, судьям не могут выплатить причитающиеся отпускные. А не выплачивая средства, мы ставим под угрозу ответственности руководителей судов. Сегодня работники любого суда могут обратиться в прокуратуру с заявлением о невыплате им заработной платы или иных предусмотренных законом выплат. Более того, судьи не смогут уйти в отпуска, поскольку председатель суда не подпишет соответствующие приказы, ссылаясь на отсутствие средств для выплаты материальной помощи. Уже сейчас судьи не могут перевестись в другие суды по той же причине.
Зеновий Холоднюк, заместитель председателя ГСА Украины:
– Возникшая проблема обусловлена двумя аспектами. Во-первых, с 1 января 2013 г., согласно действующему законодательству, судьям был повышен должностной оклад, что привело к уменьшению фонда оплаты труда работников аппарата. Во-вторых, средства на выплату заработной платы расписаны помесячно таким образом, что в отдельных регионах действительно возникают задолженности.
ГСА неоднократно обращалась в Министерство финансов относительно приближения выплат зарплаты летних периодов, особенно с IV квартала с. г. Сотрудники Минфина прекрасно понимают, что если речь идет о приближении выплат, бюджет является несбалансированным, фонд заработной платы – недостаточным и, соответственно, возникает необходимость во внесении изменений в Государственный бюджет. В данный момент в ГСА, на основе собранной информации и проведенных расчетов, готовится пакет предложений относительно этих изменений. Уже составлены общие письма на имя Президента Украины, председателя ВР и премьер-министра за подписями председателей судов и председателя ГСА относительно внесения изменений в закон о бюджете и дополнительных выплат на оплату труда в объеме 2,2 млрд грн.
Поручение Президента относительно внесения изменений в Государственный бюджет и выделения дополнительных средств для судебной ветви власти будет подписано в ближайшее время.
Павел Гвоздик, заместитель главы Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, член ССОС:
– Очевидно, следует понимать, что ГСА предлагает сделать определенные перерасчеты, создав тем самым задолженность по заработной плате в судебной системе. Существуют предпосылки для возникновения неприемлемой ситуации. Заработная плата и материальная помощь должны быть выплачены независимо от наличия финансирования. Ожидание внесения изменений в закон о Госбюджете может затянуться. Очевидно, нужно принимать какие-то меры уже сегодня. Необходимо обращаться и к Министру финансов, и к премьер-министру Украины, поскольку недофинансирование ставит под угрозу функционирование целой системы. Возможно, выходом может стать взятие кредитов, на что в свое время пошли другие государственные органы.