Алина Прокопенко,
«Судебно-юридическая газета»
На минувшей неделе, 17 апреля с. г. состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, на котором были приняты решения, касающиеся дальнейшего прохождения в парламенте важных правительственных законопроектов, касающихся противодействия оффшорным схемам уклонения от налогообложения.
От фискального органа – к сервисной службе
Заседание, о котором идет речь, было знаменательно тем, что на нем наконец-то получил возможность выступить с отчетом о работе своего ведомства министр налогов и сборов Украины Александр Клименко. Он в который раз напомнил, что Миндоходов уверенно превращается из фискального органа в сервисную службу. Косвенным подтверждением этого стал тот примечательный факт, что в следственных изоляторах страны нет ни одного заключенного, который числился бы за Министерством доходов и сборов. Это означает, что среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности следственными подразделениями налоговой милиции за совершение хозяйственных преступлений, нет ни одного человека, которому в качестве меры пресечения было бы избрано содержание под стражей.
Что касается налоговой милиции, то в связи с коренным реформированием фискального ведомства ее личный состав уменьшился на треть, а в целом объединение налоговой и таможенной служб позволило сократить персонал на 6 тыс. единиц. Создание Министерства доходов и сборов, отметил нынешний его руководитель, сопровождалось большой подготовительной аналитической работой лучших специалистов Великобритании, Канады, Австралии, Польши и других стран, и в результате были приняты лучшие из возможных управленческие решения.
По словам А. Клименко, возглавляемое им ведомство делает шаги навстречу бизнесу в плане упрощения связанного с отчетностью документооборота, чтобы дистанционное общение стало нормой. Один из приоритетов Миндоходов – дальнейшая электронизация общения с налогоплательщиками. Важным показателем является и снижение числа проверок. Например, в 2010 г. было проведено 23 тыс. плановых проверок, а в 2012 г. – 7,5 тыс. При этом снижения их качества и результативности не наблюдалось.
Постепенно внедряется так называемая рискоориентированная система, когда силы инспекторского состава используются в основном для проверки субъектов хозяйствования, о которых имеется достоверная оперативная информация, что они противоправным образом уклоняются от уплаты налогов.
В таможенной сфере количество таможенных осмотров грузов сокращено почти в 6 раз. На повестке дня стоит переход к практике электронных проверок, поскольку и здесь Миндоходов делает акцент на электронизацию сервиса и минимизацию человеческого фактора. В этой сфере также будут использованы наработки рискоориентированной системы, которые положительно зарекомендовали себя в налоговой практике.
При этом министр доходов и сборов уточнил, что его ведомство учитывает интересы тех налогоплательщиков, которые по техническим причинам пока не могут полностью перейти на электронную отчетность. Для них в 2012 г. было построено 400 сервисных центров высшего уровня, где надлежащим образом гармонизированы все предоставляемые ведомством административные услуги и сделано все для того, чтобы плательщик налогов чувствовал себя комфортно.
Оффшорам противопоставят трансфертное ценообразование
В числе законодательных инициатив Кабинета министров, рассмотренных на заседании Комитета, был проект закона №2515 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования». Он предполагает внедрение новых правил определения цен для целей налогообложения во внешнеэкономических операциях.
Дело в том, что в экономической жизни нашей страны обрела широкую популярность порочная практика искусственного создания финансовых потоков между предприятиями, которые входят в состав одних транснациональных корпораций либо финансово-промышленных групп, хотя при этом расположены в разных странах. Их еще называют связанными лицами. И нередко они практически сами у себя покупают воздух: когда надо – по смешной цене, когда надо – по космической, чтобы потом декларировать либо доходы, либо убытки в зависимости от того, по какой схеме удобнее спрятать от налогов прибыль.
Существующие инструменты трансфертного ценообразования позволяют корпорациям выводить финансовые ресурсы за пределы отечественной экономики и накапливать их в экономиках других стран. В результате сужается финансовый потенциал национальной экономики, сокращаются объемы поступлений в бюджет Украины. А возвращение этих капиталов в Украину в виде кредитов, прямых или портфельных инвестиций не восстанавливает в полной мере финансовый потенциал страны, поскольку такие процессы часто сопровождаются потерями бюджета в связи с формированием дополнительных внешних обязательств в виде платы за обслуживание долгов и дивидендов. Специалисты, данными которых пользовались парламентские эксперты, подсчитали, что таким путем в Украине ежегодно выводится из-под налогообложения около 100 млрд грн, вследствие чего бюджет недополучает почти 20–25 млрд грн.
В целях исправления такого положения авторы законопроекта предлагают подвергать налоговому контролю операции украинских бизнесменов с их связанными лицами, которые дислоцированы в странах, где корпоративный налог или его аналог ниже, чем в Украине, на 5% и более. Однако в эту категорию предложено включить не все операции, а только те из них, размер которых превышает 50 млн грн. Хотя при этом контролирующий орган получит право по отдельному запросу проверить любую операцию между связанными лицами, независимо от ее размера. Для определения цены в контролируемых операциях предлагается применять методы: 1) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), 2) цены перепродажи, 3) «затраты плюс», 4) чистой прибыли, 5) распределения прибыли. Плательщик налога самостоятельно должен выбрать метод (или методы) определения цены, однако предпочтение будет отдаваться первому методу.
Следует заметить, что по поводу этого законопроекта высказали свои письменные замечания несколько отечественных и международных экономических организаций, в частности, Американская торговая палата, Европейская Бизнес Ассоциация и Украинская аграрная ассоциация. Да и на заседании Комитета его обсуждение было весьма бурным. Некоторые народные депутаты нашли в тексте законопроекта ряд моментов, из-за которых, по их мнению, этот нормативный акт не только не создаст надежной преграды для незаконного вывода украинских денег за рубеж, но и, наоборот, предоставит для него дополнительные лазейки. Тем не менее, большинство членов поддержали предложение председателя Комитета Виталия Хомутынника рекомендовать Верховной Раде принять этот законопроект за основу.
Комментарий
Александр Клименко, министр доходов и сборов Украины:
– Одним из ключевых показателей эффективности работы министерства и министра является рейтинг. В частности, рейтинг Doing Business Paying Taxes*. Я не говорю, что это все, но это определенный индикатор нашей работы, который определяют мировые специалисты. И мне очень приятно сказать, что в прошлом году мы достигли чрезвычайно важного успеха, которого не удавалось достичь в прошлые годы – поднялись на 18 пунктов в рейтинге Doing Business Paying Taxes. Это результат нашей кропотливой работы. Мы создали такой баланс, который не допускает какого-либо фискального давления на бизнес. И очень важно понять, что Министерство доходов и сборов не определяет фискальную политику – оно является только администратором платежей. Задачи налоговой и таможенной политики определяет министерство финансов. Мы же определяем эту политику только в формате администрирования платежей и сборов. Это общеевропейский тренд, в котором мы движемся. Это лишает смысла любые разговоры о возможном фискальном давлении на бизнес. И я заверяю, что за 2 года Украина в рейтинге Doing Business Report Paying Taxes войдет в сотню лучших стран.
Объясняющая сноска:
* Doing Business ReportPaying Taxes (англ.) – доклад «Ведение бизнеса» – ежегодное исследование Всемирного банка, оценивающее простоту осуществления предпринимательской деятельности в 183 странах на основе 10 индикаторов. Один из его индикаторов – Paying Taxes – оценивает удобство уплаты налогов.