Он был разработан в связи с необходимостью внедрения европейских стандартов в работу правоохранительного органа специального назначения, обеспечивающего государственную безопасность Украины. Принятие законопроекта, считают авторы, также будет способствовать демилитаризации Службы безопасности Украины, что позволит укрепить конституционные принципы демократического, правового государства в сфере защиты национальных интересов Украины, прав и свобод человека.
ПАСЕ рекомендует
Поскольку выявление, пресечение и раскрытие коррупционных деяний и организованной преступной деятельности относится к компетенции сразу нескольких силовых структур, что влечет за собой неоправданную конкуренцию, распыление ресурсов и усилий, а в конечном итоге – снижение эффективности борьбы с оргпреступностью и коррупцией, возникла необходимость согласования законодательства Украины с рекомендациями Европы. В частности, речь идет о рекомендациях ПАСЕ №1402 (1999) «Контроль над внутренними службами безопасности в странах – членах Совета Европы» относительно ограничения сферы деятельности служб безопасности национальной защитой и №1713 (2005) «О демократическом надзоре за положением в сфере безопасности стран – членов» касательно установления отличий в задачах и полномочиях служб безопасности и разведывательных служб, с одной стороны, и правоохранительных органов – с другой.
Законодательство высокоразвитых европейских стран, пишут авторы законопроекта в пояснительной записке, разграничивает функции правоохранительных органов (полиции) и служб безопасности, четко относя вопросы осуществления борьбы с организованной преступностью и коррупцией к компетенции специальных подразделений органов внутренних дел (полиции).
Демократический надзор за СБУ
С целью обеспечения демократического надзора за Службой безопасности, внедрения в ее деятельность передовых международных стандартов и проведения ее демилитаризации, считают парламентарии, необходимо упразднить полномочия спецслужбы по борьбе с коррупцией и организованной преступной деятельностью в сфере управления и экономики. Также из системы СБУ предлагается исключить военные формирования, и предоставить возможность лицам из числа государственных служащих получать назначения на должность заместителя председателя СБУ. При этом сотрудниками-военнослужащими в случае принятия законопроекта будут комплектоваться исключительно военная контрразведка и Антитеррористический центр, что регламентируется тремя новыми статьями, в т. ч. ст. 20-3, в которой дан текст присяги, принимаемой новоиспеченными силовиками: «Вступая на службу в Службу безопасности Украины, присягаю на верность украинскому народу. Обязуюсь строго соблюдать Конституцию и законы Украины, способствовать претворению их в жизнь, укреплять их авторитет, охранять права, свободы и законные интересы граждан, добросовестно выполнять свои обязанности. Если я нарушу эту присягу, то готов нести ответственность в соответствии с законом».
Борьба с оргпреступностью силами СБУ
Вместе с упразднением «коррупционных» полномочий, СБУ предлагается наделить полномочиями по борьбе с организованной преступностью, поставив ее в ст. 5 закона в один ряд с органами прокуратуры, таможенными органами, органами пограничной службы, государственной налоговой и государственной контрольно-ревизионной службами, органами и учреждениями исполнения наказаний, разведывательным органом Министерства обороны, Службой внешней разведки Украины. При этом СБУ будут предоставлены все права специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью ОВД, в т. ч. право на получение информации из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом, Генеральной прокуратурой, Антимонопольным комитетом, Фондом государственного имущества, министерствами, ведомствами, другими государственными органами Украины.
С целью обеспечения взаимодействия органов прокуратуры, внутренних дел и СБУ в штатных расписаниях центральных аппаратов этих органов предусматриваются должности, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в вопросах борьбы с организованной преступностью. Отчитываться же за проделанную работу СБУ, как предлагается, будет непосредственно перед Верховной Радой.
КОММЕНТАРИЙ
Виктор Чумак, председатель Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
– Следует отдавать отчет в том, что в компетенцию СБУ входит решение достаточно широкого круга проблем. Сюда необходимо отнести и военно-политическую, и экономическую, и гуманитарную, и экологическую безопасность. Поэтому абсолютно верным является шаг по освобождению СБУ от несвойственных для нее функций. К тому же, нужно подчеркнуть ее исключительную компетенцию. Безусловно, посягательства на национальную безопасность, имеющие признаки коррупции, будут рассматриваться СБУ, а вот коррупционные нарушения внутри государства могут рассматриваться другими компетентными органами, на что обращает внимание ПАСЕ в двух предоставленных Украине рекомендациях относительно внедрения в национальную сферу безопасности европейских стандартов. Вторым шагом в реформировании СБУ должна стать демилитаризация структуры, сотрудники которой получат статус государственных служащих, наделенных специальными полномочиями. Таким образом, в системе СБУ военный статус должен быть оставлен только у контрразведкикак подразделения, направляющего свою деятельность на ликвидацию внешних угроз Украине, и Антитеррористического центра как подразделения по борьбе с терроризмом.