Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
22 марта с. г. на рассмотрение парламента народными депутатами Украины Ириной Бережной и Ириной Гориной был подан законопроект №2627 «О нотариате», актуальность которого обусловлена требованиями Конституции, не учтенными в действующем Законе. Данная редакция Закона добавляет более 30 статей, направленных на комплексное решение современных проблем реформирования нотариата Украины.
Новый подход к формированию законодательных положений, регулирующих деятельность нотариусов, имеет своей целью предотвратить «монополизацию» нотариальной деятельности и использование нотариата в качестве бизнеса. Он позволит создать единый нотариат, установит эффективное внесудебное обеспечение охраны и защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц, а также укрепит отношения Украины с другими государствами.
Тотальная «уравниловка»
Практика применения действующего закона о нотариате, считают инициаторы законопроекта, свидетельствует об искусственности разделения нотариата на государственных и частных нотариусов, в связи с чем возникают экономические и юридические недоразумения на подзаконном уровне. Это, в свою очередь, влечет за собой существенные проблемы в работе государственных нотариальных контор, резкое возрастание числа жалоб граждан, формирование коррупционных схем и других негативных явлений.
Пытаясь решить проблему, парламентарии исключили из текста упоминания о государственном нотариате, представив нотариуса как лицо, осуществляющие непредпринимательскую деятельность по удостоверению прав, а также фактов, имеющих юридическое значение, с целью предоставления им юридической достоверности. При этом нотариус обязан соблюдать законы и присягу, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, сохранять нотариальную тайну, соблюдать правила профессиональной этики, бережно относиться к документам делопроизводства и архива.
В случае нарушения или неисполнения своих профессиональных обязанностей нотариус может быть привлечен к профессиональной, гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности. Вред, причиненный незаконными действиями нотариуса, возмещается в полном объеме за счет страховки, минимальный размер которой предлагается уменьшить до 100 минимальных заработных плат (на данный момент эта сумма составила бы 114,7 тыс. грн).
Что будет с государственными нотариусами?
Согласно с пп. 3–5 Заключительных и переходных положений законопроекта, приказ о ликвидации государственной нотариальной конторы будет издавать Минюст на основании представления главных управлений юстиции АРК, областей, Киевского и Севастопольского горуправлений юстиции после завершения работы ликвидационных комиссий и окончательной передачи документов нотариального архива в соответствующий государственный нотариальный архив.
С момента ликвидации государственных нотариальных контор лица, работавшие нотариусами в этих конторах как постоянные работники, а также лица, имеющие свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, которые на момент вступления в силу закона не менее 3 лет занимают должности, непосредственно связанные с обеспечением госконтроля за организацией нотариата Украины в Минюсте, главном управлении юстиции в АРК, областных, Киевском или Севастопольском горуправлениях юстиции, имеют право зарегистрировать нотариальную деятельность вне установленной квоты и вне конкретного количества нотариусов в том нотариальном округе, где были расположены ликвидированная государственная нотариальная контора или соответствующее управление юстиции.
Отметим также, что государственные нотариусы будут иметь преимущественное право на аренду помещений, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных государственным нотариальным конторам в пользование. При заключении договоров аренды преимущественное право поочередно будет предоставляться тем лицам, которые имеют больший стаж работы в должности государственного нотариуса.
Комиссионный допуск к профессии
Согласно новой редакции, допуск к занятию нотариальной деятельностью подразумевает сдачу квалификационного экзамена, который может принять как Высшая квалификационная комиссия нотариата (далее – ВККН), так и региональная. При этом значительно расширено само определение региональных квалификационных комиссий, которые создаются и действуют при главных управлениях юстиции в АРК, областях, Киеве и Севастополе. В состав региональной квалифкомиссии нотариата входят 7 человек, 3 из которых назначаются приказом руководителя соответствующего территориального органа юстиции. Срок полномочий региональной комиссии – 3 года со дня издания приказа о ее создании.
Заседание региональной квалификационной комиссии нотариата является правомочным, если в нем принимает участие не менее 6 ее членов. Решение региональной квалифкомиссии может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно принято, в ВККН в течение 1 месяца со дня его получения или в суде.
В Реестр через резерв
Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью предлагается выдавать не на основе решения ВККН, а по ее представлению, а также по представлению соответствующего территориального органа юстиции. Данные о будущем нотариусе, получившем свидетельство, будут заноситься в региональный кадровый резерв в порядке очередности в зависимости от стажа работы. «Зарезервированному» лицу необходимо подать заявление о зачислении в резерв, а также пакет документов, на основании которых по окончанию полугодия компетентный территориальный орган вынесет приказ о зачислении. При этом следует учитывать, что претендент не имеет права на подачу своих данных в два и более резерва.
Право на регистрацию нотариальной деятельности должно предоставляться только лицам, зачисленным в региональный кадровый резерв. Претенденту, который значится в региональном кадровом резерве нотариусов под №1 и изъявил желание заниматься нотариальной деятельностью, необходимо подать заявление о выдаче ему регистрационного удостоверения в течение 15 дней с момента получения сообщения. В случае соответствия претендента предъявленным требованиям территориальный орган юстиции в течение 7 дней со дня получения заявления о регистрации нотариальной деятельности выдает ему регистрационное удостоверение. В случае отказа в регистрации претендент сможет его обжаловать.
Зарегистрированному нотариусу предписывается произнести торжественную присягу: «Торжественно клянусь исполнять обязанности нотариуса честно, добросовестно и беспристрастно, в соответствии с законом и совестью, соблюдать правила профессиональной этики нотариусов, в своих действиях руководствоваться принципами гуманизма и уважения к человеку».
Количество нотариусов должно быть ограничено
Предельное количество нотариусов в нотариальном округе (квоту) предписывается определять Министерству юстиции Украины по представлению соответствующего территориального органа с учетом численности населения, проживающего в этом округе, количества совершенных нотариальных действий, нагрузки на каждого нотариуса и социально-экономического состояния региона (см. Инфосправку). Количество нотариусов в одном нотариальном округе не может быть меньше двух. При этом нотариусы получат право обмениваться округами по взаимному согласию.
КОММЕНТАРИИ
Дмитрий Журавлев, замдиректора – начальник управления нотариата и финмониторинга департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины:
– На данный момент институт нотариата не нуждается в дополнительном урегулировании. Все вопросы, освещаемые в данном законопроекте, уже решены законом о внесении изменений в закон о нотариате (№5208-VI от 06.09.2012 – прим ред.), подписанным Президентом Украины 8 октября 2012 г. В законе об изменениях изложены все необходимые аспекты, касающиеся допуска к профессии, определения статуса нотариуса, ответственности частных и государственных нотариусов, страховых фондов. С помощью закона об изменениях, поданного Кабинетом министров, была реализована государственная политика по управлению данной сферой. Еще раньше, в 2010 г. была принята концепция реформирования органов нотариата, утвержденная Министерством юстиции. Согласно концепции, реформирование нотариата идет эволюционным путем, предполагающим осуществление постепенной оптимизации количества государственных нотариальных контор.
Не следует забывать о том, что государственный нотариат обеспечивает нотариальными услугами тот сегмент общества, который нуждается в поддержке государства в виде льгот. С момента принятия концепции на уровне Министерства была организована встреча с президентом Международной комиссии по нотариальному сотрудничеству Международного союза латинского нотариата, в результате которой перед отечественным нотариатом было поставлено две задачи: создание единой организации, которая будет объединять всех без исключения нотариусов, и принятие Кодекса профессиональной этики. Сейчас мы близки к завершению выполнения обеих задач, поэтому необходимости в предлагаемых изменениях нет.
Ирина Бережная, народный депутат Украины:
– Когда мы готовили законопроект, мы старались не копировать какую-либо страну, а взять все лучшее, что есть в Международном союзе нотариата, с учетом наших украинских реалий. Как нам кажется, в результате должен получиться классический нотариат, к которому стремится большинство стран этого союза. Международный союз нотариата, в который входит более 155 стран мира, представляет именно частный нотариат, поскольку эта профессия исторически была частной. Качество услуг частного нотариата априори должно быть выше с учетом того, что частный нотариус вынужден отвечать своим именем. Государственный бюджет на сегодняшний день не способен обеспечить содержание государственного нотариата. Частный нотариат – это самофинансирование плюс дополнительные налоги в бюджет. Для этого предполагается внесение соответствующих изменений в налоговое законодательство, которое должно будет предусмотреть отнесение на затраты частных нотариусов тех услуг, которые будут предоставлены льготному контингенту.
Инна Емельянова, заместитель Министра юстиции Украины:
– В представленном законопроекте далеко не все нормы являются новыми. Сегодня мы не видим необходимости в принятии новой редакции закона о нотариате. В то же время, в законопроекте прослеживается тенденция к ограничению нотариата только частным сектором, что соответствует принципам латинского нотариата, модель которого является для Украины наиболее приемлемой. Такая позиция уже неоднократно обсуждалась в министерстве. Более того, были рассмотрены проблемы финансового регулирования нотариата, которые могут возникнуть в случае его кардинального реформирования. Наша задача состоит, прежде всего, в том, чтобы незащищенные слои населения не утратили возможность получения нотариальных услуг. Для этого тарифная сетка услуг, предоставляемых как государственными, так и частными нотариусами, должна формироваться и регулироваться на государственном уровне. Сегодня лицо, желающее воспользоваться нотариальными услугами, не имеет недостатка в выборе нотариусов, которые эти услуги могут оказать. Поскольку действующее законодательство не регламентирует численность частных нотариусов, в сфере нотариата достаточно жесткая конкуренция. Современный отечественный нотариат обеспечивает потребности общества в полной мере, и говорить о радикальных переменах следует с большой осторожностью.
Ксения Ляпина, заместитель главы Комитета ВР по вопросам экономической политики:
– На самом деле формат системы нотариата не имеет значения. В данном случае стоит говорить не о возможных изменениях, а о готовности к таковым населения Украины. Безусловно, нотариальные услуги должны иметь частную основу, как это принято во многих экономически развитых странах. В то же время, следует учитывать и то, что говоря о частном нотариате, мы подразумеваем рыночные отношения, которые могут застать врасплох незащищенные слои населения. Если мы перейдем на рыночную модель, то надо понимать, что государство не сможет регулировать ценовой диапазон частников в том объеме, в каком оно регулирует государственный сектор. Подобная позиция обусловлена такими объективными причинами, как требования, выдвигаемые к нотариусам относительно материально-технического обеспечения их деятельности.
Говорят нотариусы
Юлия Жукова, частный нотариус Киевского городского нотариального округа:
– Сегодня у населения Украины нет проблемы доступа к нотариальным услугам. Более обеспеченные граждане могут позволить себе обратиться к частному нотариусу, а менее обеспеченные прибегают к помощи государственного. Таким образом поддерживается необходимый паритет отношений между государственным и частным нотариатом. Необходимости менять эту ситуацию в данный момент нет. Вопросы, которые возникают в процессе осуществления нотариальной деятельности, носят скорее технический характер и не требуют решения на законодательном уровне.