В секретариате уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека 21 февраля с. г. состоялся круглый стол по вопросам защиты жилищных и имущественных прав детей. К обсуждению были приглашены представители Министерства внутренних дел, Министерства соцполитики, Министерства юстиции, Государственной исполнительной службы, Государственной миграционной службы и Генеральной прокуратуры. В рамках встречи предполагалось рассмотреть вопросы о системных нарушениях жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, обеспечении прав несовершеннолетних во время обращения взыскания на имущество должника, защите жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, соблюдении прав ребенка в случае изменения места проживания родителей.
Госорганы держат ситуацию под контролем
По заверениям директора департамента семьи и детей Минсоцполитики Руслана Колбасы, государство принимает все возможные меры для защиты и обеспечения прав детей, в т. ч. сирот. С 2010 г. в законодательную базу, регулирующую данную сферу, введена норма о взятии детей-сирот на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 16-летнего возраста. Напомним, что ранее в очередь на жилье дети становились по достижению 18 лет, т. е. фактически после того, как покидали стены воспитательного учреждения.
Кроме того, рассматривается возможность передачи жилья, принадлежащего ребенку на праве собственности, до достижения им совершеннолетия в аренду другим гражданам, что, по мнению г-на Колбасы, позволит не только поддерживать жилье в надлежащем состоянии, но и открыть накопительный счет на имя ребенка. С немалой гордостью чиновник сообщил присутствующим и о том, что на сегодня жильем обеспечены 63,9% детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, что в цифровой интерпретации составляет 61331 человек.
Без розовых очков
Энтузиазм г-на Колбасы осадили представители омбудсмена, подчеркнув, что, согласно статистическим данным, за 2011 г. жильем были обеспечены только 298 лиц при общем количестве нуждающихся более 18 тыс. Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская особо подчеркнула, что жилье, предоставленное детям-сиротам в порядке очереди, зачастую непригодно для использования по прямому назначению. По мнению г-жи Лутковской, таким образом органы местной власти просто «ставят галочку» в нужной графе, не желая решать поставленную перед ним проблему.
Остается нерешенным и вопрос с детьми, которые зарегистрированы по месту жительства своих биологических родителей, лишенных родительских прав. «Получается, – посетовала г-жа Лутковская, – что государство забирает ребенка из неблагополучной семьи для того, чтобы вернуть туда же по достижению 18 лет». Следует отметить, что в этом случае отдельные участники круглого стола омбудсмена не поддержали. В частности, было выражено небезынтересное мнение, что при таком подходе не следует забывать и об интересах детей из благополучных семей, которые проживают с родителями. Обзавестись собственным жильем по достижению совершеннолетия не имеют возможности большинство украинцев, поскольку для выплаты ипотечного кредита, по подсчетам г-жи Лутковской, молодому человеку необходимо зарабатывать не менее 12 тыс. грн в месяц, тогда как средняя зарплата по Киеву составляет 3 тыс. грн, а регионах и того меньше.
Решить данную проблему представляется возможным путем внедрения программы социального жилья и постройки временных общежитий. К примеру, считают специалисты, следует обязать застройщиков выделять установленный процент квартир для обеспечения нужд квартирных очередей. Безусловно, такой жест следует ожидать в обмен на льготы, с размерами которых государство до сих пор не может определиться.
Благополучие детей под угрозой
Относительно детей из благополучных семей были отмечены следующие проблемы. Во-первых, представителей уполномоченного по правам человека смутила сложившаяся ситуация с регистрацией новорожденных. Поскольку таковая пока не является обязательной, многие молодые родители не торопятся регистрировать свое чадо, полагая, что место жительства малыша априори определяется местом жительства матери. В итоге непрописанный новорожденный гражданин Украины лишается права на распоряжение своей долей в общем массиве имущества родителей и, соответственно, не имеет права голоса при его отчуждении.
Впрочем, не решит этой проблемы и регистрация, поскольку в случае желания родителей перевести недвижимость в наличные органы опеки и попечительства не контролируют судьбу несовершеннолетнего надлежащим образом. Согласно неофициальным данным, разрешение органов опеки на продажу части имущества, причитающейся ребенку, стоит от $50 в регионах до $100 в столице. А по итогам такой продажи несовершеннолетний лишается и имущества, и денег, что в определенных случаях может прямиком привести его на улицу.
Решение проблемы специалисты усматривают в возложении обязательств по контролю факта последующей регистрации ребенка в новом жилье на компетентные органы.
Дети не отвечают за ипотеку родителей
Еще одной проблемой, требующей пристального внимания, организаторы круглого стола считают ипотечный кредит, в случае невыплаты которого банк имеет право по решению суда принудительно реализовать недвижимое имущество. Причем во время реализации ни банк, ни суд не проявляют интереса к дальнейшей судьбе нерадивых заемщиков. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что, учитывая практику запрета на реализацию предмета ипотеки ввиду права собственности на таковую несовершеннолетнего, неблагонадежные должники, не желая выплачивать кредит, прописывают в спорном жилище чужого ребенка. Поэтому, в соответствии с постановлением Пленума Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел №5 от 30.03.12 «О практике применения судами законодательства при решении споров, возникающих из кредитных отношений», суды «должны исходить из того, имел ли ребенок право собственности на предмет ипотеки или право пользования предметом ипотеки на момент заключения договора».
Комментарии
Алексей Лазаренко, начальник управления уголовной милиции по делам детей МВД Украины:
– В рамках обеспечения прав несовершеннолетних органы внутренних дел рассматривают аспекты, которые, гранича с мошенничеством, подразумевают нарушение прав ребенка с определенным составом уголовного либо административного правонарушения. Например, речь может идти о решении вопроса причисления действий родителей по несвоевременной регистрации ребенка к несвоевременному исполнению родительских обязанностей. Или о том, можно ли вменить родителям, неспособным погасить ипотечный кредит, злостное неисполнение родительских обязанностей, приведшее к тяжелым последствиям. Сегодня в обществе бытует мнение, что милиция способна решить все насущные проблемы. К большому сожалению, это далеко не так. Сотрудники внутренних органов не имеют законных оснований для защиты тех, кого выселяют из жилого помещения по решению суда. В тоже время, ОВД готовы в кратчайшие строки рассматривать и решать вопросы, прямо относящиеся к их компетенции.
Аксана Филипишина, представитель Уполномоченного, начальник управления по соблюдению прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства:
– Сегодня каждый ребенок-сирота должен понимать, что достижение им совершеннолетнего возраста не нивелирует его статус ребенка, который находится под защитой государства. Закон о социальной защите детей-сирот продлевает этот статус до 23 лет, что обеспечивает таким молодым людям особое внимание со стороны соответствующих государственных органов. Такими органами являются служба по делам детей и центр социальных служб для семьи и молодежи, которые входят в систему органов опеки и попечительства. Для поддержки детей, покинувших воспитательные заведения, функционирует сеть временных общежитий, в некоторых городах наличествуют остатки маневренных фондов, у органов опеки есть возможность договариваться с бизнес-структурами об обеспечении таких детей частными общежитиями или предоставлять ребенку по его согласию иное жилье взамен того, что непригодно к использованию, на другой территории.