На пути к европейской интеграции Украиной предпринято немало усилий, в т. ч. направленных на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства. Однако, несмотря на проделанную работу, национальная нормативно-правовая база, регулирующая условия содержания осужденных и взятых под стражу, не в полной мере отвечает требованиям ратифицированных Украиной международных договоров в этой сфере. На этом неоднократно акцентировали внимание как омбудсмен, так и представители Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, эксперты Совета Европы, общественные правозащитные организации.
Так, в период между 1996 и 2003 гг. эксперты Совета Европы, которые представляли Данию, Германию, Великобританию, Польшу и Швецию, провели основательные исследования области заключения и представили два содержательных доклада Совета Европы – Assessment of the Ukrainian Prison System. Report on Council of Europe Expert Missions to Ukraine in June and August 1996 – KR VB (97) 1 и Reassessment on the Needs of the Ukrainian Prison System. Report on Council of Europe Expert Missions to Ukraine in April 2003 – SG/Ukraine (2003) 1 REV. В них указано, что наша система предварительного заключения нуждается в существенном реформировании.
Свидания без ограничений
Не так давно в парламенте был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации законодательства о предварительном заключении и обеспечения конституционных прав и свобод лиц, взятых под стражу и осужденных к лишению свободы, а также осужденных, находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения за пределами учреждений исполнения наказаний (р. № 2293). Как декларируют авторы законопроекта, он направлен на гуманизацию положений Закона «О предварительном заключении» в части улучшения правового положения лиц, находящихся в местах предварительного заключения, расширения прав лиц, взятых под стражу, либерализации режима в местах предварительного заключения, оптимизации порядка предоставления свиданий лицам, взятым под стражу, а также положений УИК Украины.
Существенно ограниченными, считают авторы инициативы, являются на сегодня возможности контактов лиц, находящихся в предварительном заключении, с внешним миром путем переписки и встреч: посещения и письма хотя и разрешаются, но требуют санкции со стороны лица, производящего расследование. Такие разрешения, как минимум на начальной стадии заключения, преимущественно предоставляются достаточно редко. В связи с этим есть тенденция к ограничению, а иногда и к прекращению необходимых социальных контактов лица под стражей, в т. ч. с его детьми, супругами и др. лицами.
Много нареканий со стороны европейских экспертов вызывает и процедура посещения лиц, находящихся в предварительном заключении. Среди ряда выявленных нарушений наиболее проблематичным представляется, прежде всего, то, что предоставление свиданий поставлено в зависимость от решения лица, которое ведет дознание или следствие.
Еще один момент, который беспокоит народных депутатов, касается предоставления взятым под стражу возможности получать информацию о событиях в обществе, государстве и мире. Такая возможность вообще не предусмотрена действующим законодательством, что является ограничением лица в праве на информацию.
Кто поможет написать жалобу?
Существует немало проблем и с обеспечением здравоохранения в учреждениях предварительного заключения. Из отчетов Европейского комитета по предупреждению пыток усматривается, что основные недостатки медицинского обеспечения – это ненадлежащие условия для содержания людей, что приводит к созданию благоприятных условий для распространения болезней, в частности, туберкулеза; отсутствие необходимых лекарств; неукомплектованность штата медработников, их недостаточность для количества лиц, содержащегося в указанных учреждениях, и как результат – нерегулярные осмотры заключенных для диагностики и профилактики заболеваний.
При проведении инспекций учреждений предварительного заключения в Украине европейскими экспертами значительное внимание уделялось возможности заключенных подавать жалобы, поскольку эффективный порядок обжалования и проверки по жалобам является основной гарантией против жестокого или незаконного обращения в местах лишения свободы. Как оказалось, закрепленный в нынешнем законодательстве механизм подачи жалоб далек от идеального.
Первым проблемным моментом является то, что лицам, взятым под стражу, не оказывают помощь при составлении обращений, заявлений и жалоб. В большинстве случаев обращения, заявления и жалобы составляются таким образом, что из их содержания нельзя сделать однозначный вывода, чего именно желает заключенный. К тому же, такое лицо не всегда может быть осведомлено о том, кому необходимо адресовать обращение, заявление или жалобу. Все это может привести к тому, что обращение заключенного или не поступит к нужному адресату, или не будет рассмотрено.
Именно поэтому, по мнению авторов законодательной инициативы, необходимо на законодательном уровне предусмотреть обязанность должностных лиц учреждений предварительного заключения предоставлять заключенным квалифицированную помощь при составлении обращений, заявлений и жалоб.
Впрочем, законопроект содержит и весьма спорные предложения, в частности, относительно того, чтобы внести изменения в УИК в части урегулирования правового режима лечения осужденных за пределами учреждений исполнения наказаний, в т. ч. за рубежом. Проще говоря, авторы желают, чтобы лечение лиц, осужденных к лишению свободы, могло проводиться в лечебных учреждениях за границей и обеспечивалось силами принимающего государства (с согласия последнего) или соответствующими компетентными органами Украины.