Начиная с 5 февраля, оппозиция блокирует работу Верховной Рады, не позволяя открыть очередную сессию. Поводом для «военных действий» послужил отказ парламентариев от рассмотрения законодательной инициативы относительно персонального голосования. По мнению «персоналистов», голосование с помощью карточек не соответствует Конституции и превращает парламент в бездумную машину утверждения «правильных» законопроектов.
Силовой вариант не планируется?
Дабы усовестить коллег, отдельные народные избранники готовы держать в осаде Верховную Раду до ее роспуска Президентом. В то же время, в преддверии переговоров с ЕС оппозиция, не желая дискредитировать Украину в глазах международного сообщества, готова открыть сессию при условии, что представители партии власти предложат вариант, устраивающий обе стороны.
По состоянию на момент сдачи номера компромисс не найден: оппозиционеры продолжают заявлять, что останутся возле парламентской трибуны всю следующую неделю и будут «дневать и ночевать в Раде до 19 числа». В свою очередь, член фракции ПР Александр Ефремов на брифинге 8 февраля констатировал, что «ситуация улучшается, поэтому на сегодняшний день силовой вариант не планируется».
Как быть с Конституцией?
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 106 Конституции, Президент Украины «прекращает полномочия Верховной Рады Украины, если в течение 30 дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться». Вопрос в том, с чего начинать отсчет этих 30 дней? Так, есть предположение, что поскольку сессия парламента не открыта, то и данный механизм отсчета пока не запущен.
По этому поводу существует решение Конституционного Суда №11-рп/2004 от 19.05.2004 г. – дело об условиях досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины. Субъект внесения представления (Президент) задает, среди прочего, вопрос: что следует понимать под словосочетанием «пленарные заседания не могут начаться»?
Специалисты по конституционному праву высказали разные взгляды по этому поводу. Одни посчитали: это положение означает, что нет надлежащих условий для рассмотрения на пленарных заседаниях вопросов, отнесенных к компетенции парламента – к примеру, из-за захвата трибуны, блокирования работы президиума, вывода из строя системы голосования, средств связи и т. д. Другие же с такой точкой зрения не соглашались.
В итоге КСУ предоставил достаточно «размытое» толкование: «пленарные заседания не могут начаться» означает, что пленарные заседания Верховной Рады не могут быть открыты, и ВР не может приступить к рассмотрению запланированных вопросов из-за несоблюдения порядка работы ВР, установленного Конституцией и регламентом, что делает невозможным осуществление парламентом конституционных полномочий единого органа законодательной власти в Украине.
Можно ли провести заседание не «под куполом»?
Некоторые специалисты, как сказано в решение КСУ №11-рп/2004, даже отсутствие надлежащих условий не считают препятствием для проведения пленарных заседаний, поскольку они могут происходить в другом помещении. И такой сценарий уже имел место – парламентское большинство собиралось в другом зале. Так, 21 января 2000 г. 239 депутатов собрались в «Украинском доме» и проголосовали за изменение регламента и отставку спикера Верховной Рады Александра Ткаченко и его первого заместителя Адама Мартынюка.
Стоит сказать, в регламенте Верховной Рады от 27.07.1994 №129/94-ВР (утратил силу в 2006 г.) была предусмотрена теоретическая возможность для народных депутатов собираться не «под куполом» – в ст. 2.3.2 было сказано, что в случае введения на территории Украины режима военного, чрезвычайного или иного состояния, связанного с ограничением конституционных прав граждан, заседания ВР могут проходить не в здании парламента, а в другом помещении. В новом Законе о регламенте такой нормы не предусмотрено.
Впрочем, следует обратить внимание, что роспуск ВР – это вовсе не обязанность, а право Президента, которым он может и не воспользоваться.
Комментарии:
Александр Ефремов, председатель фракции Партии Регионов в ВР
– Если в течение 30 дней парламент не начнет работу, у Президента Украины появляется конституционное право его распустить. Есть спорные моменты насчет того, с какого момента начинает исчисляться этот срок. Лично я считаю, что 30 дней начинают истекать с момента, когда Верховная Рада должна была начать работать. Согласно Конституции, мы начинаем работу с первого вторника февраля, т. е. с 5 числа. Механизм влияния на парламент один – это мнение избирателей. На сегодня никто в государстве не в восторге от того, что парламент не работает. Поэтому у нас есть надежда, что 19 февраля Верховная Рада все же приступит к работе.
Павел Петренко, секретарь Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия
– Если парламент не заработает, одним из вариантов выхода из ситуации станет проведение внеочередных выборов. Однако это огромные средства, которые можно использовать на благо людей. Поэтому заявления о перевыборах – не более чем миф. Говорить о каких-либо политических сценариях развития событий еще рано. Не нужно делать перевыборы, необходимо приходить на работу и голосовать лично.
Виталий Кулик, заместитель руководителя главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации Президента Украины
– По моему мнению, 30-дневный срок, по истечению которого глава государства имеет право распустить парламент, начинает истекать с момента, когда не началось первое пленарное заседание. Но думаю, что разговоры о роспуске – это пока только политические заявления. Хотя не исключено, что это даст депутатам какой-то импульс с тем, чтобы они определились с дальнейшим порядком действий.